Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут
 
 
20 августа 1999 г.
Газета "Сегодня"
Автор: Вадим Несвижский
Пушечное мясо бензиновой войны
Нынешние топливные хозяева Петербурга могли оказаться пешками в руках претендентов на их места
Минирование в конце прошлой недели двух автозаправочных станций "Балттрейд" (дочернего предприятия Балтийской финансово-промышленной группы - БФПГ, глава которой Павел Капыш был 26 июля расстрелян из гранатомета на набережной Невы) и демонстративный взрыв в понедельник неонового стенда на заправке главного конкурента БФПГ - "Петербургской топливной компании", возглавляемой одним из лидеров "тамбовцев" Владимиром Кумариным, дали повод к разговорам о перерастании топливной войны в Петербурге в новую фазу. Но, как показывает анализ ситуации, раскачивание нефтяного рынка невыгодно обоим операторам, контролирующим его большую часть, зато вполне устраивает тех, кто намерен добиться его передела.
По информации оперативников, расследующих убийство Павла Капыша, возникшая поначалу версия о причастности к теракту военных подтверждается лишь отчасти. Судя по всему, группа гранатометчиков была сколочена всего за неделю до преступления из "гражданских киллеров", ранее не знакомых между собой. Однако, чтобы создать из них боеспособную диверсионную группу и добиться той точности стрельбы, что была продемонстрирована у моста лейтенанта Шмидта, нужно было хотя бы неделю потренироваться на армейском полигоне. И сейчас по всей России идет поиск полигона, на котором киллеры могли отрабатывать стрельбу из гранатометов.
При этом весьма сомнительной с точки зрения наблюдателей выглядит сразу взятая милицией на вооружение версия о причастности Кумарина к устранению конкурента. Наоборот, главным результатом убийства Павла Капыша стало резкое ослабление двух ведущих операторов питерского рынка. БФПГ лишилась своего руководителя, на котором было завязано 80% всех дел и проектов группы (покойный вообще характеризовался как трудоголик, довольствовавшийся сном по 5-6 часов), а работу "Петербургской топливной компании", находящейся теперь под пристальным контролем правоохранительных органов (того же Кумарина постоянно вызывают на допросы), можно смело сравнить с деятельностью в форс-мажорных обстоятельствах.
Вряд ли, считают некоторые милиционеры, Владимир Кумарин, способный заранее спрогнозировать такой поворот событий, пошел бы на физическое устранение Капыша. Если даже у вице-президента ПТК и были такие мысли, то после предсмертного интервью главы БФПГ, где тот прямо указал на угрозу своей жизни, исходящую от Кумарина, реализовывать их было бы по меньшей мере неосторожно. С другой стороны, трудно оценить, насколько серьезным было заявление самого Капыша. По словам близко знавших его людей, в последний четверг перед своей смертью, направляясь на презентацию санкт-петербургского филиала банка "Зенит", он прогуливался без охраны по Невскому проспекту от Капеллы до клуба "Талион", которые разделяют по меньшей мере 200 метров - поведение, согласитесь, странное для человека, ожидающего покушения.
Кто спровоцировал раскачивание питерского топливного рынка, неизвестно. Тем не менее, считают наблюдатели, возникшей ситуацией грех было бы не воспользоваться компаниям, только-только пробивающим себе дорогу на местный рынок. Среди прочих питерские бензоторговцы выделяют "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз". Еще 30 апреля, в разгар питерского бензинового кризиса, Вагит Алекперов подписал с губернатором Яковлевым договор о том, что к концу года у "ЛУКОЙЛа" будут функционировать в городе 100 АЗС (в том числе 50 - на условиях франчайзинга). Большинство наблюдателей однозначно трактуют это событие как переориентацию Яковлева с ПТК, которая помогла ему в избирательной кампании 1996 года, на ЛУКОЙЛ, имеющий шансы стать генеральным спонсором нынешнего губернатора в кампании 2000 года.
Не исключено также, что в качестве "новой силы" готовится выступить и компания "Сибнефть" Романа Абрамовича с дочерними структурами: в любом случае, кроме непосредственного захвата рынка, идет борьба за второй по величине субъект Российской Федерации. Скорее всего, новых бензиновых хозяев города можно будет определить уже осенью этого года. На это время прогнозируют новый топливный кризис в Санкт-Петербурге...

 
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены