|
|
29
июня 2001 г. |
Источник:
газета "Красноярский рабочий" |
Автор:
Н. Егорова, начальник инспекции Счетной палаты |
Кто греет руки на северном завозе
|
В
последнее время в СМИ часто можно услышать отрицательные отзывы
об организации северного завоза в крае, где к районам Крайнего Севера
и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов
относятся Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский
и Туруханский районы, города Енисейск, Игарка и Норильск. |
Счетная
палата края как орган государственного финансового контроля всегда
уделяет внимание наиболее актуальным, волнующим общественность проблемам,
поэтому и данный вопрос не мог остаться в стороне. Осенью 2000 года
была проведена проверка использования средств регионального (краевого)
фонда поддержки завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные
к ним местности за 1999 год. В ходе проверки установлено следующее. |
В
законе края "О краевом бюджете на 1999 год" определено, что государственная
поддержка досрочного завоза продукции (товаров) в северные районы
края осуществляется за счет средств регионального фонда и средств,
выделяемых из федерального фонда целевых субвенций. В нарушение
действующего законодательства 224,2 млн рублей, полученных из фонда
целевых субвенций, предусмотренных в 1999 году на государственную
финансовую поддержку завоза грузов в северные районы, не были отражены
в доходной части краевого бюджета. |
Законом
Красноярского края "О краевом бюджете на 1999 год" региональный
фонд определен в сумме 1 млрд 715,3 млн рублей. В октябре 1999 года
объем бюджетных ассигнований уменьшен до 139,45 млн рублей. Фактически
за 1999 год средства регионального фонда составили 135 009,2 тысячи
рублей. В 1999 году в северные районы края за счет всех источников
завезено: угля - 331,4 тысячи тонн, или 88,2% от заявленного объема;
нефтепродуктов - 87 тысяч тонн, или 75,3%; продовольствия, медикаментов,
продукции производственно-технического назначения на общую сумму
127,14 млн руб. |
Анализ
исполнения двумя операторами-поставщиками - ЗАО "Крайсеверкомплект"
и ООО "Севернефть" - договоров поставки угля и ГСМ показал следующее.
При общем объеме перепоставки продукции "Крайсеверкомплектом" установлен
факт ее недопоставки в Туруханский район конкретным получателям.
Кроме того, ЗАО нарушило график завоза угля в Енисейский район. |
Имели
также место нарушение ассортимента и объемов поставляемой продукции.
Так, общий плановый объем поставки ГСМ в Енисейск по спецификации
к договору комиссии, заключенному между администрацией Енисейска
и ООО "Севернефть", составил 7,13 тысячи тонн, в том числе бензин
- 2,23 тысячи тонн. Фактический объем поставки бензина по договорам
составил 0,112 тысячи тонн. Этим же оператором-поставщиком на 31.12.99
г. в Енисейский район недопоставлено 1,615 тысячи тонн нефтепродуктов.
Другой пример: ООО "Севернефть" поставило в Кежемский район 1,14
тысячи тонн нефтепродуктов вместо установленных 6,3 тысячи тонн. |
Постановлением
администрации края от 27.05.99 г. N 304-п установлено обязательное
согласование цен по договорам на поставку нефтепродуктов с комитетом
цен администрации края. Требуемое согласование на момент проверки
по договорам, заключенным между администрацией Енисейска и ООО "Севернефть",
не представлено. Аналогичная ситуация с договорами между Енисейским
УЖКХ и ООО "Севернефть", между администрацией Кежемского района
и ООО "Севернефть". |
Ответственность
за нарушение сроков, объемов поставки, ассортимента, договорной
цены надлежащим образом не прописана в договорах, что дает возможность
для злоупотреблений со стороны операторов-поставщиков. Например,
в договорах, заключенных между администрацией Енисейска и ООО "Севернефть",
между Енисейским УЖКХ и ООО "Севернефть", не предусмотрена ответственность
этого ООО за нарушение объемов и сроков поставки ГСМ. Размер комиссионного
вознаграждения не зависит от нарушений перечисленных условий. |
Проверкой
формирования договорной цены ООО "Севернефть" по договору между
администрацией Енисейска и ООО "Севернефть" установлено ее несоответствие
отпускной цене поставщика-изготовителя. Отпускная цена завышена
на 4,7%. Схожая ситуация в отношении договора между Енисейским УЖКХ
и ООО "Севернефть". Завышено комиссионное вознаграждение за счет
превышения цены фирмы - поставщика нефтепродуктов. |
По
результатам анализа использования администрациями северных территорий
средств регионального фонда сделаны следующие выводы. Суммы средств
регионального фонда, переданные в управление, владение районам и
городам северных территорий, не были отражены при формировании местных
бюджетов. Администрации северных территорий либо вообще не погашали
задолженность перед региональным фондом, либо погашали ее не в полном
объеме. Районными администрациями не применялись меры по взысканию
кредитов и процентов по ним, выданных юридическим и физическим лицам. |
При
формировании бюджетов северных территорий, например бюджета Енисейского
района, где фонд финансовой поддержки составляет 65%, а доля собственных
доходов лишь 35%, учитывались средства на текущие расходы социальной
и бюджетной сферы, при этом источники погашения задолженности муниципальных
образований по средствам регионального фонда не были предусмотрены.
Возвращенные предприятиями-заемщиками средства регионального фонда
отвлекались на текущие расходы районного бюджета. Так, погашение
задолженности администрации Енисейского района перед региональным
фондом в 1999 году не осуществлялось. Однако общая сумма погашенных
кредитов и процентов по ним предприятиями-заемщиками перед администрацией
Енисейского района, полученных за счет средств регионального фонда,
в 1999 году составила 1408,6 тысячи рублей. |
Выборочная
проверка кредитных договоров, заключенных финансовым управлением
администрации Туруханского района с предприятиями-получателями ГСМ,
угля и продуктов питания, показала, что допускалось повторное выделение
кредитов предприятиям и организациям, не обеспечившим возврат ранее
выданных заемных средств. Договоры о предоставлении ссуд не сопровождались
договорами о залоге, а имеющиеся договоры о залоге недвижимого имущества
не регистрировались надлежащим образом. Районными администрациями
сумма процентов за пользование кредитом начисляется и выставляется
по мере уплаты основного долга, без начисления штрафных санкций
за несвоевременный возврат кредита. В результате сумма задолженности
региональному фонду по кредитам оказалась заниженной. |
Для
нормализации ситуации, связанной с северным завозом, Счетная палата
предложила ряд мер, среди которых своевременное начисление процентов
за пользование денежными средствами и штрафных санкций по каждому
договору займа; предоставление администрациями северных территорий
края ежеквартальных отчетов об использовании денежных средств заемщиками;
разработка типового договора поставки, предусматривающего размер
комиссионного вознаграждения и ответственность за нарушение сроков,
объема поставки, ассортимента, договорных цен, с целью устранения
возможных злоупотреблений. |
При
проведении отбора операторов-поставщиков для завоза грузов в северные
районы следует, во-первых, учесть выводы, сделанные Счетной палатой
после проверки исполнения отдельными операторами договоров на поставки
угля и нефтепродуктов, а во-вторых, ежеквартально рассматривать
отчет об использовании средств, выданных на эти цели. Надеемся,
что должностные лица, от которых зависит судьба северного завоза
в этом году, не оставят без внимания рекомендации Счетной палаты
края и примут соответствующие меры для устранения отмеченных нарушений
и недопущения их повторения. |
|
|