|
|
|
29
июля 1998 г. |
Источник:
"Агентство журналистских
расследований" |
Автор: Александр
Львов, Константин Шмелев |
Павел
Капыш. Квалификация киллеров растет
|
26
июля в Петербурге было совершено пожалуй самое дерзкое за последние
годы преступление. В историческом центре города - на углу Университетской
набережной и моста Лейтенанта Шмидта -среди бела дня, на глазах
у многих очевидцев был расстрелян из гранатометов и автоматов кортеж
крупнейшего в Северо-Западном регионе России топливного бизнесмена
руководителя Балтийской финансово-промышленной группы Павла Капыша. |
Квалификация
киллеров растет |
Обращает
внимание качество организации преступления. Павел Капыш обычно ночевал
в одной из трех своих квартир, причем, не всегда было заранее известно,
в какой именно он проведет ближайшую ночь. Поэтому разумно предположить,
что либо за Капышем было установлено наружное наблюдение, либо убийцы
организовали три засады, либо, наконец, преступники были заранее
проинформированы о месте ночлега их жертвы. Кроме того, организаторы
убийства несомненно знали, по какому маршруту кортеж Капыша обычно
едет из этого дома к нему в офис. Столь же высок уровень исполнения
преступления. Преступники (от двух до четырех человек), вооруженные
двумя гранатометами (скорее всего, одноразовыми "Мухами" армейского
образца, оснащенными кумулятивными гранатами) и двумя автоматами
Калашникова, ожидали свою жертву на лестнице спуска к Неве. Спуск
расположен на Университетской набережной буквально в нескольких
метрах от места пересечения набережной и моста Лейтенанта Шмидта.
Этот спуск достаточно узкий и извилистый, несколько человек легко
могут находиться на нем, оставаясь невидимыми ни с этого, ни с противоположного
берегов реки. |
Другой
участник (или участники) преступления должен был находиться неподалеку
от пересечения Первой линии Васильевского острова (там жил покойный)
и Университетской набережной. Сразу после того, как автомобили Капыша
сделали правый поворот с Первой линии на набережную, преступники
должны были сообщить по рации (или сотовому телефону) находившимся
на спуске к Неве у моста Лейтенанта Шмидта сообщникам, что до появления
"объекта" на линии огня остается около двух минут. После этого в
игру наверняка вступил еще один участник преступления, который должен
был позаботиться о том, чтобы кортеж бизнесмена остановился на нужном
месте. Значит, в момент приближения автомобилей Капыша к повороту
на мост на светофоре должен был загореться красный сигнал. |
На
углу Университетской набережной и моста Лейтенанта Шмидта с интересующей
нас стороны есть два места теоретически возможной остановки движущегося
по набережной в сторону моста транспорта. Это собственно перекресток
и расположенный метрах в ста от него пешеходный переход, оснащенный
своим светофором с ручным регулированием. При необходимости перейти
здесь набережную пешеход нажимает кнопку и через несколько десятков
секунд после этого можно пересечь проезжую часть: красный сигнал
этого светофора заставляет водителей остановиться. Понятно, что
все это никак не влияет на сигнал расположенного в ста метрах светофора,
разрешающего левый поворот с набережной на мост. Зато, если потренироваться,
то несложно подгадать включение запрещающего сигнала светофора на
пешеходном переходе таким образом, чтобы после его выключения "объект"
вынужден был остановиться еще и у ближайшего светофора, регулирующего
поворот с Университетской набережной на мост Лейтенанта Шмидта...
В этот момент киллеры поднялись на тротуар набережной, выстрелили
из обоих гранатометов по джипу, где находился Павел Капыш, после
чего под прикрытием автоматного огня пересекли проезжую часть набережной,
забежали в улицу, образованную Четвертой и Пятой линиями Васильевского
острова, где оставили автоматы и уехали на поджидавшем их автомобиле.
Гранатометы преступники взяли с собой: практика показывает, что
"след" гранатомета обнаружить намного проще, чем "след" автомата,
просто потому, что автоматов несравненно больше. Но есть в этом
преступлении еще одна "изюминка". |
Броня
не спасла |
Удивительна меткость стрельбы, которую продемонстрировали гранатометчики.
Обе (!) кумулятивные гранаты попали именно в самое уязвимое место
бронированного джипа "Шевроле-Сабурбан", в котором ехал Павел Капыш.
Это место - боковая стойка, где расположен стык бронированных листов,
закрепленных собственно на стойке и на задней двери. При попадании
заряда в это место возникает так называемый "краевой эффект" - сопротивление
брони ослабляется. Впрочем, специалисты полагают, что от прямого
попадания из гранатомета не спасла бы никакая броня. Так что, может
быть, киллеры просто целились в центр машины, потому как не знали,
где именно сидит намеченная жертва. А еще вызывает удивление, что
столь обеспеченный человек как Павел Капыш ездил на одном из самых
дешевых автомобилей такого класса. Выпущенный американской фирмой
"О'Гара" бронированный джип "Шевроле-Сабурбан" (именно такой автомобиль
был у покойного) в самом простом исполнении стоит около 100 тысяч
долларов, с повышенной комфортностью и повышенными защитными свойствами
- до 200 тысяч (в этом случае, например, "кресло шефа" может быть
расположено в своеобразной бронированной капсуле, смонтированной
в багажном отсеке автомобиля, при попадании кумулятивной гранаты
в стойку такого броневика, пассажир бы не пострадал). Кроме того,
любой "Шевроле-Сабурбан" по своим защитным качествам существенно
уступает например бронированному "Мерседесу" стоимостью примерно
500 тысяч долларов. Создается впечатление, что Павел Капыш либо
недостаточно серьезно относился к собственной безопасности, либо
вынужден был в спешке покупать бронированный автомобиль, потому
как в какой-то момент возникла реальная угроза его жизни. А срочно
ничего, кроме "Сабурбана" купить и невозможно, потому как только
фирма "О'Гара" занимается серийным выпуском бронированных машин,
другие делают их на заказ. |
СПРАВКА: |
- Капыш
Павел Григорьевич, родился 18 марта 1956 года. Кандидат экономических
наук. Работал преподавателем финансово-экономического института,
где читал политэкономию. В 1989 году возглавил арендное госпредприятие
"Экобалт". В 1994 году создал ЗАО Балтийская финансово-промышленную
группа. Свою деятельность БФПГ осуществляет через большое количество
дочерних структур, расположенных в нескольких регионах РФ. Фирме
принадлежит более 100 АЗС на Северо-Западе России. БФПГ занимается
закупкой, переработкой, транспортировкой нефти и реализацией
нефтепродуктов, имеет договоры с рядом нефтеперерабатывающих
заводов России. Предприятиями БФПГ заключены долгосрочные договоры
на поставку сырой нефти из ресурсов нефтяных компаний "Тюменьнефтегаз",
"Когалымнефтегаз", "Славнефть", "Татнефть", "Роснефть", "СИДАНКО"
и других. В рамках федеральных программ предприятия этой финансовой
группы занимаются поставками топочного мазута оборонным предприятиям
Мурманской и Архангельской областей, а также в закрытые города
Полярный, Скалистый, Мирный, Беломорск. В июне этого года Управлением
по экономическим преступлениям ГУВД было возбуждено уголовное
дело по статье 178 УК РФ - монополистические действия и ограничение
конкуренции, "главными героями" которого выступают руководители
ряда крупных фирм, участников топливного рынка, среди них -
и Балтийская финансово-промышленная группа.
|
Вот
и лето прошло |
Показательный,
в жанре голливудских боевиков расстрел в центре города, ознаменовал
окончание короткого летнего затишья в Петербурге. Жертвой киллеров
стала одна из ключевых фигур на топливном рынке Северо-западного
региона. Некоторые даже склонны были считать Капыша гарантом стабильности
на этом рынке. Судя по всему, таковым считал себя и сам Павел Капыш,
несмотря на очевидное влияние, долгое время пребывавший в тени.
В 1998 году возглавляемая им Балтийская финансово-промышленная группа
озаботилась созданием благоприятного имиджа. Именно тогда в питерских
СМИ на правах рекламы была опубликована "Социальная декларация БФПГ",
согласно которой "БФПГ служит гарантом реализации политических и
экономических соглашений между Петербургом, Ленинградской областью
и другими субъектами РФ." Как следует из декларации, в 1997 году
в результате деятельности БФПГ было переработано 5 миллионов тонн
нефти. Продукты переработки поставлялись в 62 региона России. До
2001 годов БФПГ намеревалась построить 120 АЗС в Северо-западном
регионе, но и без этих масштабных планов на долю кампании приходится
60-80 процентов крупнооптовых поставок бензина и дизтоплива в Петербурге.
|
Империя
БФПГ |
Основным
бизнесом БФПГ является нефтепереработка и реализация нефтепродуктов.
Ежемесячно на давальческой основе БФПГ перерабатывает около 500
тыс. тонн нефтепродуктов. Группа объединяет около сотни различных
фирм. Практически БФПГ до сих пор не имела конкурентов в "своей"
зоне ответственности в сфере оптовой торговли производными "черного
золота". "Выйти на питерский рынок, минуя Капыша, нельзя", - говорил
нам один из тех, кто работал вместе с Капышем. О масштабе деятельности
БФПГ свидетельствует следующий факт: подконтрольные Капышу фирмы
обеспечивают заправку самолетов в крупнейшем международном аэропорту
"Шенон". Занять нишу в "Шеноне" престижно для любой кампании, тем
более, для российской. Кроме того БФПГ занималась заправкой судов
торгового и рыболовного флота в портах Петербурга, Мурманска, Калининграда
и в Северных морях. |
В
прошлом году БФПГ объявила о планах расширения своей розничной сети.
14 апреля 1998 года ЗАО БФПГ и банк "Зенит" (председатель Совета
- академик Абел Аганбегян) заключили кредитное соглашение о финансировании
проекта по строительству 40 АЗС в Петербурге, рассчитанного до 2001
года. Еще один заявленный проект БФПГ был связан с НК "ЮКОС", и
также предполагает строительство и реконструкцию АЗС в регионе.
По оценке эксперта альянсу БФПГ - ЮКСИ на Северо-западе России противостоять
не смог бы практически никто. В случае реализации этих соглашений,
БФПГ становится крупнейшим оператором местного розничного рынка.
БФПГ, возможно единственной в современной России, удалось добиться
ареста счета налоговой полиции. Счет петербургского управления НП
был арестован в конце октября 1997 года по решению арбитражного
суда, в который обратились юристы одной из дочек Группы, недовольные
тем, что полиция оштрафовала кампанию за неуплату НДС на 29 миллиардов
рублей. |
Версии |
Некоторые
поспешили увязать гибель Капыша с бензиновым кризисом, разразившимся
в Петербурге три месяца назад. Незадолго до трагических событий,
приключившихся 26 июля, дочерняя структура БФПГ фирма "Балт-Трейд",
владеющая сетью АЗС в Петербурге и области, наряду с другими операторами
топливного рынка, оказалась в центре скандала. В конце апреля -
начале мая Петербург первым из российских регионов ощутил нехватку
топлива. Цены на бензоколонках менялись по несколько раз в день,
а автолюбители метались по городу в поисках топлива, простаивая
в длиннющих очередях. В мае территориальное управление министерства
по антимонопольной политике возбудило дело о сговоре операторов,
дружно поднявших цены. 20 июля ТУ МАП признало согласованными -
в нарушение положений Закона о конкуренции и ограничении монопольной
деятельности на товарных рынках - действия девяти крупнейших топливных
компаний региона, резко поднявших в апреле-мае цены на бензин на
АЗС. Управление предложило нарушителям перечислить всю прибыль,
полученную в нарушение закона в период с 26 апреля по 27 мая (когда
произошло изменение цен на бензин), в доход государства. Сумма взысканий
оценивается в 7 миллионов рублей. В то же время, специалисты управления
пришли к выводу, что сговора как такового не было, но согласованные
действия, обострившие ситуацию на топливном рынке города, имели
место. Впрочем, заключение о согласованности действий операторов
топливного рынка носит скорее умозрительный характер. В Управлении
понимают, что это прецедент и готовятся к долгим судебным процессам.
Сами операторы не воспринимают всерьез "наезд" антимонополистов.
Очевидно также, что ни сам бензиновый кризис, ни его последствия
не могли послужить для кого-либо поводом для столь жестокой расправы
с одним из крупнейших нефтетрейдеров. |
Первая
версия мотивов убийства, приходящих на ум наблюдателям мало-мальски
знакомым с раскладом сил на рынке нефтепродуктов Петербурга, касается
интересов так называемого "тамбовского преступного сообщества".
