29 июля 1998 г.
Источник: "Агентство журналистских расследований"
Автор: Александр Львов, Константин Шмелев
Павел Капыш. Квалификация киллеров растет
26 июля в Петербурге было совершено пожалуй самое дерзкое за последние годы преступление. В историческом центре города - на углу Университетской набережной и моста Лейтенанта Шмидта -среди бела дня, на глазах у многих очевидцев был расстрелян из гранатометов и автоматов кортеж крупнейшего в Северо-Западном регионе России топливного бизнесмена руководителя Балтийской финансово-промышленной группы Павла Капыша.
Квалификация киллеров растет
Обращает внимание качество организации преступления. Павел Капыш обычно ночевал в одной из трех своих квартир, причем, не всегда было заранее известно, в какой именно он проведет ближайшую ночь. Поэтому разумно предположить, что либо за Капышем было установлено наружное наблюдение, либо убийцы организовали три засады, либо, наконец, преступники были заранее проинформированы о месте ночлега их жертвы. Кроме того, организаторы убийства несомненно знали, по какому маршруту кортеж Капыша обычно едет из этого дома к нему в офис. Столь же высок уровень исполнения преступления. Преступники (от двух до четырех человек), вооруженные двумя гранатометами (скорее всего, одноразовыми "Мухами" армейского образца, оснащенными кумулятивными гранатами) и двумя автоматами Калашникова, ожидали свою жертву на лестнице спуска к Неве. Спуск расположен на Университетской набережной буквально в нескольких метрах от места пересечения набережной и моста Лейтенанта Шмидта. Этот спуск достаточно узкий и извилистый, несколько человек легко могут находиться на нем, оставаясь невидимыми ни с этого, ни с противоположного берегов реки.
Другой участник (или участники) преступления должен был находиться неподалеку от пересечения Первой линии Васильевского острова (там жил покойный) и Университетской набережной. Сразу после того, как автомобили Капыша сделали правый поворот с Первой линии на набережную, преступники должны были сообщить по рации (или сотовому телефону) находившимся на спуске к Неве у моста Лейтенанта Шмидта сообщникам, что до появления "объекта" на линии огня остается около двух минут. После этого в игру наверняка вступил еще один участник преступления, который должен был позаботиться о том, чтобы кортеж бизнесмена остановился на нужном месте. Значит, в момент приближения автомобилей Капыша к повороту на мост на светофоре должен был загореться красный сигнал.
На углу Университетской набережной и моста Лейтенанта Шмидта с интересующей нас стороны есть два места теоретически возможной остановки движущегося по набережной в сторону моста транспорта. Это собственно перекресток и расположенный метрах в ста от него пешеходный переход, оснащенный своим светофором с ручным регулированием. При необходимости перейти здесь набережную пешеход нажимает кнопку и через несколько десятков секунд после этого можно пересечь проезжую часть: красный сигнал этого светофора заставляет водителей остановиться. Понятно, что все это никак не влияет на сигнал расположенного в ста метрах светофора, разрешающего левый поворот с набережной на мост. Зато, если потренироваться, то несложно подгадать включение запрещающего сигнала светофора на пешеходном переходе таким образом, чтобы после его выключения "объект" вынужден был остановиться еще и у ближайшего светофора, регулирующего поворот с Университетской набережной на мост Лейтенанта Шмидта... В этот момент киллеры поднялись на тротуар набережной, выстрелили из обоих гранатометов по джипу, где находился Павел Капыш, после чего под прикрытием автоматного огня пересекли проезжую часть набережной, забежали в улицу, образованную Четвертой и Пятой линиями Васильевского острова, где оставили автоматы и уехали на поджидавшем их автомобиле. Гранатометы преступники взяли с собой: практика показывает, что "след" гранатомета обнаружить намного проще, чем "след" автомата, просто потому, что автоматов несравненно больше. Но есть в этом преступлении еще одна "изюминка".
Броня не спасла
Удивительна меткость стрельбы, которую продемонстрировали гранатометчики. Обе (!) кумулятивные гранаты попали именно в самое уязвимое место бронированного джипа "Шевроле-Сабурбан", в котором ехал Павел Капыш. Это место - боковая стойка, где расположен стык бронированных листов, закрепленных собственно на стойке и на задней двери. При попадании заряда в это место возникает так называемый "краевой эффект" - сопротивление брони ослабляется. Впрочем, специалисты полагают, что от прямого попадания из гранатомета не спасла бы никакая броня. Так что, может быть, киллеры просто целились в центр машины, потому как не знали, где именно сидит намеченная жертва. А еще вызывает удивление, что столь обеспеченный человек как Павел Капыш ездил на одном из самых дешевых автомобилей такого класса. Выпущенный американской фирмой "О'Гара" бронированный джип "Шевроле-Сабурбан" (именно такой автомобиль был у покойного) в самом простом исполнении стоит около 100 тысяч долларов, с повышенной комфортностью и повышенными защитными свойствами - до 200 тысяч (в этом случае, например, "кресло шефа" может быть расположено в своеобразной бронированной капсуле, смонтированной в багажном отсеке автомобиля, при попадании кумулятивной гранаты в стойку такого броневика, пассажир бы не пострадал). Кроме того, любой "Шевроле-Сабурбан" по своим защитным качествам существенно уступает например бронированному "Мерседесу" стоимостью примерно 500 тысяч долларов. Создается впечатление, что Павел Капыш либо недостаточно серьезно относился к собственной безопасности, либо вынужден был в спешке покупать бронированный автомобиль, потому как в какой-то момент возникла реальная угроза его жизни. А срочно ничего, кроме "Сабурбана" купить и невозможно, потому как только фирма "О'Гара" занимается серийным выпуском бронированных машин, другие делают их на заказ.
СПРАВКА:
  • Капыш Павел Григорьевич, родился 18 марта 1956 года. Кандидат экономических наук. Работал преподавателем финансово-экономического института, где читал политэкономию. В 1989 году возглавил арендное госпредприятие "Экобалт". В 1994 году создал ЗАО Балтийская финансово-промышленную группа. Свою деятельность БФПГ осуществляет через большое количество дочерних структур, расположенных в нескольких регионах РФ. Фирме принадлежит более 100 АЗС на Северо-Западе России. БФПГ занимается закупкой, переработкой, транспортировкой нефти и реализацией нефтепродуктов, имеет договоры с рядом нефтеперерабатывающих заводов России. Предприятиями БФПГ заключены долгосрочные договоры на поставку сырой нефти из ресурсов нефтяных компаний "Тюменьнефтегаз", "Когалымнефтегаз", "Славнефть", "Татнефть", "Роснефть", "СИДАНКО" и других. В рамках федеральных программ предприятия этой финансовой группы занимаются поставками топочного мазута оборонным предприятиям Мурманской и Архангельской областей, а также в закрытые города Полярный, Скалистый, Мирный, Беломорск. В июне этого года Управлением по экономическим преступлениям ГУВД было возбуждено уголовное дело по статье 178 УК РФ - монополистические действия и ограничение конкуренции, "главными героями" которого выступают руководители ряда крупных фирм, участников топливного рынка, среди них - и Балтийская финансово-промышленная группа.
Вот и лето прошло
Показательный, в жанре голливудских боевиков расстрел в центре города, ознаменовал окончание короткого летнего затишья в Петербурге. Жертвой киллеров стала одна из ключевых фигур на топливном рынке Северо-западного региона. Некоторые даже склонны были считать Капыша гарантом стабильности на этом рынке. Судя по всему, таковым считал себя и сам Павел Капыш, несмотря на очевидное влияние, долгое время пребывавший в тени. В 1998 году возглавляемая им Балтийская финансово-промышленная группа озаботилась созданием благоприятного имиджа. Именно тогда в питерских СМИ на правах рекламы была опубликована "Социальная декларация БФПГ", согласно которой "БФПГ служит гарантом реализации политических и экономических соглашений между Петербургом, Ленинградской областью и другими субъектами РФ." Как следует из декларации, в 1997 году в результате деятельности БФПГ было переработано 5 миллионов тонн нефти. Продукты переработки поставлялись в 62 региона России. До 2001 годов БФПГ намеревалась построить 120 АЗС в Северо-западном регионе, но и без этих масштабных планов на долю кампании приходится 60-80 процентов крупнооптовых поставок бензина и дизтоплива в Петербурге.
Империя БФПГ
Основным бизнесом БФПГ является нефтепереработка и реализация нефтепродуктов. Ежемесячно на давальческой основе БФПГ перерабатывает около 500 тыс. тонн нефтепродуктов. Группа объединяет около сотни различных фирм. Практически БФПГ до сих пор не имела конкурентов в "своей" зоне ответственности в сфере оптовой торговли производными "черного золота". "Выйти на питерский рынок, минуя Капыша, нельзя", - говорил нам один из тех, кто работал вместе с Капышем. О масштабе деятельности БФПГ свидетельствует следующий факт: подконтрольные Капышу фирмы обеспечивают заправку самолетов в крупнейшем международном аэропорту "Шенон". Занять нишу в "Шеноне" престижно для любой кампании, тем более, для российской. Кроме того БФПГ занималась заправкой судов торгового и рыболовного флота в портах Петербурга, Мурманска, Калининграда и в Северных морях.
В прошлом году БФПГ объявила о планах расширения своей розничной сети. 14 апреля 1998 года ЗАО БФПГ и банк "Зенит" (председатель Совета - академик Абел Аганбегян) заключили кредитное соглашение о финансировании проекта по строительству 40 АЗС в Петербурге, рассчитанного до 2001 года. Еще один заявленный проект БФПГ был связан с НК "ЮКОС", и также предполагает строительство и реконструкцию АЗС в регионе. По оценке эксперта альянсу БФПГ - ЮКСИ на Северо-западе России противостоять не смог бы практически никто. В случае реализации этих соглашений, БФПГ становится крупнейшим оператором местного розничного рынка. БФПГ, возможно единственной в современной России, удалось добиться ареста счета налоговой полиции. Счет петербургского управления НП был арестован в конце октября 1997 года по решению арбитражного суда, в который обратились юристы одной из дочек Группы, недовольные тем, что полиция оштрафовала кампанию за неуплату НДС на 29 миллиардов рублей.
Версии
Некоторые поспешили увязать гибель Капыша с бензиновым кризисом, разразившимся в Петербурге три месяца назад. Незадолго до трагических событий, приключившихся 26 июля, дочерняя структура БФПГ фирма "Балт-Трейд", владеющая сетью АЗС в Петербурге и области, наряду с другими операторами топливного рынка, оказалась в центре скандала. В конце апреля - начале мая Петербург первым из российских регионов ощутил нехватку топлива. Цены на бензоколонках менялись по несколько раз в день, а автолюбители метались по городу в поисках топлива, простаивая в длиннющих очередях. В мае территориальное управление министерства по антимонопольной политике возбудило дело о сговоре операторов, дружно поднявших цены. 20 июля ТУ МАП признало согласованными - в нарушение положений Закона о конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках - действия девяти крупнейших топливных компаний региона, резко поднявших в апреле-мае цены на бензин на АЗС. Управление предложило нарушителям перечислить всю прибыль, полученную в нарушение закона в период с 26 апреля по 27 мая (когда произошло изменение цен на бензин), в доход государства. Сумма взысканий оценивается в 7 миллионов рублей. В то же время, специалисты управления пришли к выводу, что сговора как такового не было, но согласованные действия, обострившие ситуацию на топливном рынке города, имели место. Впрочем, заключение о согласованности действий операторов топливного рынка носит скорее умозрительный характер. В Управлении понимают, что это прецедент и готовятся к долгим судебным процессам. Сами операторы не воспринимают всерьез "наезд" антимонополистов. Очевидно также, что ни сам бензиновый кризис, ни его последствия не могли послужить для кого-либо поводом для столь жестокой расправы с одним из крупнейших нефтетрейдеров.
Первая версия мотивов убийства, приходящих на ум наблюдателям мало-мальски знакомым с раскладом сил на рынке нефтепродуктов Петербурга, касается интересов так называемого "тамбовского преступного сообщества". На розничном рынке Петербурга действуют десятки операторов, но погоду определяют три структуры: БФПГ и дочки, Петербургская топливная компания и фирма "Фаэтон", в сумме контролирующие около 70 процентов этого сектора. При этом первые две компании являются наиболее влиятельными. ПТК создавалась при участии города в бытность Анатолия Собчака и была призвана нивелировать бензиновые кризисы, то и дело сотрясавшие город в первой половине девяностых. К настоящему времени доля города в ПТК сократилась до 5 процентов и ее зачастую склонны увязывать с пресловутыми "тамбовскими". Одна из причин тому - вице-президент компании Владимир Барсуков, занявший этот пост в прошлом году. Под своей прежней фамилией Кумарин - Барсукова зачастую называли лидером "тамбовских". Несколько лет назад Кумарин чудом выжил после покушения. В последнее время Владимир Сергеевич стал тяготиться сомнительным ореолом вокруг своей персоны и теперь, по достоверной информации, позиционирует себя как абсолютно легальную персону и респектабельного бизнесмена. Но так уж сложилось, что чуть ли не любое громкое происшествие в городе связывают с "тамбовскими". Не мудрено, что и на этот раз эта связка была озвучена в первые же часы после убийства. Известно, что в том числе и эту версию отрабатывают правоохранительные органы, а самого Владимира Барсукова уже вроде бы вызывали на беседу в прокуратуру. Однако, наши источники говорят, что Капыш был в весьма уважительных отношениях с Кумариным-Барсуковым и очевидно, что глобальные потрясения были не выгодны ни одному из местных игроков на питерском рынке, находившимся в определенном равновесии. "Вряд ли это преступление - признак передела нефтяного рынка в Петербурге, затеянного здешними операторами", - считает президент нефтяной компании "Фаэтон" Владимир Хильченко, так же хорошо знавший Павла Капыша. Многие наши собеседники считают, что на этот раз Петербург явно не заслуживает укрепления славы "криминальной столицы России".
Возможно, что корни этого преступления следует искать в деятельности империи Капыша в регионах и невыполненных обязательствах. В сферу интересов кампании входит весь Северо-западный регион от Мурманска до Твери. БФПГ занималась северными поставками и имела прямые договора на поставки топочного мазута в Мурманскую и Архангельскую области. Наконец, в 1996-97 годах БФПГ принимала участие во всех межрегиональных соглашениях, заключенных городским правительством по торговле топливом (с Якутией, Чукоткой, Татарстаном, Башкирией). Впрочем, ни одно из соглашений так и не было реализовано. Кроме того, по некоторым сведениям, в прошлом году Капыш пытался найти подходы к переработке сырья на московском нефтеперерабатывающем заводе, но столкнулся с проблемами. Некоторые наши собеседники отмечают жесткий и не всегда корректный стиль ведения бизнеса присущий Павлу Капышу.
Еще одна версия была озвучена представителями БФПГ, и ее склонен разделять ряд других осведомленных источников. За убийством Капыша могут стоять структуры, которые хотят получить позиции на рынке Северо-запада. Еще один нефтетрейдер, с которым нам удалось поговорить, считает, что у Капыша фактически не было конкурентов в городе: другие - либо карлики по сравнению с БФПГ, либо монстры, по сравнению с которыми БФПГ слишком мелка. Иначе говоря, не исключено, что случившееся - зачистка территории под некого стороннего игрока. В этом случае действительно речь идет о переделе рынка, но музыку заказывали явно на стороне. Если в обозримом будущем на нефтяном рынке Северо-запада появятся новые силы, то это лишь укрепит догадку.
Наконец, другая возможная, хотя и менее вероятная версия связана грядущими избирательными кампаниями. Капыш, который как говорят имел тесные связи в Смольном и правительстве Ленинградской области, мог стать неугоден как финансовая база для некоторых политических игроков. Руководство БФПГ, очевидно не рассчитывая на скорый успех правоохранительных органов в раскрытии очередного громкого заказного убийства, даже объявило премию в миллион долларов которая достанется тому, кто предоставит информацию о заказчиках, исполнителях и организаторах убийства и поможет поймать преступников. Деньги на эти цели выделяются за счет отказа от строительства одной АЗС.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены