|
|
15
июля 1999 г. |
Газета
"Новые известия" |
Автор: Алексей
Смирнов |
Опасные
связи
|
Финский
концерн с трудом вырвался из-под контроля тамбовской группировки.
|
Одна из ведущих
фирм Финляндии, государственный нефтехимический концерн "Несте"
(сейчас - "Фортум"), путем огромных усилий вырвался из когтей русской
мафии. |
Потребовалась
помощь российских и финских властей и мощная кадровая чистка (руководство
"Несте" уволило значительную часть своего российского персонала),
чтобы освободиться от контроля тамбовской группировки, возглавляющей
бандитскую "табель о рангах" Петербурга. Скорее всего, однако, спастись
от "тамбовцев" удалось, лишь выплатив им гигантское отступное. Это
утверждает самая крупная и респектабельная газета Финляндии "Хельсингин
саномат", группа журналистов которой провела расследование деятельности
"Несте" в Финляндии и России. Статья о "тамбовских" связях концерна
вышла без подписей авторов из соображений безопасности: несльканная
предосторожность в тихой Финляндии. |
"Тамбовцам"
удалось внедриться в концерн в начале 90-х, когда "Несте" начал
строительство сети собственных бензоколонок в Петербурге и Ленинградской
облас-ти. Когда выяснилось, что охранное предприятие, выбранное
"Несте" в качестве партнера, принадлежит тамбовской группировке,
было уже поздно: бандиты стали диктовать свои условия. |
Жизнь "Несте"
в Питере стала протекать в традициях российского бизнеса. Два года
назад был застрелен вице-директор российского "Несте" Валерий Мандрыкин,
затем наступила очередь шефа службы безопасности "Несте". На преемника
убитого также было совершено покушение в одном из лучших отелей
Петербурга, он чудом избежал смерти. |
Влияние "тамбовцев"
на деятельность концерна в России почувствовали на своих карманах
тысячи российских автомобилистов, Весной цены на бензин, продаваемый
в России на финских бензоколонках, неоправданно взлетели в два раза.
Сейчас в северной столице проходит расследование деятельности трех
крупнейших про-давцов бензина - "Несте", "Шелл" и "Балттрэйд". |
Как подозревают
питерские власти, эти предприятия тайно заключили так называемое
картельное соглашение о взвинчивании цен на бензин, что подрывает
принцип свободной конкуренции. |
Олег Коломийченко,
председатель антимонопольного комитета Петербурга, сообщил "Хельсингин
саномат", что убийство Мандрыкина два года назад могло быть своего
рода предупреж-дением концерну: тогда, как и сегодня, ряд владельцев
бензоколонок резко повысил цены на бензин, но "Несте" отказался
следовать их примеру. Судя по тому, что в этом году финский концерн
не оказался штрейкбрехером, урок не пропал даром. |
Руководство
концерна в сво-их комментариях по поводу обвинения в связях с "тамбовцами"
постаралось ответить максимально обтекаемо, но бывший шеф концерна
Яакко Ихамуотила, при котором начался "роман" с бандитами, признал,
что концерн переоценил свои возможности на российском рынке. "У
нас все время были проблемы с преступниками в Петербурге, так что
нам даже пришлось отказаться от планов расширить свою деятельность
на Москву. Пять лет назад так же плохо было и в странах Балтии,
но сейчас там все наладилось, вот только Петербург по-прежнему остается
головной болью предпринимателей". |
Расследование
"Хельсингин саномат" о влиянии бандитов на деятельность "Несте"
выходит за рамки традиционного чтива на тему русской мафии. До сих
пор в Скандинавии и Финляндии было распространено мнение, подтверждаемое
многочисленными экспертами и шефами крупных предприятий, что в Россию
опасно соваться лишь небольшим и средним фирмам - ограбят и голыми
домой отправят, - а индустриальные гиганты с государственной поддержкой
за спиной могут рассекать бурные российские воды, не обращая внимания
на мелкие суденышки флибустьеров. "Несте" - первый случай, когда
открыто заявлено о проникновении бан-дитов в структуры огромного
концерна. |
Но что еще
серьезнее - обвинения "Несте" в связях с "тамбовцами" могут ударить
по одному из самых перспективных российско-финских экономических
проектов. Только что финское предприятие North Transgas Oy, которым
на паях владеют "Фортум" (бывший "Несте") и российский "Газпром"
предостави-ло проект прокладки газопровода из Сибири через Петербург
в Северную Германию. После изучения морского дна и возможных сухопутных
маршрутов было представлено три альтернативы. Труба может пройти
от российско-финской границы по дну Балтики прямо в Германию или
протянется через Финляндию до Ханко, возле Хельсинки. Еще перспективнее
- пустить ее севернее, до городка Усикаупунки, возле Турку, оттуда
перекинуть по дну Ботнического залива до шведского города Евле и,
проло-жив через всю Швецию на юг, уже оттуда дотянуть до Германии. |
Два последних,
частично сухопутных, маршрута обойдутся не только почти в два раза
дешевле (3 "сухопутных" миллиарда долларов против 5 "морских"),
но и откроют дополнительные рынки для газа в Финляндии и Швеции.
Речь идет о ежегодной прибыли в сотни миллионов долларов. Однако
у двух последних маршрутов есть серьезные критики, главный аргумент
которых - опасность чрезмерной зависимости Финляндии от российского
газа. Об этом, в частности, недавно заявил в Хельсинки исполнительный
директор Международного энергетического агентства Роберт Приддл.
|
Противники
увеличения российского импорта разработали альтернативный проект
строительства газопровода из Норвегии через Швецию в Финляндию,
который сделает страны Северной Европы энергетически автономными.
Все предложения будут обсуждаться финским парламентом после летних
каникул, и "русская мафия", захватившая "Фортум", безусловно, станет
еще одним аргументом противников нового газопровода из России. |
Кстати, сам
факт появления разоблачительной статьи в уважаемой финской газете
сразу после представления совместного проекта "Фортума" и "Газпрома"
невольно наводит на мысль о связи этих двух событий. |
|
|
|
|