|
|
8
октября 1999 г. |
Автор:
Дмитрий Анин |
"ЛУКОЙЛ":
"О-па, о-па, "КомиТЭК" - Европа!"
|
На прошлой
неделе стало известно о продолжении экспансии российской нефтяной
компании "ЛУКОЙЛ" в Европе. В последние годы компания приобретает
производственные мощности в основном в Центральной и Восточной
Европе. Президент компании Вагит Алекперов сообщил об участии
"ЛУКОЙЛа" в тендере по приватизации нефтеперерабатывающего завода
"Парамо-Пардубице" (Чехия). |
На приобретение
НПЗ компания готова затратить 1,5 миллиарда крон (около 50 миллионов
долларов). "ЛУКОЙЛ" - крупнейший в России производитель горюче-смазочных
материалов. Поэтому покупка чешского НПЗ Paramo, производящего
технические масла, является логическим продолжением деятельности
компании. Кроме этого, "ЛУКОЙЛ" планирует создать в Чехии сеть
собственных автозаправочных станций. Три АЗС компании в этой стране
уже работают, еще 15 строятся. "ЛУКОЙЛ", кроме того, заинтересован
в приобретении доли в компании "Чемопетрол Литвинов" (Chemopetrol
Litvinov), которая в настоящее время входит в состав государственного
концерна "Юнипетрол" (Unipetrol). |
Также стало
известно о переговорах нефтяников с правительством Болгарии о
приобретении 58% акций нефтеперерабатывающего завода "Нефтохим"
(Neftohim). |
Вообще,
"ЛУКОЙЛ", пожалуй, единственная отечественная нефтяная компания,
которая активно ведет себя как на внутреннем, так и на внешнем
рынке. Совершая при этом достаточно рискованные сделки и едва
ли не диктующая государству как поступать. Только в середине
сентября было объявлено о том, что внеочередное собрание акционеров
ОАО "КомиТЭК" приняло решение передать управление компанией
от ЗАО "Евросевернефть" "ЛУКОЙЛу".
|
"Это классическая
операция поглощения", - прокомментировал процесс объединения двух
компаний вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун. В процессе поглощения
акционеры компании "КомиТЭК" имеют право обменять свои акции на
ценные бумаги "ЛУКОЙЛа". Полный обмен акций планируется осуществить
после продажи на конкурсе с инвестиционными условиями 9% акций
"ЛУКОЙЛа" из государственного пакета. Подведение итогов конкурса
назначено на 29 октября. Через месяц состоится также подведение
итогов аукциона по продаже одного процента акций компании. |
Правда, при
поглощении "КомиТЭКа" приобретены и оставшиеся долги компании.
"ЛУКОЙЛ" уже ведет переговоры с рядом западных банков о передаче
прав по обслуживанию кредитов, полученных "КомиТЭК". Менеджеры
"ЛУКОЙЛа" практически завершили переговоры с банком Warburg Dillon
Rеаd о передаче прав по обслуживанию и реструктуризации текущих
долгов "КомиТЭК". Продолжаются также переговоры по синдицированному
кредиту, предоставленному "КомиТЭК" консорциумом западных банков
во главе с французским Paribas. Здесь "ЛУКОЙЛ" не настаивает на
реструктуризации кредита, так как срок, на который он предоставлен,
довольно большой (5 лет). |
В результате
слияния и консолидации основных СП, входящих в холдинг "КомиТЭК",
общие запасы "ЛУКОЙЛа" вырастают на 26%, газа - на 78%, добыча
нефти увеличивается на 13%, экспорт - на 21%. Совместные доказанные
запасы углеводородов компаний "КомиТЭК" и "ЛУКОЙЛ" немногим менее
20 миллиардов баррелей нефти (1,9 миллиарда тонн). Примерно таковы
запасы British Petroleum/Amoco/ARCO - второй по запасам и добыче
нефтяной компании в мире. |
АО "КомиТЭК"
было создано в 1994 году. В компанию вошли лучшие предприятия
топливно-энергетического комплекса Ненецкого автономного округа
и республики Коми. Доказанные запасы месторождений структур, входящих
в "КомиТЭК", составляют 400 миллионов тонн нефти. В 1997 году
компания оказалась на грани банкротства. В качестве антикризисного
управляющего была приглашена сторонняя фирма - ЗАО "Евросевернефть".
В 1998 году были погашены основные долги "КомиТЭК" и было принято
решение продать компанию. Но кроме "ЛУКОЙЛа" покупателя не нашлось.
Да и тот предлагал оплатить ценные бумаги "КомиТЭК" лишь своими
акциями. Однако сумма сделки, исходя из котировок акций "ЛУКОЙЛа",
составляет 500 миллионов долларов. При этом капитализация "КомиТЭК"
- всего 230 миллионов долларов. На базе "КомиТЭК" планируется
создать компанию "ЛУКОЙЛ-Север". Намечено также полное поглощение
всех дочерних, по отношению к "КомиТЭК", совместных предприятий. |
Для "ЛУКОЙЛа"
приобретение "Коми ТЭК" это не только увеличение запасов, рост
добычи и переработки (Ухтинский НПЗ тоже переходит в "ЛУКОЙЛ"),
но и расширение присутствия на севере и в стране вообще. Теперь
владения компании протянулись из Западной Сибири (Лангепас, Когалым,
Урай) на запад до Варандея. Здесь "ЛУКОЙЛу" принадлежит контрольный
пакет в предприятии "Архангельскгеолдобыча" (АГД). И через это
предприятие "ЛУКОЙЛ" может оказывать влияние на освоение северной
части нефтегазоносной Тимано-Печорской провинции - в консорциуме
"Тиман-Печора компании" АГД принадлежит 20%. Но основная часть
провинции и доступы к ней перекрывались компанией "КомиТЭК". Старые
и новые "северные территории" "ЛУКОЙЛа" соединены магистральной
"трубой" с Кириши в Ленинградской области и с портом в Вентспилсе
(Латвия). |
Далее
владения "ЛУКОЙЛа" спускаются на юг, включая, в Северо-Центральном
районе, месторождения в Пермской области и собственно Пермский
НПЗ. Затем следуют объединения "Нижневолжскнефть" с Волгоградским
НПЗ и ряд месторождений на побережье и шельфе Каспия - неподалеку
от Астрахани, в Азербайджане и Казахстане.
|
"ЛУКОЙЛу"
также принадлежит контрольный пакет акций Мурманского морского
пароходства, а флот нефтеналивных танкеров ледового класса компании
составляет 10 единиц. Таким образом, после приобретения "КомиТЭК",
компания может "завязать" в единое целое добычу, транспортировку
и переработку на севере России. Поставляя танкерами на экспорт
нефть, компания способна "обратным плечом" взять на себя снабжение
"северов" нефтепродуктами. |
Но прежде
всего, считает Леонид Федун, необходимо отложить строительство
нужной, но не актуальной Балтийской трубопроводной системы (БТС).
Для экспорта нефти "ЛУКОЙЛу" достаточно трубы на Вентспилс и танкеров
на севере. Сейчас же гораздо важнее построить трубу в обход Чечни
по территории Дагестана. Иначе, по словам г-на Федуна, Россия
может потерять не только право экспорта азербайджанских углеводородов,
но и почти всю нефть Каспия. Скорее всего, "ЛУКОЙЛ" озабочен вывозом
из Каспийского региона именно своей доли нефти. |
И здесь мы
подходим к событиям вокруг "Транснефти". За день до объявления
о поглощении "КомиТЭК" состоялось назначение Семена Вайнштока
президентом "Транснефти". Но Семен Вайншток не только бывший вице-президент
"ЛУКОЙЛа", но и действительный акционер этой компании. А "ЛУКОЙЛ"
всегда был против строительства БТС. Точнее, против того, как
руководство "Транснефти" распределяло доли в ЗАО "Балтийская трубопроводная
система". |
И уже 1 октября
стало известно, что правительство поручило "Транснефти" создать
дочернее открытое акционерное общество с привлечением российских
и азербайджанских компаний для финансирования и строительства
участка нефтепровода по территории Дагестана в обход Чечни. Министр
топлива и энергетики Виктор Калюжный даже взял обязательство построить
эту "трубу" за восемь месяцев. Доля "Транснефти" в этом АО - всего
10%. Такой же пакет намечено передать Азербайджанской международной
операционной компании (АМОК). Остальные 80% намечено распределить
между прочими потенциальными инвесторами. В закрытом акционерном
обществе "БТС" госкомпании "Транснефть" принадлежит доля в 75%.
Скорее всего, основным инвестором строительства трубопровода по
территории Дагестана станет как раз "ЛУКОЙЛ". Предполагается также
частично использовать средства, собранные на строительство БТС.
Предложения об этом поручено проработать Минтопэнерго. |
Это
начинание, между тем, чревато довольно большими конфликтами
интересов государства и частных нефтяных компаний. Нефтепроводы
в России принадлежат государству. Как, по окончании строительства
"трубы" в Дагестане, будет распределяться тариф за прокачку
нефти по ней? Захотят ли в АМОК участвовать в строительстве
в этом опасном терроризмом регионе? В начале этого года пущен
нефтепровод из Баку до грузинского порта Супса. Худо-бедно,
но он работает и намечено строительство второй его нитки. В
АМОК также продолжают рассматривать возможность строительства
нефтепровода до турецкого порта Джейхан.
|
Российская
сторона намерена заинтересовать Азербайджан своими предложениями.
Сейчас заявка Азербайджана на прокачку нефти составляет 2,2 миллиона
тонн в год. На очередном заседании межправительственной комиссии
по экономическому сотрудничеству между Россией и Азербайджаном
намечено представить гарантии минимальной (!) прокачки по "трубе"
(мимо воюющей Чечни) до Новороссийска 15 миллионов тонн нефти
в год. Документы об этом поручено подготовить также Минтопэнерго.
А может быть лучше было сразу предложить это сделать "ЛУКОЙЛу"? |
Но скорее
всего, российской стороне придется в одиночку строить для "ЛУКОЙЛа"
нефтепровод в Дагестане. А потом еще и добиваться его заполнения.
Между прочим, руководство РАО "Роснефтегазстрой" недавно предложило
учредить премию имени Бориса Щербины за достижения в области строительства
нефте- и газопроводов. И еще "Роснефтегазстрой" ведет консультации
с компанией "Транснефть" о возможности строительства трубопровода
в обход Чечни. В общем, строить есть кому, было бы на какие деньги. |
|