На розничном рынке Петербурга действуют десятки операторов, но погоду
определяют три структуры: БФПГ и дочки, Петербургская топливная
компания и фирма "Фаэтон", в сумме контролирующие около 70 процентов
этого сектора. При этом первые две компании являются наиболее влиятельными.
ПТК создавалась при участии города в бытность Анатолия Собчака и
была призвана нивелировать бензиновые кризисы, то и дело сотрясавшие
город в первой половине девяностых. К настоящему времени доля города
в ПТК сократилась до 5 процентов и ее зачастую склонны увязывать
с пресловутыми "тамбовскими". Одна из причин тому - вице-президент
компании Владимир Барсуков, занявший этот пост в прошлом году. Под
своей прежней фамилией Кумарин - Барсукова зачастую называли лидером
"тамбовских". Несколько лет назад Кумарин чудом выжил после покушения.
В последнее время Владимир Сергеевич стал тяготиться сомнительным
ореолом вокруг своей персоны и теперь, по достоверной информации,
позиционирует себя как абсолютно легальную персону и респектабельного
бизнесмена. Но так уж сложилось, что чуть ли не любое громкое происшествие
в городе связывают с "тамбовскими". Не мудрено, что и на этот раз
эта связка была озвучена в первые же часы после убийства. Известно,
что в том числе и эту версию отрабатывают правоохранительные органы,
а самого Владимира Барсукова уже вроде бы вызывали на беседу в прокуратуру.
Однако, наши источники говорят, что Капыш был в весьма уважительных
отношениях с Кумариным-Барсуковым и очевидно, что глобальные потрясения
были не выгодны ни одному из местных игроков на питерском рынке,
находившимся в определенном равновесии. "Вряд ли это преступление
- признак передела нефтяного рынка в Петербурге, затеянного здешними
операторами", - считает президент нефтяной компании "Фаэтон" Владимир
Хильченко, так же хорошо знавший Павла Капыша. Многие наши собеседники
считают, что на этот раз Петербург явно не заслуживает укрепления
славы "криминальной столицы России". |
Возможно,
что корни этого преступления следует искать в деятельности империи
Капыша в регионах и невыполненных обязательствах. В сферу интересов
кампании входит весь Северо-западный регион от Мурманска до Твери.
БФПГ занималась северными поставками и имела прямые договора на
поставки топочного мазута в Мурманскую и Архангельскую области.
Наконец, в 1996-97 годах БФПГ принимала участие во всех межрегиональных
соглашениях, заключенных городским правительством по торговле топливом
(с Якутией, Чукоткой, Татарстаном, Башкирией). Впрочем, ни одно
из соглашений так и не было реализовано. Кроме того, по некоторым
сведениям, в прошлом году Капыш пытался найти подходы к переработке
сырья на московском нефтеперерабатывающем заводе, но столкнулся
с проблемами. Некоторые наши собеседники отмечают жесткий и не всегда
корректный стиль ведения бизнеса присущий Павлу Капышу. |
Еще
одна версия была озвучена представителями БФПГ, и ее склонен разделять
ряд других осведомленных источников. За убийством Капыша могут стоять
структуры, которые хотят получить позиции на рынке Северо-запада.
Еще один нефтетрейдер, с которым нам удалось поговорить, считает,
что у Капыша фактически не было конкурентов в городе: другие - либо
карлики по сравнению с БФПГ, либо монстры, по сравнению с которыми
БФПГ слишком мелка. Иначе говоря, не исключено, что случившееся
- зачистка территории под некого стороннего игрока. В этом случае
действительно речь идет о переделе рынка, но музыку заказывали явно
на стороне. Если в обозримом будущем на нефтяном рынке Северо-запада
появятся новые силы, то это лишь укрепит догадку. |
Наконец,
другая возможная, хотя и менее вероятная версия связана грядущими
избирательными кампаниями. Капыш, который как говорят имел тесные
связи в Смольном и правительстве Ленинградской области, мог стать
неугоден как финансовая база для некоторых политических игроков.
Руководство БФПГ, очевидно не рассчитывая на скорый успех правоохранительных
органов в раскрытии очередного громкого заказного убийства, даже
объявило премию в миллион долларов которая достанется тому, кто
предоставит информацию о заказчиках, исполнителях и организаторах
убийства и поможет поймать преступников. Деньги на эти цели выделяются
за счет отказа от строительства одной АЗС. |
|
|