Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

Aport Ranker
 

15 октября 1999 г.
Автор: Константин Баскаев , ("Российская газета", специально для "СКВАЖИНЫ")
Как обустроить российский ТЭК. Рецепт Минтопэнерго
На прошедшем вчера заседании Правительство России в основном поддержало предложения Министерства топлива и энергетики о мерах по развитию нефтегазового комплекса страны, предусматривающие повышение эффективности налоговых, ценовых, финансово-кредитных и инвестиционных рычагов, а также меры, обеспечивающие усиление регулирующей роли государства в управлении комплексом.
Приступая к работе над концепцией развития нефтегазового комплекса страны, специалисты Минтопэнерго исходили из необходимости переориентировки от технократического к финансово-экономическому подходу при формировании энергетической стратегии страны. Нефтегазовый комплекс страны вышел на новый этап своего развития, требующий серьезных изменений, как в нем самом, так и в системе государственного регулирования его деятельности.
Если срочно не принять ряд мер, полагают разработчики концепции, то в ближайшем будущем добыча нефти в стране может упасть до 225-235 млн тонн (предполагаемая добыча в 1999 году - несколько выше 300 млн тонн), а газа - до 530 млрд кубометров (сейчас добывается порядка 590 млрд кубометров). В настоящее время практически прекращен прирост разведанных запасов углеводородов как по нефти, так и по газу. Достаточно сказать, что возмещение добытых объемов по газу составляет всего 22%. Это не может устраивать ни потребителей энергоресурсов, ни руководителей ТЭК, считает руководитель Минтопэнерго Виктор Калюжный.
Что же необходимо предпринять? Во-первых, существенно улучшить инвестиционный климат. Сделать это предлагается через совершенствование кредитно-финансовой, ценовой, налоговой и нормативно-правовой политики. Если выполнить намеченное, то уже к 2005 году можно увеличить добычу нефти до 335 млн тонн и добычу газа до 680 млрд кубометров. Но для этого надо увеличить инвестиции в комплекс с $4 млрд до $8 млрд. Это вполне реально, полагает министр.
Во-вторых, необходимо обеспечить баланс интересов всех участников нефтегазового рынка: от правительства и субъектов федерации до хозяев частных нефтяных компаний и потребителей. Это должно удовлетворить внутренний платежеспособный спрос в углеводородах. Не забывая, естественно, о своевременном и полном внесении в бюджет налогов. Плюс генерирование спроса на продукцию "сопряженных отраслей экономики" - прежде всего нефтегазового и химического машиностроения.
Сегодня в России простаивает 36 тысяч скважин, считающихся нерентабельными. Между тем, они способны давать в год, как минимум, 50 млн тонн нефти. Помимо этого, нерентабельными считаются 132 нефтегазовых месторождения. Это еще около 30 млн тонн нефти в год. Но для того, чтобы эти источники стали давать "черное золото", необходимо изменить к ним налоговый подход. Ведь нерентабельными они числятся только из-за слишком высоких налоговых ставок. В Госдуму внесен законопроект о специальном налоговом режиме для низкорентабельных скважин. Однако, маловероятно, что у депутатов нынешнего созыва дойдут до него руки, впрочем, как и до других законопроектов.
О необходимости усиления государственного регулирования на заседании правительства говорил и премьер Владимир Путин. Речь не идет о закрытии доступа к трубе, или каком-либо ограничении присутствия той или иной компании на рынке. В первую очередь, необходимо установить согласованный порядок взаимодействия государственных ведомств при управлении госпакетами акций в нефтяных и газовых компаниях. Необходимо более четко разграничить полномочия между Мингосимущества и Минтопэнерго. Сегодня закрепленные за государством пакеты акций разрозненны и государство практически не участвует ими в процессе управления компаниями. Требует дальнейшего совершенствования практика заключения производственных контрактов между государством и основными нефтяными компаниями. Это и обеспечение регионов топливом, и рост запасов, и пополнение бюджета. К сожалению, пока еще не все нефтяные генералы готовы в жестком, обязательном порядке зафиксировать свои обязанности на бумаге.
По словам Виктора Калюжного, пока не так как нужно работает Межведомственная комиссия регулированию вопросов, связанных с использованием магистральных нефтепроводов. Должна быть ускорена работа по разработке нормативных актов лицензирования отдельных видов деятельности. К сожалению, госорганы не могут сейчас управлять лицензиями. Даже если у нефтяной компании лицензия изымается то, что с ней делать дальше? Четких, однозначных норм на это нет.
По мнению Виктора Калюжного, принятый документ - это стартовая площадка для продолжения работы, для создания крупной поэтапной программы по решению каждой из названных проблем. Принятие ряда налоговых льгот и изменение налогового законодательства в отношении нефтегазового комплекса позволит уже к 2005 году перерабатывать 195 млн тонн нефтепродуктов в год против 168 млн тонн в настоящее время. Сейчас средний уровень глубины переработки нефти на российских НПЗ составляет всего 65%, тогда как в мире - 85-98%. И разработка и применение новых технологий в нефтехимии тоже важный пункт концепции.
Министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти в регионах предложено уточнить предложения по подготовке необходимых решений по регулированию и поддержке нефтегазового комплекса, увеличения запасов нефти и газа, ввода в эксплуатацию новых месторождений, наращивания их добычи, сокращения бездействующего фонда скважин, увеличения объемов переработки и поставок на внутренних рынок нефтепродуктов и природного газа.
Правительство сочло необходимым разработать предложения по развитию внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов. При этом указано на необходимость разграничения полномочий в обеспечении энергией и топливом и ответственности между правительством, федеральными и местными органами исполнительной власти.
Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству по налогам и сборам совместно с Минтопэнерго и "Газпромом" поручено разработать предложение об уровне ставок акциза на газ, поставляемый в страны дальнего зарубежья с учетом анализа влияния действующей ставки на возможности развития газовой промышленности.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены