|
|
|
18
октября 1999 г. |
Автор:
Константин Баскаев , ("Российская газета", специально
для "СКВАЖИНЫ") |
СРП:
Поздний старт или ранний финиш?
|
Российским
нефтяником в совокупности удалось привлечь миллиард долларов инвестиций
в проекты, по которым заключены соглашения о разделе продукции
(СРП). Надо сказать, что таких проектов пока всего два - "Сахалин
1" и "Сахалин 2". Освоение месторождений на условиях СРП, только
по уже утвержденным проектам, способно обеспечить прирост объемов
добычи на 80 млн тонн в год, полагает министр топлива и энергетики
Виктор Калюжный. |
Надо сказать,
что, по сути, работать над проектами на условиях СРП инвесторы
и нефтяники получили только в этом году, хотя федеральный закон
"О СРП" и был принят в 1995 году. Но для принятия необходимых
поправок в другие законы депутатам понадобилось целых четыре года.
Заметим, что Азербайджану, Казахстану и другим нашим соседям по
СНГ удалось сделать тоже самое значительно быстрее. Тем не менее
недостающие нормативные акты сейчас дорабатываются в Минтопэнерго
и других ведомствах и планируется, что они будут обнародованы
еще до конца года. |
Между тем
множество проблем при работе по СРП возникает из-за того, что
этот закон все-таки плохо сопряжен с другими. Например с налоговыми.
В частности, компаниям, работающим на условиях СРП, уплаченный
НДС должен возвращаться непременно. Однако деньги, попавшие в
бюджет, оттуда уже не вынешь. Да и у налоговых инспекторов свои,
"ведомственные" инструкции. И получается такая ситуация: на Сахалине
инвесторам нефтяных проектов государство задолжало свыше $55 млн,
хотя страна вовремя получила от них более $100 млн в виде бонусов
и компенсаций. Сейчас Министерство налогов и сборов пытается решить
проблему возврата НДС путем предоставления льгот на соответствующие
суммы по уплате роялти и других налогов. |
И
все же, несмотря на уверения о том, что Россия - страна с плохими
условиями для инвестиций, что мало желающих делать вложения
в реальный сектор, на примере СРП видно обратное. Но вложения
в нефтегазовый комплекс обеспечат инвестициями другие отрасли
экономики. Хорошо известно, например, что создание одного рабочего
места на добыче нефти способствует созданию десяти рабочих мест
в других отраслях - сфере обслуживания, машиностроении, химии,
энергетике, транспорте.
|
Но процедура
заключения СРП такова, что успех или не успех каждого из проектов
зависит от согласия между палатами Федерального Собрания, правительства,
законодательными и исполнительными органами власти краев и областей.
Случайно или нет, но прогресс в развитии законодательства по СРП
был достигнут лишь после экономического кризиса 17 августа прошлого
года. Как считает зампред комитета Госдумы по промышленности,
строительству, транспорту и энергетике Юрий Тен, прорыв в развитии
нормативной базы СРП показывает насколько судьба того или иного
законопроекта зависит от достижения компромисса между парламентскими
фракциями. |
Прошедшая
недавно под эгидой Минтопэнерго международная конференция "Соглашения
о разделе продукции: стартовый опыт и пути совершенствования"
показала значительный интерес к проблеме как со стороны отечественных,
так и западных деловых кругов. На конференции присутствовали представители
не только почти всех регионов страны, но и без малого 100 нефтяных
компаний из 12 государств Запада. |
Недавно парафировано
соглашение о разделе продукции между представителями государства
и инвестора по Самотлорскому месторождению. На подходе СРП по
Харьягинскому и Ромашкинскому месторождениям. А замминистра топлива
и энергетики Валерий Гарипов сообщил, что плюс к названным на
подходе еще 12 соглашений. |
Все
эти потенциальные соглашения на освоение месторождений углеводородов
- возможные объекты капиталовложений, в которых так нуждается
российский нефтекомплекс. Но возможные инвестиции депутатами
Госдумы ограничены 30% - именно столько месторождений может
быть передано под работу на условиях СРП. Кроме того, ежегодно
70% товаров, оборудования и услуг должны быть закуплены у российских
подрядчиков и услуг. Интересно, как быть, если в первый год
для освоения месторождения необходимо приобрести импортных товаров
на 40%, а в следующем году только на 20%?
|
Юрий Тен
также отметил, что депутаты выступают и за еще одно ограничение
- при освоении на условиях СРП таких крупных месторождений, как,
например, Ковыктинское (Иркутская область) за российской стороной
должно сохраняться немногим более 50% его активов. Г-н Тен также
напомнил, что на условиях СРП в России будут разрабатываться не
только нефтяные и газовые месторождения, но и залежи золота, других
руд. Но опыт, который приобретается этими пионерными, по своей
сути, соглашениями по освоению нефтяных и газовых месторождений
будет применяться и при освоении иных, рудных залежей. Например,
золотоносного месторождения Сухой Лог в Иркутской области. |
В Минтопэнерго
все же полагают, что из под процентных ограничений по СРП необходимо
вывести старые месторождения (например, Самотлор), да и, вообще,
квоту необходимо увеличить до 50%. Кроме того, в этом министерстве
разрабатывают предложения по упрощению подготовки и заключению
СРП по небольшим и средним месторождениям. Завершается и создание
государственного Центра по СРП, которое будет работать при Минтопэнерго.
|
|
|