|
|
|
24
августа 2000 г. |
Источник:
"Новости Югры" |
Автор:
Александр Филипенко, губернатор Ханты-Мансийского автономного
округа, председатель Координационного совета по космическому мониторингу
Сибири. |
Перспективы
космических методов экологического контроля
|
Каково
состояние дел в области экологического контроля в округе? Каковы
перспективы научно-технического прогресса в области дистанционного
онтроля Земли из космоса? В чем особенности космического мониторинга
северных территорий Сибири, и на каких принципах возможна кооперация
регионов Сибири в этой области? Эти и связанные с ними вопросы
обсуждаются в данной статье. |
Общеизвестно,
что государственная политика освоения нефтяных месторождений Ханты-Мансийского
автономного округа в шестидесятые - восьмидесятые годы сводилась
к требованию скорейшего получения максимальной добычи нефти при
минимуме затрат на добычу сырья. Разработка месторождений осуществлялась
преимущественно вахтовым методом, обустройство месторождений нефти
производилось с наименьшими затратами в расчете на предельную
интенсивность выработки месторождений. Экологической безопасности
строящихся нефтегазопромысловых объектов фактически не уделялось
внимания, природоохранные мероприятия практически не осуществлялись,
средства, выделяемые на повышение технологической надежности трубопроводов,
максимально экономились. Первые порывы внутрипромысловых нефтепроводов,
сопровождавшиеся разливами значительных объемов нефти, начались
вскоре после их строительства. Через 5 - 6 лет эксплуатации месторождений
вследствие ускоренного интенсивным отбором нефти роста обводненности
начались массовые порывы труб нефтесборных сетей. Ликвидацией
экологических последствий аварий вплоть до 90-х годов нефтедобывающие
предприятия практически не занимались. Часть нефти, разлитой в
доступных местах, откачивалась, разливы нефти в непосредственной
близости от промысловых объектов засыпались песком. Большинство
же нефтеразливов оставалось брошенным или выжигалось. |
По
различным экспертным оценкам, при имеющемся технологическом уровне
производства в процессах добычи, подготовки и транспортировки
теряется от 1 до 16,5% добываемой нефти и продуктов ее переработки.
Даже если ориентироваться на нижний предел потерь (1%), то ежегодно
в окружающую среду на территории округа поступает около полутора
миллионов тонн нефти, не говоря о сопутствующих высокоминерализованных
пластовых и подтоварных водах. Нефтяные разливы на поверхности
почвы достигают 1,5-2 кв.м, замазученная поверхность занимает
иногда до 2,5% земель горного отвода эксплуатируемых месторождений.
Естественно, что все это оказывает влияние на экологию округа
в целом: на состояние земель, воздушной среды, поверхностных вод,
животного мира и т.д. Подробный количественный анализ состояния
окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа ежегодно
приводится в специальных обзорах Государственного комитета по
охране окружающей среды. подготавливаемых совместно с природоохранными,
природоресурсными и информационными ведомствами. Необходимо отметить,
что специалисты в области экологии высоко оценивают уровень экологических
обзоров по Ханты-Мансийскому автономному округу за их полноту,
достоверность и комплексность. Администрация округа, Госкомэкология,
другие специально уполномоченные органы охраны окружающей среды
и регулирования использования природных ресурсов предпринимают
необходимые меры для оздоровления экологической обстановки. |
Так,
достаточно отметить, что общий объем капиталовложений округа на
охрану природы за счет всех источников финансирования в 1998 году
составил 363,3, а в 1999 году - 422,9 млн. рублей (по предварительным
данным на 01.01.2000г.). Однако, несмотря на предпринимаемые меры,
радикально улучшить состояние экологии в округе пока не удается.
Только за 1998 год в округе произошло 1663 аварии в нефтегазодобывающем
комплексе. Несмотря на сокращение добычи нефти на 44%, за период
с 1990 по 1998 год объемы нефтегазозагрязнений не уменьшаются.
В результате аварий в окружающую среду за 1998 год, по официальным
данным, попало 9877 тонн нефти и 1705,4 тысячи кубических метров
газа. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу (стационарные
источники и автотранспорт) составил 1,04 тысячи тонн, из которых
94% приходится на метан. Нарушителям природоохранного законодательства
в 1998 году предъявлено платежей на сумму 1,7 миллиона рублей,
штрафов - на 6 миллионов рублей и исков за ущерб природных ресурсов
- на 41 миллион рублей. Сравнение экспертных оценок потерь нефти
в округе, даже на уровне самых минимальных и официально зарегистрированных,
свидетельствует о явном искажении добывающими предприятиями истинной
картины в этой области. Выявление потерь в полном объеме сдерживается
отсутствием в округе современных технических средств дистанционного
экологического контроля. |
В
настоящее время наиболее эффективным средством независимого экологического
контроля территорий считается космический мониторинг. Суть его
состоит в том, что с помощью специально оборудованных, так называемых
природоресурсных спутников осуществляется непрерывное слежение
за тем или иным участком поверхности Земли в видимом либо близком
к нему диапазоне частот с непосредственной передачей информации
в цифровом виде на Землю. Информация на Земле регистрируется с
помощью специальных приемных антенн и подвергается обработке на
ЭВМ с целью поиска косвенных проявлений тех или иных признаков,
процессов или явлений на поверхности Земли (пожары, разливы нефти,
заболевания леса и т.д.). Особое место в этих методах занимают
активные средства радиолокационного мониторинга, позволяющие осуществлять
контроль за поверхностью Земли не только круглосуточно, включая
ночное время, но и в условиях сильной облачности, что крайне важно
для северных районов Сибири. Изображения, получаемые с природоресурсных
спутников, очень информативны и могут быть использованы одновременно
как для мониторинга экологических катастроф, так и для поиска
полезных ископаемых, прогноза урожая, оценки запасов влаги, решения
задач земельного кадастра, поиска оптимальной прокладки трасс
нефте- и газопроводов и телекоммуникаций и т.д. Также к задачам
космического мониторинга относятся: |
Определение
экологически вредных выбросов производств. |
Оперативный
контроль экологического состояния окружающей среды в районах нефтегазовых
месторождений и разработок твердых полезных ископаемых, продуктопроводов
с обнаружением крупных промышленных выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в атмосферу и водные объекты. |
Раннее
обнаружение лесных и техногенных пожаров и представление оперативной
информации службам пожаротушения. |
Экосистемный
мониторинг состояния таежных территорий, контроль за состоянием
заселенных территорий и болотообразовательными процессами. |
Организация
системы непрерывного лесоустройства на основе космической информации
высокого пространственного разрешения. |
Оперативный
контроль и прогноз состояния охотничьих ресурсов. |
Оценка состояния водных ресурсов, снегозапасов, лавинообразования,
ледников, включая динамику и прогноз режима стока рек. |
Оперативные
оценки современных быстропротекающих геологических процессов.
Использование результатов аэрокосмического зондирования в практике
геомониторинга, геологического картирования и прогноза месторождений
полезных ископаемых. Контроль за эрозией береговой линии крупных
рек в районе населенных пунктов и других хозяйственных объектов. |
Обнаружение
и слежение за массовым распространением вредителей леса. |
Оперативная
оценка и контроль растительных и почвенных покровов, состояния
лесных массивов, зон вырубок и динамики их восстановления. |
Картографическое
обеспечение фундаментальных и прикладных исследований, геологических
партий, производственных и управленческих организаций. |
Экономические
показатели объема услуг на рынке дистанционного зондирования стремительно
растут. По оценкам специалистов, ежегодный рост мирового рынка
применения данных космического мониторинга среднего (10-30 метров)
и высокого (1-5 метров) пространственного разрешения составляет
около 35 процентов, и в 2003 году его объем достигнет 7 миллиардов
долларов. Технологии космического мониторинга, используемые в
решении перечисленных выше задач, относятся к высоко приоритетным
технологиям научно-технического прогресса (так называемым "высоким
технологиям"). Они, по сути, аккумулируют в себя самые последние
научные и технологические достижения космонавтики, информатики
и телекоммуникаций. Появился даже новый термин, характеризующий
этот комплекс технологий, - "информационно-космические технологии".
Уровень их развития является в некотором смысле показателем технологической
мощи государства. |
В
настоящее время среди наиболее передовых в этом плане стран можно
выделить США, Россию и Францию. Однако ситуация в этой области
весьма динамична, и к группе лидеров могут в ближайшее время присоединиться
также страны Европейского сообщества, Японии, Индии, Израиля и
Канады. Очевидно, что использование информационно-космических
технологий для решения экологических и природоресурсных задач,
стоящих как перед Ханты-Мансийским автономном округом, так и перед
другими регионами Сибири, является в научно-техническом и в организационном
плане достаточно трудной задачей. Успешное их освоение возможно
лишь при самой широкой кооперации потребителей космической информации
и специалистов в области орбитальных систем наблюдения, наземных
спутниковых систем приема, обработки данных космического мониторинга,
а также экспертов в области телекоммуникаций, баз данных, геоинформационных
систем и Интернет-технологий. |
С
целью координации работ в этой области в январе 1999 в рамках
Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) был организован
Координационный совет по космическому мониторингу Сибири, который
я возглавил. В совет вошли представители как регионов Сибири,
так и министерств и ведомств РФ, участвующих в работах по созданию
и эксплуатации систем дистанционного космического зондирования
в России (Росавиакосмос, Российской академия наук, Росгидромет,
Миннауки России, Госкомэкологии РФ, Минприроды, МЧС, Роскомзем
и др.). Широкое участие федеральных ведомств в работе нашего совета
является отличительной его особенностью. Необходимо отметить,
что решению Совета МАСС о создании Координационного совета по
космическому мониторингу Сибири способствовала успешная трехлетняя
деятельность "Центра космического мониторинга Сибири" (г. Новосибирск).
Этим центром был организован ряд межрегиональных совещаний и международных
семинаров по проблемам космического мониторинга Сибири, на которых
была выработана стратегия разработки и внедрения методов дистанционного
зондирования в Сибири, наметилась межрегиональная и международная
кооперация, были созданы предпосылки для реальной интеграции интересов
регионов Сибири на технической базе Центра космического мониторинга
Сибири. По инициативе центра был подготовлен и представлен в Федеральную
целевую программу единой государственной системы экологического
мониторинга России "Сибирский блок", посвященный космическому
мониторингу Сибири. На первом заседании Координационного совета,
состоявшемся 9 апреля 1999 года в г. Ханты-Мансийске, среди первоочередных
задач, стоящих перед советом, на ближайшие два года была определена
задача создания межрегионального центра информационно-космических
технологий Сибири на технической базе Центра космического мониторинга
Сибири в г. Новосибирске (с сетью самостоятельных филиалов в других
городах Сибири, таких как Ханты-Мансийск, Томск, Красноярск, Салехард,
Барнаул, Иркутск). |
Межрегиональный
центр призван создать единую систему приема, обработки и распространения
информации с отечественных и зарубежных спутников в Сибири, а
также разрабатывать и распространять по регионам Сибири базовые
технологии тематической обработки спутниковой информации. Такая
кооперация регионов предполагает широкое использование компьютерной
сети Интернет и новых информационных технологий для оперативной
передачи как "сырых" космоснимков, так и результатов их тематической
обработки. Ханты-Мансийский автономный округ активно участвует
в работах по дистанционному зондированию. Так, в 1997 году Комитетом
по охране окружающей среды введен в эксплуатацию аппаратно-программный
комплекс малой станции приема космоинформации "СканЭр" с ИСЗ "Ресурс-О1"
№3. К настоящему времени создан банк данных дистанционного зондирования
Земли, накоплен архив спектрозональной космической информации
районов округа |
Дешифрирование
космоснимков со спутника "Ресурс-О1" позволило уже сейчас по отдельным
районам и месторождениям (Самотлорское нефтяное месторождение
АО "Юганскнефтегаз", территории деятельности ТПП "Лангепаснефтегаз")
получить объективную и достаточно достоверную картину нефтяного
загрязнения. Составной частью автоматизации экологического мониторинга
округа будет также являться создаваемая по заказу округа научно-производственным
предприятием "Полет" (г. Нижний Новгород) система авиационно-наземного
экологического патрулирования и мониторинга (САНЭПМ). Система
призвана решать широкий круг проблем экологического мониторинга,
в том числе дистанционное определение основных параметров выбросов
нефти на поверхности воды и на почве, а также обнаружение утечек
из нефтегазопроводов. Развитие информационного обеспечения природоохранных
мероприятий и рационального пользования природными ресурсами округа
- неотъемлемая часть экологизации промышленного производства.
Создание Комитета по информационным ресурсам округа и принятие
в 1998 году впервые в Российской Федерации закона об информационных
ресурсах на региональном уровне - пример понимания в округе важности
нового продукта человеческой деятельности под названием "информация"
в наступающем тысячелетии. |
Важным
шагом в этом же направлении является организация в округе "Научно-производственного
центра комплексного мониторинга окружающей среды и кадастра природных
ресурсов". Центр учреждается совместно Комитетом природных ресурсов
по округу, Госкомэкологией автономного округа и Окркомземом и
призван, в первую очередь, координировать управление рациональным
использованием природных ресурсов округа и оптимизировать потоки
экологической и природопользовательской информации среди пользователей
округа. Создаваемый центр является реализацией на практике идеи
комплексного подхода в природоресурсном и экологическом мониторинге
и будет являться составной частью формируемой сети центров космического
мониторинга на территории Сибири. В рамках Координационного совета
уже намечается широкое взаимовыгодное сотрудничество как с российскими
организациями, работающими на рынке дистанционного зондирования,
такими как РКК "Энергия", научно-исследовательским центром "Планета",
инженерно-технологическим центром "СканЭкс", НИИ "Космического
приборостроения", "Совзонд", "Совинформспутник", так и с зарубежными
- со Шведской космической корпорацией, Европейским космическим
агентством, французской фирмой "SPOT Image", Международным центром
по окружающей среде и дистанционному зондированию им. Нансена
(Норвегия), Японским космическим агентством. Таким образом, начата
важная и долгосрочная работа по созданию систем экологического
и природоресурсного мониторинга регионов Сибири на современной
научно-технической базе, результаты которой существенно помогут
в решении экологических и иных проблем, стоящих перед Ханты-Мансийским
автономным округом и другими регионами Сибири в новом столетии.
|
|
|