|
|
|
15
октября 1999 г. |
Автор:
Константин Баскаев , ("Российская газета", специально
для "СКВАЖИНЫ") |
Как
обустроить российский ТЭК. Рецепт Минтопэнерго
|
На прошедшем
вчера заседании Правительство России в основном поддержало предложения
Министерства топлива и энергетики о мерах по развитию нефтегазового
комплекса страны, предусматривающие повышение эффективности налоговых,
ценовых, финансово-кредитных и инвестиционных рычагов, а также
меры, обеспечивающие усиление регулирующей роли государства в
управлении комплексом. |
Приступая
к работе над концепцией развития нефтегазового комплекса страны,
специалисты Минтопэнерго исходили из необходимости переориентировки
от технократического к финансово-экономическому подходу при формировании
энергетической стратегии страны. Нефтегазовый комплекс страны
вышел на новый этап своего развития, требующий серьезных изменений,
как в нем самом, так и в системе государственного регулирования
его деятельности. |
Если срочно
не принять ряд мер, полагают разработчики концепции, то в ближайшем
будущем добыча нефти в стране может упасть до 225-235 млн тонн
(предполагаемая добыча в 1999 году - несколько выше 300 млн тонн),
а газа - до 530 млрд кубометров (сейчас добывается порядка 590
млрд кубометров). В настоящее время практически прекращен прирост
разведанных запасов углеводородов как по нефти, так и по газу.
Достаточно сказать, что возмещение добытых объемов по газу составляет
всего 22%. Это не может устраивать ни потребителей энергоресурсов,
ни руководителей ТЭК, считает руководитель Минтопэнерго Виктор
Калюжный. |
Что же необходимо
предпринять? Во-первых, существенно улучшить инвестиционный климат.
Сделать это предлагается через совершенствование кредитно-финансовой,
ценовой, налоговой и нормативно-правовой политики. Если выполнить
намеченное, то уже к 2005 году можно увеличить добычу нефти до
335 млн тонн и добычу газа до 680 млрд кубометров. Но для этого
надо увеличить инвестиции в комплекс с $4 млрд до $8 млрд. Это
вполне реально, полагает министр. |
Во-вторых,
необходимо обеспечить баланс интересов всех участников нефтегазового
рынка: от правительства и субъектов федерации до хозяев частных
нефтяных компаний и потребителей. Это должно удовлетворить внутренний
платежеспособный спрос в углеводородах. Не забывая, естественно,
о своевременном и полном внесении в бюджет налогов. Плюс генерирование
спроса на продукцию "сопряженных отраслей экономики" - прежде
всего нефтегазового и химического машиностроения. |
Сегодня в
России простаивает 36 тысяч скважин, считающихся нерентабельными.
Между тем, они способны давать в год, как минимум, 50 млн тонн
нефти. Помимо этого, нерентабельными считаются 132 нефтегазовых
месторождения. Это еще около 30 млн тонн нефти в год. Но для того,
чтобы эти источники стали давать "черное золото", необходимо изменить
к ним налоговый подход. Ведь нерентабельными они числятся только
из-за слишком высоких налоговых ставок. В Госдуму внесен законопроект
о специальном налоговом режиме для низкорентабельных скважин.
Однако, маловероятно, что у депутатов нынешнего созыва дойдут
до него руки, впрочем, как и до других законопроектов. |
О необходимости
усиления государственного регулирования на заседании правительства
говорил и премьер Владимир Путин. Речь не идет о закрытии доступа
к трубе, или каком-либо ограничении присутствия той или иной компании
на рынке. В первую очередь, необходимо установить согласованный
порядок взаимодействия государственных ведомств при управлении
госпакетами акций в нефтяных и газовых компаниях. Необходимо более
четко разграничить полномочия между Мингосимущества и Минтопэнерго.
Сегодня закрепленные за государством пакеты акций разрозненны
и государство практически не участвует ими в процессе управления
компаниями. Требует дальнейшего совершенствования практика заключения
производственных контрактов между государством и основными нефтяными
компаниями. Это и обеспечение регионов топливом, и рост запасов,
и пополнение бюджета. К сожалению, пока еще не все нефтяные генералы
готовы в жестком, обязательном порядке зафиксировать свои обязанности
на бумаге. |
По словам
Виктора Калюжного, пока не так как нужно работает Межведомственная
комиссия регулированию вопросов, связанных с использованием магистральных
нефтепроводов. Должна быть ускорена работа по разработке нормативных
актов лицензирования отдельных видов деятельности. К сожалению,
госорганы не могут сейчас управлять лицензиями. Даже если у нефтяной
компании лицензия изымается то, что с ней делать дальше? Четких,
однозначных норм на это нет. |
По мнению
Виктора Калюжного, принятый документ - это стартовая площадка
для продолжения работы, для создания крупной поэтапной программы
по решению каждой из названных проблем. Принятие ряда налоговых
льгот и изменение налогового законодательства в отношении нефтегазового
комплекса позволит уже к 2005 году перерабатывать 195 млн тонн
нефтепродуктов в год против 168 млн тонн в настоящее время. Сейчас
средний уровень глубины переработки нефти на российских НПЗ составляет
всего 65%, тогда как в мире - 85-98%. И разработка и применение
новых технологий в нефтехимии тоже важный пункт концепции. |
Министерствам
и ведомствам, органам исполнительной власти в регионах предложено
уточнить предложения по подготовке необходимых решений по регулированию
и поддержке нефтегазового комплекса, увеличения запасов нефти
и газа, ввода в эксплуатацию новых месторождений, наращивания
их добычи, сокращения бездействующего фонда скважин, увеличения
объемов переработки и поставок на внутренних рынок нефтепродуктов
и природного газа. |
Правительство
сочло необходимым разработать предложения по развитию внутреннего
рынка нефти и нефтепродуктов. При этом указано на необходимость
разграничения полномочий в обеспечении энергией и топливом и ответственности
между правительством, федеральными и местными органами исполнительной
власти. |
Министерству
финансов, Министерству экономики, Министерству по налогам и сборам
совместно с Минтопэнерго и "Газпромом" поручено разработать предложение
об уровне ставок акциза на газ, поставляемый в страны дальнего
зарубежья с учетом анализа влияния действующей ставки на возможности
развития газовой промышленности. |
|
|