|
|
|
26
июня 2001 г. |
Источник:
газета "Труд" |
Автор:
Рудольф Колчанов |
Парижское эхо в Берлине
|
Кто
же прикарманил миллионы
|
Показания
бывшего шефа французского нефтяного концерна "Эльф" Лоика Ле Флок-Прижана
вполне вероятно повлияют решающим образом на то, уйдет ли в историю
Гельмут Коль не как "канцлер единства" и " великий европеец", а
в качестве крупнейшего афериста и взяточника за весь послевоенный
период Германии. |
Протоколы
с покаяниями бородатого бретонца касаются ФРГ прежде всего в части
махинаций политического и финансового свойства, связанных с продажей
нефтеперерабатывающего комбината в Лейне и сети бензоколонок "Миноль"
происхождением из ГДР. С французской стороны действовал названный
концерн при мощной поддержке президента Франции, с немецкой - главную
роль играл тогдашний канцлер. Еще в начале 90-х годов концерн "Эльф"
проявил настойчивую заинтересованность солидно укорениться на территории
бывшей социалистической Германии, где активно шла распродажа крупных
экономических объектов. Но первая попытка французов купить нефтеперегонный
завод в Шведте сорвалась, лакомый кусок скушали конкуренты. Тогда
"Эльф" обратил свои взоры на Лейн и добился контракта, как ныне
никто не сомневается, за многомиллионную взятку. |
Гельмут
Коль, однако, решительно отвергает обвинения во мздоимстве, оперируя
не фактами, а рассуждениями на обывательском уровне. Надо было вообще
радоваться, говорит он в печати, в парламентской комиссии по расследованию
"черной кассы" партии ХДС, в любой иной ситуации, что "вообще нашелся
покупатель на устаревший завод из ГДР". Не Германия, разъясняет
он непонятливым, могла получить взятку, а наоборот - должна была
бы дать ее концерну "Эльф", чтобы сделка в конце концов состоялась.
Дескать, не миллиардной стоимости концерн и сеть бензоколонок в
восточной части страны, а просто ржавые трубы, и никакой перспективы
на прибыльный гешефт, - сказал бы Гельмут Коль нечто подобное российским
нефте-бензиновым олигархам. И у закордонных спецов такие рассуждения
вызывают презрительную усмешку. |
Если
бы речь шла о рухляди, бывший шеф "Эльфа" не стал бы искать поддержки
у президента Франции, но он получил ее, прямо сказав: " Если мы
хотим добиться успеха, то должны прибегнуть к лоббированию". Давая
ныне признательные показания в прокуратуре, он разъяснил, какой
смысл вкладывал в слово "лоббирование" - "поддержку с помощью подкупа
и финансирования личностей, которые могли оказать политическое влияние".
Назвал и сумму "лоббирования" - 80 миллионов марок. Он не говорит,
кому ушла взятка, поскольку это никак не облегчит его личную судьбу,
но охотно объясняет, для чего пришлось "дать на лапу" - нужно было
ускорить процесс заключения сделки, в частности, приобретение сети
бензоколонок "Миноль", чтобы не перехватили другие конкуренты. |
Значит,
не требовалось днем с огнем искать покупателей, как утверждает Гельмут
Коль, и проявлять готовность "приплачивать" им, а совсем наоборот
- можно было выбирать среди конкурентов и подстрекать их к проявлению
надлежащей "благодарности". Была и сверхзадача у взяткодателей.
Государственный французский концерн рассчитывал на дотацию в полтора-два
миллиарда марок, чтобы с максимальной выгодой завершить махинации
с распродаваемым нефтебизнесом бывшей ГДР. Перед подписанием контракта
в конце 1992 года глава концерна добивается встречи с глазу на глаз
с самым влиятельным немецким политиком того времени Гельмутом Колем.
Тайная беседа состоялась в ведомстве канцлера в Бонне, и глава правительства
ФРГ, по словам шефа "Эльфа", "заверил меня в том, что употребит
все свое влияние, и мы получим дотации по линии ЕС и различных немецких
министерств". |
От
Германии концерн получил полтора миллиарда марок дотаций, а партия
ХДС - от концерна минимум 13 миллионов в виде элементарной взятки.
Разница между отданным и полученным не должна смущать даже самых
настроенных на личную выгоду - отдавали ведь не свое, а получили
себе. Тем более что из признанной взятки в 80 миллионов марок пока
не известно, кому достались остальные деньги. Перед прощанием Гельмута
Коля со своим высоким постом в ведомстве канцлера были уничтожены
многие бумаги, имевшие отношение к скандальной сделке. |
Преступные
завихрения в деле о продаже нефтеперерабатывающего комбината в Лейне
и сети бензоколонок "Миноль" вновь всколыхнули Германию. На этой
неделе парламентская комиссия займется разбирательством аферы, опираясь,
как формулируют юристы, на "вновь открывшиеся обстоятельства". Ожидаются
документы из парижской прокуратуры, а "своя" прокуратура из Магдебурга
несколько дней назад заявила о собственном "открытии": взятки маскировались
как счета за "экспертные работы". Какие покровы с тайных операций
удастся еще сорвать следственным органам? |
"Прежде
чем бывший канцлер, - пишет "Берлинер цайтунг", - окончательно исчезнет
в истории, он очевидно будет вынужден предстать перед немецким судом.
Это как раз то место, на котором должно быть сказано последнее слово
в настоящем времени о времени Коля в прошлом". Сурово оценивает
демократическая Германия своих политиков, не беря в зачет их провинностям
их же былые заслуги. |
|
|