|
|
17
мая 2001 г. |
Источник:
газета "Завтра" |
Автор:
Александр Руденко |
Бомба
под нефтяных магнатов
|
Идея
создания альтернативного топлива будоражила ученый мир с конца
XIX века, когда отец двигателя внутреннего сгорания Н.Отто получил
первый патент на применение воды в качестве компонента горючего.
С тех пор ученые и энтузиасты, рационализаторы и заправщики с
бензоколонок (эти с несколько другой целью) пытаются "воплотить
в жизнь" идею гениального изобретателя. Тем более что и без научных
опытов, испытаний и доказательств любой автомобилист прекрасно
знает, что в сырую туманную погоду у двигателя словно открывается
"второе дыхание": машина ведет себя ,как взбодрившийся конь, лихо
берет любой подъем и несется, "закусив удила"... Это в карбюратор
вместе с воздухом попали мельчайшие частички воды, которые потом
в цилиндрах превращаются в кислород и водород и "бодрят" двигатель. |
Через
сотню лет после Н.Отто умные головы кое-чего добились. В развитых
странах бегают экспериментальные автомобили на водно-топливной
смеси. Однако эти эмульсии без постоянной встряски при помощи
дорогого ультразвукового генератора быстро расслаиваются, сверху
- бензин, снизу - вода. Приехали... Любопытно в этой связи свидетельство
заведующего кафедрой МАДИ доктора физико-математических наук,
профессора Л.Сапогина. Его учитель, ныне покойный профессор Г.Дудко,
рассказывал о том, как он в 1951 г. участвовал в испытаниях двигателя
внутреннего сгорания, который представлял собой некий гибрид дизеля
и обычного карбюраторного двигателя. Запуск его производился от
стакана бензина, потом зажигание отключалось, в цилиндр через
форсунки обычным топливным насосом подавалась нагретая и сильно
сжатая вода со специальными добавками, в чем и был главный секрет.
Двигатель установили на лодке. Исследователи два дня носились
на ней по Азовскому морю. Дудко сам ведром зачерпывал воду и заливал
в бак - несколько ведер в день. Выхлоп двигателя был один - вода.
|
Через
34 года, не ведая об этих испытаниях, доктор химических наук профессор
Э. Исаев со своими учениками решил проблему альтернативного топлива.
(Об этом "Инженер" писал в N 8, 1998 г.) К практическому воплощению
идеи создания водоэмульсионного топлива подходили еще во время
Первой мировой войны. В 1943 г. - опять во время войны - вновь
появились публикации об испытаниях "необычайного топлива из воды".
|
Широкие
исследования по созданию водно-топливных эмульсий проводились
научными институтами в нашей стране. На базе полученных результатов
в 1980 г. была разработана пятилетняя государственная целевая
научно-техническая программа по расширению ресурсов и экономии
топлива при помощи добавок воды. В ней участвовали несколько министерств:
научное руководство программой осуществлял крупнейший специалист
в области химмотологии профессор А.Братков под патронажем бывшего
председателя Госплана СССР Н.Байкова. |
Но
каждый раз работы приостанавливались или засекречивались. В открытую
печать попали лишь сведения о "химическом эксперименте", которые
показывали, что все созданные водно-углеродные эмульсии сохраняли
свою стабильность в течение 2-3 дней... Почему все разработки
по созданию альтернативного топлива "покрылись мраком"? Ходили
слухи о давлении нефтяных монополий. Затем в научной печати объявили,
что создание устойчивых водно-углеводородных эмульсий вообще невозможно.
И это утверждение подкреплялось математически. К счастью, Э.Исаев
узнал об этих публикациях уже когда "сотворил" альтернативное
топливо со своими учениками, опровергнув на практике данные математиков.
Как такое могло случиться? Возможно, математическая модель оказалась
слишком грубой и не смогла учесть иных действий того эмульгатора,
который "исаевской бригаде" удалось разработать. |
Новое
горючее - это аквазин, как назвал его профессор Исаев. "Аква"
- вода, "зин" - хвост от бензина. Безсвинцовое высокооктановое
топливо. Получается путем соединения воды с продуктами нефтепереработки
либо с природным или попутным газом при помощи эмульгатора. Этот
третий компонент и не дает расслаиваться водно-бензиновой смеси.
Аквазин служит прекрасным заменителем различных марок бензина,
авиакеросина, дизтоплива. Его несомненные преимущества перед традиционными
видами топлива - пониженное содержание вредных веществ и отсутствие
соединений свинца в отработавших газах. В них в 3-5 раз меньше
закиси углерода, а окислов азота - на 25-30%. А это немало, если
взять во внимание расчеты лауреата Нобелевской премии Р.Робинсона:
две молекулы выдохнутого Шекспиром воздуха... попадают при вдохе
нам в легкие. Верно, мы дышим воздухом, некогда выдохнутым предшественниками.
Другого в весьма тонкой атмосфере Земли просто нет. Вот аквазин
и призван передать атмосферу нашим потомкам более чистой. Кем
призван - ниже. |
Другие
достоинства аквазина - повышенная антидетонационнная устойчивость:
уменьшение теплонапряженности двигателя на 200шС и увеличение
его мощности за счет повышения степени сжатия. "Наше топливо пока
содержит от 10 до 30% воды,- рассказывает Эдуард Иванович,- и
адаптировано к серийному двигателю с искровым зажиганием без каких-либо
переделок. А в планах - разработка топлива для нового двигателя,
который будет максимально использовать преимущества водно-топливной
эмульсии с содержанием воды до 70%! Это не "блеск" ученой утопии.
По результатам исследований и расчетам Исаева, топливо будущих
двигателей внутреннего сгорания будет состоять из воды... с добавлением
в нее бензина. А это открывает новые перспективы повышения качества
топлива за счет использования высокоэффективных водорастворимых
антидетонаторов, которые "не хотят" растворяться в чистом бензине.
|
"Разбавляя"
бензин водой и вводя новые антидетонаторы, можно не только увеличить
его количество, но и качество, получая двойную выгоду. К тому
же сегодня химиками-синтетиками создан достаточно широкий ряд
эффективных антидетонаторов, растворимых в воде. Значит, создается
предпосылка более экономного расхода нефти, запасы которой имеют
предел. |
Благодаря
исаевскому эмульгатору можно прекратить палить небо многочисленными
факелами, сжигая попутный газ вместе с баснословными деньгами.
Рядом с этими скважинами можно разместить установки по производству
аквазина. А этот газ горит по всей Руси, и даже в Москве. Впрочем,
прибыль в госкарман давно подсчитали. Ведь исаевская водно-топливная
эмульсия прошла "обкатку" на стендах испытаний двигателей. А в
1990 г. при АН СССР была создана общественная организация "Аквазин",
разработавшая программу производства альтернативного топлива.
Она вошла в Госпрограмму экологически безопасной энергетики. Затем
был решен вопрос строительства в Нижневартовске первой промышленной
установки, которая должна была давать 30-50 тыс. тонн аквазина
в год. И уже пятый год, как давала бы... Но при известных событиях
в стране, где первейшим жизненным принципом стало грести под себя,
этот проект, сулящий благо всему государству, новому его руководству,
мягко говоря, пришелся не по нраву. |
Ясно,
что аквазин встал костью в глотке в первую очередь "королям бензоколонок"
- легализованным нефтяным магнатам. Так как способен вмиг лишить
их незаконной прибыли... Да и много чего может натворить. Но мы
не будем углубляться в мир темной, либо теневой, как кому угодно,
экономики и политики. Ясно одно (об этом пишут и читатели), что
процесс создания топлива будущего пошел, и шляпами угодливых нефтяным
вампирам чиновников его не прикроешь. Скажем лишь одно, что он
вполне способен навести порядок в ценах на энергоносители... |
О
разработках западных "умельцев" заявляет в первом номере 2000
г. журнал "За рулем". Говорящий заголовок: "Аквазоль" - топливо
будущего?" - и текст: "Концерн "Эльф" выпустил на рынок новое
топливо для дизельных машин - солярно-водную (!) смесь... Отличными
показателями новое топливо обязано прежде всего воде: именно она
снижает температуру в камере сгорания и препятствует образованию
окислов азота..." И так далее. Реклама из отжившего столетия в
новое тысячелетие. А вот уже и в Минтопэнерго РФ появился рекламный
проспект, броско заявляющий: "Решение мировой проблемы XXI века":
"Альтернативное топливо для дизельных двигателей, судовых и котельных
установок, топливо завтрашнего дня работает сегодня". Компания
А-55 (президент Р.Гуннерман) города Рено, штат Невада, США, предлагает
всему миру свои установки по производству дешевого чистого топлива
А-55. |
У
них есть, у нас - нет. Вот что говорит об этом Исаев: "Сегодня
американцы предлагают нам технологии, оборудование по производству
водно-дизелькых эмульсий на своих эмульгаторах с использованием
физических методов воздействия на дисперсную систему, представляя
это как решение проблемы XXI в. Да, это, несомненно, достижение
американских ученых. Но данные вопросы были решены у нас в стране
еще в 1988 г., так же, как и проблемы по созданию водно-бензиновых
и водно-керосиновых эмульсий, чего они делать не могут". Гуннерман
- видный ученый шведского происхождения. В 94-95 гг. он провел
испытания своего эмульгатора на двигателях автобусов США - в топливную
систему ввел 50% воды. Тогда над нашими разработками у нас в стране
перестали смеяться, но сказали, что нас обогнали. |
Однако
заэмульгировать дизельное топливо во многом проще, нежели бензин
и керосин. Дизтопливо менее требовательно к высоким реологическим
характеристикам (вязко-текучим свойствам). Мы же взялись решить
куда более сложную задачу - создать водно-бензиновую смесь, где
эмульсия должна быть не только стойкой, но по своим характеристикам
не отличаться от бензина. Иначе карбюратор не будет всасывать
смесь - работать. А в дизельном двигателе все проще, там плунжер
вталкивает топливо... Если представить разработку стабильных эмульсий
по шкале сложности решения технических проблем, то получим такую
картину. |
Вода,
соединяемая с бензином, - высший элемент сложности. Вода - с керосином
- не менее сложная задача. Вода - дизельное топливо - проблема
с большим отрывом сложности. К тому же последняя задача в нашей
стране была давно реализована - в тракторных двигателях в виде
мазутных эмульсий. Большое количество исследований в этой области
проводилось в институтах, работающих на сельское хозяйство. Ну
а предложение компании А-55 - это очередная попытка заграницы
привязать нас к своим технологиям, сделать зависимыми от себя.
Их цель - разместить как можно больше оборудования, а потом дирижировать
производством "нового" топлива поставками своего запатентованного
эмульгатора... |
На
Западе люди, конечно, себе на уме и "зрят в корень". Но и русские
не лыком шиты. Вон в Перми изобретатель А. Бакаев "смастерил"
к автодвигателям "приставку", позволяющую автомобилям ездить на
воде без каких-либо углеводородных добавок к ней. В дело идет
любая вода, даже из канализации. Давление, создаваемое в "приставке",
- до 300 атмосфер, "выплевывает" любую грязь. Как утверждает Бакаев,
в его изобретении работает новый вид расщепления... На "приставках",
дарованных гениальным русским изобретателем автомобилистами, нынче
"бегает" более трех тысяч машин. |
-
Теоретически вода может быть использована в качестве индивидуального
рабочего вещества без присадок углеводорода, - сказал по этому
поводу Э. Исаев. - Однако все исследования в этом направлении
на определенном этапе разработок "растворялись", информация о
них терялась. Но все равно работы по созданию двигателя, где в
качестве рабочего вещества будет использована "голая" вода, ведутся.
И здесь нет фантастики. Фантастичны преступления, направленные
на торможение развития человечества. Почему, например, не пошел
в промышленное производство "мерседес" С-11, который работал на
изготовленном по советской лицензии движке? В фирме "Даймлер-Бенц"
есть все модели, выходящие под маркой "мерседес", но нет именно
С-11. Она брала всего три литра топлива на 100 км. При этом двигатель
развивал мощность в 170 л.с. Эта модель исчезла... Фирма не пострадала.
Кто-то выплатил все ее расходы, связанные с закупкой лицензии
в нашей стране, выплатили, очевидно, и всю неполученную прибыль... |
Вряд
ли стоит рассуждать, почему "приставка" Бакаева не нашла "признания"
и широкого применения в нашей стране - и благодаря порядочности
отечественного изобретателя не уплыла за океан. Та же история
и с разработками Исаева. Разве они не актуальны сегодня, когда
у нас простаивают производства и мерзнут люди из-за нехватки энергоносителей,
когда истощаемые запасы "черного золота" стали в мире предметом
первостепенной экономической и политической спекуляции? Тут же
прорастает и такая "петрушка". Человечество сжигает 71 млн. баррелей
нефти в сутки (1 баррель - около 160 литров). Ее потребление,
по расчетам американских аналитиков, растет на 2% в год. И уже
к 2010 г. половина запасов нефти будет спалена. Плюс увеличивающееся
ее потребление развивающимися странами. В 2025 г. один Китай станет
импортировать нефти в 2 раза больше американцев. "Слопав" все
ее запасы, мир ощерится на Россию - единственную оставшуюся с
еще непочатыми кладовыми "черного злата". Не берусь строить прогноз
на этот счет, но то, что крышу чинят в ясную погоду, мы тут в
журнале как-то догадались. И, судя по письмам читателей, не мы
одни. |
|
|