Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

Aport Ranker
 

8 октября 1999 г.
Автор: Дмитрий Анин
"ЛУКОЙЛ": "О-па, о-па, "КомиТЭК" - Европа!"
На прошлой неделе стало известно о продолжении экспансии российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" в Европе. В последние годы компания приобретает производственные мощности в основном в Центральной и Восточной Европе. Президент компании Вагит Алекперов сообщил об участии "ЛУКОЙЛа" в тендере по приватизации нефтеперерабатывающего завода "Парамо-Пардубице" (Чехия).
На приобретение НПЗ компания готова затратить 1,5 миллиарда крон (около 50 миллионов долларов). "ЛУКОЙЛ" - крупнейший в России производитель горюче-смазочных материалов. Поэтому покупка чешского НПЗ Paramo, производящего технические масла, является логическим продолжением деятельности компании. Кроме этого, "ЛУКОЙЛ" планирует создать в Чехии сеть собственных автозаправочных станций. Три АЗС компании в этой стране уже работают, еще 15 строятся. "ЛУКОЙЛ", кроме того, заинтересован в приобретении доли в компании "Чемопетрол Литвинов" (Chemopetrol Litvinov), которая в настоящее время входит в состав государственного концерна "Юнипетрол" (Unipetrol).
Также стало известно о переговорах нефтяников с правительством Болгарии о приобретении 58% акций нефтеперерабатывающего завода "Нефтохим" (Neftohim).
Вообще, "ЛУКОЙЛ", пожалуй, единственная отечественная нефтяная компания, которая активно ведет себя как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Совершая при этом достаточно рискованные сделки и едва ли не диктующая государству как поступать. Только в середине сентября было объявлено о том, что внеочередное собрание акционеров ОАО "КомиТЭК" приняло решение передать управление компанией от ЗАО "Евросевернефть" "ЛУКОЙЛу".
"Это классическая операция поглощения", - прокомментировал процесс объединения двух компаний вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун. В процессе поглощения акционеры компании "КомиТЭК" имеют право обменять свои акции на ценные бумаги "ЛУКОЙЛа". Полный обмен акций планируется осуществить после продажи на конкурсе с инвестиционными условиями 9% акций "ЛУКОЙЛа" из государственного пакета. Подведение итогов конкурса назначено на 29 октября. Через месяц состоится также подведение итогов аукциона по продаже одного процента акций компании.
Правда, при поглощении "КомиТЭКа" приобретены и оставшиеся долги компании. "ЛУКОЙЛ" уже ведет переговоры с рядом западных банков о передаче прав по обслуживанию кредитов, полученных "КомиТЭК". Менеджеры "ЛУКОЙЛа" практически завершили переговоры с банком Warburg Dillon Rеаd о передаче прав по обслуживанию и реструктуризации текущих долгов "КомиТЭК". Продолжаются также переговоры по синдицированному кредиту, предоставленному "КомиТЭК" консорциумом западных банков во главе с французским Paribas. Здесь "ЛУКОЙЛ" не настаивает на реструктуризации кредита, так как срок, на который он предоставлен, довольно большой (5 лет).
В результате слияния и консолидации основных СП, входящих в холдинг "КомиТЭК", общие запасы "ЛУКОЙЛа" вырастают на 26%, газа - на 78%, добыча нефти увеличивается на 13%, экспорт - на 21%. Совместные доказанные запасы углеводородов компаний "КомиТЭК" и "ЛУКОЙЛ" немногим менее 20 миллиардов баррелей нефти (1,9 миллиарда тонн). Примерно таковы запасы British Petroleum/Amoco/ARCO - второй по запасам и добыче нефтяной компании в мире.
АО "КомиТЭК" было создано в 1994 году. В компанию вошли лучшие предприятия топливно-энергетического комплекса Ненецкого автономного округа и республики Коми. Доказанные запасы месторождений структур, входящих в "КомиТЭК", составляют 400 миллионов тонн нефти. В 1997 году компания оказалась на грани банкротства. В качестве антикризисного управляющего была приглашена сторонняя фирма - ЗАО "Евросевернефть". В 1998 году были погашены основные долги "КомиТЭК" и было принято решение продать компанию. Но кроме "ЛУКОЙЛа" покупателя не нашлось. Да и тот предлагал оплатить ценные бумаги "КомиТЭК" лишь своими акциями. Однако сумма сделки, исходя из котировок акций "ЛУКОЙЛа", составляет 500 миллионов долларов. При этом капитализация "КомиТЭК" - всего 230 миллионов долларов. На базе "КомиТЭК" планируется создать компанию "ЛУКОЙЛ-Север". Намечено также полное поглощение всех дочерних, по отношению к "КомиТЭК", совместных предприятий.
Для "ЛУКОЙЛа" приобретение "Коми ТЭК" это не только увеличение запасов, рост добычи и переработки (Ухтинский НПЗ тоже переходит в "ЛУКОЙЛ"), но и расширение присутствия на севере и в стране вообще. Теперь владения компании протянулись из Западной Сибири (Лангепас, Когалым, Урай) на запад до Варандея. Здесь "ЛУКОЙЛу" принадлежит контрольный пакет в предприятии "Архангельскгеолдобыча" (АГД). И через это предприятие "ЛУКОЙЛ" может оказывать влияние на освоение северной части нефтегазоносной Тимано-Печорской провинции - в консорциуме "Тиман-Печора компании" АГД принадлежит 20%. Но основная часть провинции и доступы к ней перекрывались компанией "КомиТЭК". Старые и новые "северные территории" "ЛУКОЙЛа" соединены магистральной "трубой" с Кириши в Ленинградской области и с портом в Вентспилсе (Латвия).
Далее владения "ЛУКОЙЛа" спускаются на юг, включая, в Северо-Центральном районе, месторождения в Пермской области и собственно Пермский НПЗ. Затем следуют объединения "Нижневолжскнефть" с Волгоградским НПЗ и ряд месторождений на побережье и шельфе Каспия - неподалеку от Астрахани, в Азербайджане и Казахстане.
"ЛУКОЙЛу" также принадлежит контрольный пакет акций Мурманского морского пароходства, а флот нефтеналивных танкеров ледового класса компании составляет 10 единиц. Таким образом, после приобретения "КомиТЭК", компания может "завязать" в единое целое добычу, транспортировку и переработку на севере России. Поставляя танкерами на экспорт нефть, компания способна "обратным плечом" взять на себя снабжение "северов" нефтепродуктами.
Но прежде всего, считает Леонид Федун, необходимо отложить строительство нужной, но не актуальной Балтийской трубопроводной системы (БТС). Для экспорта нефти "ЛУКОЙЛу" достаточно трубы на Вентспилс и танкеров на севере. Сейчас же гораздо важнее построить трубу в обход Чечни по территории Дагестана. Иначе, по словам г-на Федуна, Россия может потерять не только право экспорта азербайджанских углеводородов, но и почти всю нефть Каспия. Скорее всего, "ЛУКОЙЛ" озабочен вывозом из Каспийского региона именно своей доли нефти.
И здесь мы подходим к событиям вокруг "Транснефти". За день до объявления о поглощении "КомиТЭК" состоялось назначение Семена Вайнштока президентом "Транснефти". Но Семен Вайншток не только бывший вице-президент "ЛУКОЙЛа", но и действительный акционер этой компании. А "ЛУКОЙЛ" всегда был против строительства БТС. Точнее, против того, как руководство "Транснефти" распределяло доли в ЗАО "Балтийская трубопроводная система".
И уже 1 октября стало известно, что правительство поручило "Транснефти" создать дочернее открытое акционерное общество с привлечением российских и азербайджанских компаний для финансирования и строительства участка нефтепровода по территории Дагестана в обход Чечни. Министр топлива и энергетики Виктор Калюжный даже взял обязательство построить эту "трубу" за восемь месяцев. Доля "Транснефти" в этом АО - всего 10%. Такой же пакет намечено передать Азербайджанской международной операционной компании (АМОК). Остальные 80% намечено распределить между прочими потенциальными инвесторами. В закрытом акционерном обществе "БТС" госкомпании "Транснефть" принадлежит доля в 75%. Скорее всего, основным инвестором строительства трубопровода по территории Дагестана станет как раз "ЛУКОЙЛ". Предполагается также частично использовать средства, собранные на строительство БТС. Предложения об этом поручено проработать Минтопэнерго.
Это начинание, между тем, чревато довольно большими конфликтами интересов государства и частных нефтяных компаний. Нефтепроводы в России принадлежат государству. Как, по окончании строительства "трубы" в Дагестане, будет распределяться тариф за прокачку нефти по ней? Захотят ли в АМОК участвовать в строительстве в этом опасном терроризмом регионе? В начале этого года пущен нефтепровод из Баку до грузинского порта Супса. Худо-бедно, но он работает и намечено строительство второй его нитки. В АМОК также продолжают рассматривать возможность строительства нефтепровода до турецкого порта Джейхан.
Российская сторона намерена заинтересовать Азербайджан своими предложениями. Сейчас заявка Азербайджана на прокачку нефти составляет 2,2 миллиона тонн в год. На очередном заседании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Азербайджаном намечено представить гарантии минимальной (!) прокачки по "трубе" (мимо воюющей Чечни) до Новороссийска 15 миллионов тонн нефти в год. Документы об этом поручено подготовить также Минтопэнерго. А может быть лучше было сразу предложить это сделать "ЛУКОЙЛу"?
Но скорее всего, российской стороне придется в одиночку строить для "ЛУКОЙЛа" нефтепровод в Дагестане. А потом еще и добиваться его заполнения. Между прочим, руководство РАО "Роснефтегазстрой" недавно предложило учредить премию имени Бориса Щербины за достижения в области строительства нефте- и газопроводов. И еще "Роснефтегазстрой" ведет консультации с компанией "Транснефть" о возможности строительства трубопровода в обход Чечни. В общем, строить есть кому, было бы на какие деньги.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены