Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут
 
 
15 июля 1999 г.
Газета "Новые известия"
Автор: Алексей Смирнов
Опасные связи
Финский концерн с трудом вырвался из-под контроля тамбовской группировки.
Одна из ведущих фирм Финляндии, государственный нефтехимический концерн "Несте" (сейчас - "Фортум"), путем огромных усилий вырвался из когтей русской мафии.
Потребовалась помощь российских и финских властей и мощная кадровая чистка (руководство "Несте" уволило значительную часть своего российского персонала), чтобы освободиться от контроля тамбовской группировки, возглавляющей бандитскую "табель о рангах" Петербурга. Скорее всего, однако, спастись от "тамбовцев" удалось, лишь выплатив им гигантское отступное. Это утверждает самая крупная и респектабельная газета Финляндии "Хельсингин саномат", группа журналистов которой провела расследование деятельности "Несте" в Финляндии и России. Статья о "тамбовских" связях концерна вышла без подписей авторов из соображений безопасности: несльканная предосторожность в тихой Финляндии.
"Тамбовцам" удалось внедриться в концерн в начале 90-х, когда "Несте" начал строительство сети собственных бензоколонок в Петербурге и Ленинградской облас-ти. Когда выяснилось, что охранное предприятие, выбранное "Несте" в качестве партнера, принадлежит тамбовской группировке, было уже поздно: бандиты стали диктовать свои условия.
Жизнь "Несте" в Питере стала протекать в традициях российского бизнеса. Два года назад был застрелен вице-директор российского "Несте" Валерий Мандрыкин, затем наступила очередь шефа службы безопасности "Несте". На преемника убитого также было совершено покушение в одном из лучших отелей Петербурга, он чудом избежал смерти.
Влияние "тамбовцев" на деятельность концерна в России почувствовали на своих карманах тысячи российских автомобилистов, Весной цены на бензин, продаваемый в России на финских бензоколонках, неоправданно взлетели в два раза. Сейчас в северной столице проходит расследование деятельности трех крупнейших про-давцов бензина - "Несте", "Шелл" и "Балттрэйд".
Как подозревают питерские власти, эти предприятия тайно заключили так называемое картельное соглашение о взвинчивании цен на бензин, что подрывает принцип свободной конкуренции.
Олег Коломийченко, председатель антимонопольного комитета Петербурга, сообщил "Хельсингин саномат", что убийство Мандрыкина два года назад могло быть своего рода предупреж-дением концерну: тогда, как и сегодня, ряд владельцев бензоколонок резко повысил цены на бензин, но "Несте" отказался следовать их примеру. Судя по тому, что в этом году финский концерн не оказался штрейкбрехером, урок не пропал даром.
Руководство концерна в сво-их комментариях по поводу обвинения в связях с "тамбовцами" постаралось ответить максимально обтекаемо, но бывший шеф концерна Яакко Ихамуотила, при котором начался "роман" с бандитами, признал, что концерн переоценил свои возможности на российском рынке. "У нас все время были проблемы с преступниками в Петербурге, так что нам даже пришлось отказаться от планов расширить свою деятельность на Москву. Пять лет назад так же плохо было и в странах Балтии, но сейчас там все наладилось, вот только Петербург по-прежнему остается головной болью предпринимателей".
Расследование "Хельсингин саномат" о влиянии бандитов на деятельность "Несте" выходит за рамки традиционного чтива на тему русской мафии. До сих пор в Скандинавии и Финляндии было распространено мнение, подтверждаемое многочисленными экспертами и шефами крупных предприятий, что в Россию опасно соваться лишь небольшим и средним фирмам - ограбят и голыми домой отправят, - а индустриальные гиганты с государственной поддержкой за спиной могут рассекать бурные российские воды, не обращая внимания на мелкие суденышки флибустьеров. "Несте" - первый случай, когда открыто заявлено о проникновении бан-дитов в структуры огромного концерна.
Но что еще серьезнее - обвинения "Несте" в связях с "тамбовцами" могут ударить по одному из самых перспективных российско-финских экономических проектов. Только что финское предприятие North Transgas Oy, которым на паях владеют "Фортум" (бывший "Несте") и российский "Газпром" предостави-ло проект прокладки газопровода из Сибири через Петербург в Северную Германию. После изучения морского дна и возможных сухопутных маршрутов было представлено три альтернативы. Труба может пройти от российско-финской границы по дну Балтики прямо в Германию или протянется через Финляндию до Ханко, возле Хельсинки. Еще перспективнее - пустить ее севернее, до городка Усикаупунки, возле Турку, оттуда перекинуть по дну Ботнического залива до шведского города Евле и, проло-жив через всю Швецию на юг, уже оттуда дотянуть до Германии.
Два последних, частично сухопутных, маршрута обойдутся не только почти в два раза дешевле (3 "сухопутных" миллиарда долларов против 5 "морских"), но и откроют дополнительные рынки для газа в Финляндии и Швеции. Речь идет о ежегодной прибыли в сотни миллионов долларов. Однако у двух последних маршрутов есть серьезные критики, главный аргумент которых - опасность чрезмерной зависимости Финляндии от российского газа. Об этом, в частности, недавно заявил в Хельсинки исполнительный директор Международного энергетического агентства Роберт Приддл.
Противники увеличения российского импорта разработали альтернативный проект строительства газопровода из Норвегии через Швецию в Финляндию, который сделает страны Северной Европы энергетически автономными. Все предложения будут обсуждаться финским парламентом после летних каникул, и "русская мафия", захватившая "Фортум", безусловно, станет еще одним аргументом противников нового газопровода из России.
Кстати, сам факт появления разоблачительной статьи в уважаемой финской газете сразу после представления совместного проекта "Фортума" и "Газпрома" невольно наводит на мысль о связи этих двух событий.

 
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены