Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут
 
 
29 января 1999 г.
Источник: "Общая газета"
Черный передел
Бензиновые генералы теснят бандитов
В конце прошлого года наблюдатели всерьез заговорили о новом переделе бензинового рынка столицы. Только за один месяц в Москве были убиты президент АО "Томск-Нефть-Восток" Александр Берлянд, генеральный директор АО "Юниос" Александр Григолюнас, совершено покушение на гендиректора ЗАО "Аэройл" Валерия Комарова. В ответ МВД объявило о начале широкомасштабной операции "Нефть"...
Первопроходцы
Московский нефтяной бизнес не зря считается чрезвычайно опасным. По подсчетам руководителя одного из специализированных информационно-аналитических агентств от пуль киллеров погибло 10 процентов тех руководителей топливных компаний, которые занялись этим бизнесом в начале 90-х.
В какой-то момент процессы в этой городской сфере казались абсолютно неуправляемыми. Хотя в муниципальной собственности оставалась большая часть розничной сети - 220 АЗС Московского комбината автообслуживания (МПКА), единственный в регионе нефтеперерабатывающий завод (Московский НПЗ) и система оптовых поставок нефти и нефтепродуктов ("Моснефтепродукт"), - нельзя сказать, чтобы городские власти всегда держали ситуацию под контролем. Тот вопрос, который сегодня ребром встал в Красноярске - кто сильнее: губернатор или полукриминальные воротилы топливного рынка, - в свое время пришлось решать и столичному правительству.
Отправной точкой первого передела бензинового рынка Москвы можно считать "топливный голод" 1992 года. Многочасовые очереди к бензоколонкам вынудили городские власти отказаться от монополии на нефтяную розницу. Из 220 АЗС, принадлежащих МПКА, около 160 бензоколонок, одна за другой, были переданы в аренду. Кроме того, была разрешена торговля с бензовозов и временные контейнерные АЗС. Отсутствие четких правил торговли, дыры в налоговом законодательстве и слабость фискальных органов на какое-то время сделали бензиновый бизнес суперприбыльным.
Естественно, в эту еще полупустующую нишу немедленно ринулся столичный криминалитет. Его взаимоотношения с владельцами (формально - арендаторами) бензоколонок начинались с тривиального рэкета ("тариф" колебался от 10 до 20 процентов с продаж) и заканчивались долговременным вхождением "в долю". Наиболее крупные "авторитеты" не ограничивались розницей, но интересовались и оптовой торговлей. Так, Отари Квантришвили незадолго до гибели пытался взять под контроль несколько черноморских терминалов и наладить собственные каналы поставок нефтепродуктов в московский регион. Его главным конкурентом в этой области была активно действующая в столице "чеченская" группировка.
Уже тогда столичному правительству стало ясно: без активного регулирования рынка административными рычагами (идея, которая в 1994 году многим еще казалась ретроградной) контроль за ситуацией окончательно перейдет в руки теневых воротил. Первым ударом по теневикам было требование заменить временные АЗС (как наименее поддающиеся контролю) на постоянные. Кто-то предпочел уйти с рынка по-тихому, кто-то - громко хлопнул дверью. Среди последних был Илья Колеров (фирма "Илья Колеров и Ко"), который попытался публично выяснить отношения с московским правительством, обвиняя его во всех смертных грехах. Впрочем, это ему не помогло.
Когда Колеров распродавал свое имущество, произошел забавный казус. Одна из его бензоколонок досталась... Союзу писателей Москвы. Оказалось, за несколько лет до этого нефтедилер по случаю прикупил принадлежащую этому союзу типографию (причем большая часть тружеников пера об этой сделке ничего не знала). Но до конца, видимо, не расплатился - и вот решил компенсировать долг одной из своих АЗС. Впрочем, основную часть своего бизнеса Колеров продал "чеченцам". Так что о декриминализации бензинового рынка в то время не могло быть и речи. Основные сражения были еще впереди.
Акулы
Пока столичные власти вели борьбу за контроль над розницей, крупный и отчасти средний опт все больше подминали свежеприватизированные нефтяные гиганты: ЮКОС, ЛУКойл, Сибнефть. Через некоторое время они попытались овладеть и розничной сетью, выстраивая на европейский манер так называемую вертикальную схему, по которой нефтедобыча, нефтепереработка и реализация через АЗС должна быть сконцентрирована в одних руках. Индикатором второго передела снова стал бензиновый кризис - 1994 года.
Одну за другой теряя свои позиции на розничном и оптовом рынках, криминалитет тем не менее захватывает новую "высоту" - Московский НПЗ в Капотне. "Братва" использовала трудную ситуацию, сложившуюся на НПЗ, где сохранялся старый управленческий аппарат и устаревшие производственные технологии.
Завод работал в основном по "давальческому" принципу: нефтетрейдеры поставляли сырье, платили за переработку и получали на выходе бензин и мазут. Но это в теории. На практике нефтетрейдеры, рассчитываясь за переработку предоплатой, подолгу не могли получить свои "кровные" нефтепродукты. Их приходилось буквально выбивать. Срывая все графики, завод расплачивался со старыми кредиторами, делая новые долги. Срыв графиков отгрузки вел к колоссальным финансовым потерям: в ожидании топлива простаивали целые товарняки. А у заводских ворот росли очереди бензовозов.
И на отгрузку пришла "братва". Она решала все проблемы быстро и решительно. Она составляла свой собственный график отгрузки и за дополнительную плату регулировала продвижение очереди. Из мелких криминальных бригад постепенно формировалась "профильная" группировка, контролирующая район Капотни.
Другие бригады развернулись на нефтебазах: одно время их площадей не хватало, чтобы обеспечить всех желающих сдать топливо на хранение. За разрешение постоянно возникающих конфликтов опять же отвечала "братва". Не осталось без ее внимания и снабжение аэропортов авиакеросином. В "Шереметьево" эти вопросы курировали "химкинцы" и "долгопруднинцы", во "Внуково" - "солнцевские".
Киты
Этапным событием, обозначившим третий передел бензинового рынка, стало убийство директора МПКА Владимира Монахова в августе 1997 года. Несмотря на то что комбинат по-прежнему располагал самой большой сетью АЗС, а кроме этого должен был получать постоянный доход от арендаторов остальных бензоколонок, он погряз в долгах, которые росли с каждым годом. К 1 декабря 1997-го сумма долга превысила 300 миллиардов старых рублей - то есть 50 миллионов долларов.
Согласно основной версии, которую отрабатывает следствие, "заказ" поступил из Монтажспецбанка, соучредителем которого был МПКА. Правда, к тому времени глава банка Аркадий Ангелевич уже два месяца находился в СИЗО по делу о крупных хищениях, однако нанять киллеров, по оперативным данным, могла его сестра Генриэтта. Как предполагают следователи, организатором убийства стал лидер "можайско-смоленской" группировки Коля Можайский, а исполнителем - его телохранитель по кличке Тайсон. Причиной убийства могла быть многомиллиардная задолженность банка перед комбинатом и конфликт вокруг 8 АЗС, которые МПКА сдал в аренду семейной фирме Ангелевичей "Дана Петролеум".
Впрочем, проблемы могли быть и с другими дочерними организациями, которые во множестве расплодились вокруг МПКА. В 1997 году стало ясно, что городские власти мириться с этим больше не будут. В это время вынашивается несколько проектов приватизации или переподчинения комбината.
Согласно одному из проектов, МПКА должен был войти в состав учрежденной в том же году московским правительством Центральной топливной компании, которую возглавил бывший министр топлива и энергетики России Юрий Шафраник. По замыслу учредителей, ЦТК должна была строиться по упомянутой вертикальной схеме, объединив в одной цепочке нефтепереработку (Московский НПЗ) и нефтебазы ("Моснефтепродукт").
Однако эти планы остались на бумаге: кредиторы не согласились с переподчинением компании, имеющей такую большую задолженность. В итоге МПКА со своей сетью бензоколонок - по-прежнему самой крупной в Москве - отошел к Московской топливной компании (МТК), учрежденной на паритетных началах столичным правительством и группой "Мост". Кроме 50 АЗС, под контролем МТК оказалась Павельцовская нефтебаза. Выход на рынок двух новых "китов" - ЦТК и МТК - вызвал у наблюдателей опасения, что резко обострится конкуренция и последует новая череда разборок. Однако этого не случилось. Криминалитет сдал очередные позиции без боя. Группа "Мост" взялась за наведение порядка на Павельцовской нефтебазе, Юрий Шафраник - на Московском НПЗ. С завода были изгнаны полукриминальные посредники и облепившие его дочерние структуры.
Жертвы кризиса
Казалось, городские власти, которым на 50 процентов принадлежит МТК и на 100 процентов - ЦТК, к 1998 году окончательно овладели ситуацией. Однако осенью произошло несколько трагических событий, поставивших этот тезис под сомнение. В течение месяца были убиты два крупных нефтетрейдера. 20 сентября в собственном "БМВ" из пулемета-пистолета кустарного производства был расстрелян 50-летний Александр Берлянд - глава московского представительства АО "Курскнефтехим" и генеральный директор АОЗТ "Томск-Нефть-Восток". 31 октября в подъезде элитного дома на Ленинском проспекте пуля киллера оборвала жизнь 38-летнего Александра Григолюнаса, главы российско-германской фирмы "Юниос".
Некоторые аналитики расценили эти убийства как начало нового передела столичного рынка. И все же большая часть опрошенных нами экспертов сошлась во мнении, что Берлянд и Григолюнас пали жертвами не конкурентной борьбы, а экономического кризиса. Если до августа прошлого года одна бензоколонка приносила в среднем 50-60 тысяч долларов прибыли, то теперь доходы упали как минимум втрое. Сказалось резкое снижение потребления бензина при незначительном (по сравнению с курсом доллара) росте цен.
Все чаще стали появляться объявления о распродаже бензоколонок. Свои АЗС выставил на продажу и "Юниос" - компания, хорошо известная в московском регионе. Как сказал нам менеджер одной из фирм, работающих в Капотне, Григолюнас хотя и не пользовался репутацией большого специалиста в нефтяном деле, но зато слыл человеком с очень хорошими связями. Кризис неплатежей стал серьезным испытанием этих связей на прочность. По некоторым данным, Григолюнаса сильно подставили партнеры из Рязанского НПЗ, которые в течение длительного времени отказывались расплатиться по своим долгам. Похожие проблемы, по всей видимости, возникли и у Александра Берлянда.
Казалось бы, бензоколонки перестали считаться сверхприбыльным вложением капитала, "братва" должна утратить к ним интерес. Но она продолжает искать и находить новые пути быстрого обогащения. Последнее изобретение - производство "самопального" топлива (см. статью "Бензиновая самогонка" в прошлом номере "ОГ"). В подпольных цехах из нефтепродуктов с октановым числом 66 (то есть не облагаемых акцизом) с помощью ядовитых высокооктановых добавок получают смесь, которую продают под видом бензина А-76. Реализация такого топлива дает стопроцентный теневой навар.
Другие бригады специализируются на краже нефтепродуктов из трубопроводов с помощью так называемых "криминальных врезок". Самопальное и похищенное топливо реализуется в основном через областные АЗС и некоторые московские, принадлежащие мелким компаниям.
Такие фирмы, владеющие одной-двумя бензоколонками, милиция считает наиболее проблемными. Это подтвердила и недавняя проверка Транспортной инспекции: из 112 проб, сделанных на разных АЗС, 56 дали негативные результаты. Так, под видом 95-го бензина владельцы бензоколонок зачастую торговали 92-м - или вообще странной смесью с октановым числом 88. Причем претензии инспекторов в основном относились к мелким фирмам.
В этом нет ничего удивительного. Расчеты экономистов показывают, что в нынешних условиях могут выжить только компании, владеющие как минимум десятком АЗС. Прочие способны удержаться лишь за счет всевозможных "ноу-хау". Причем обходить законы с каждым годом становится все труднее.
Но это - в теории. А на практике на 650 московских АЗС приходится 250 владельцев. Лишь тринадцать фирм имеют больше десятка бензоколонок. Так что нынешнее равновесие продлится недолго. Не за горами четвертый - и, возможно, последний передел бензинового рынка столицы.
Уже сейчас все явственнее тенденции к укрупнению, созданию больших автосервисных комплексов, консорциумов. "Братва" будет оттесняться на периферию, все дальше за МКАД. Не считая той части организованного криминалитета, который, как "солнцевские", легитимизировался, войдя в управление вполне благопристойных и законопослушных нефтяных компаний.
При подготовке публикации использованы материалы, предоставленные президентом Московской топливной ассоциации Сергеем Борисовым и генеральным директором агентства "ИнфоТЭК-Консалт" Рустамом Танкаевым.

 
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены