26
октября 1999 г. |
Автор:
Константин Баскаев ("Российская газета", специально
для "СКВАЖИНЫ") |
Труба!
Как много в этом звуке...!
|
Строительство
обходного нефтепровода по территории Дагестана началось. Спустя
два года после решения правительства построить обходной нефтепровод
вокруг Чечни официально объявлено о начале строительства. |
Автором
идеи переноса части нефтепровода Баку-Новороссийск в обход стреляющей
республики является Борис Немцов. Соответствующее постановление
правительства он пробил еще в свою бытность первым вице-премьером. |
Раньше
эту трубу не строили, поскольку надеялись, что обойдутся и без
нее. До начала военных действий в Чечне без строительства обходной
трубы действительно обходились. И хотя руководители "ЛУКОЙЛа"
и "Транснефти" иногда жаловались, что чеченцы воруют нефть и портят
нефтепровод многочисленными врезками, никто не выражал готовности
выложить четверть миллиарда долларов на новое строительство. |
После
начала боевых действий и полной остановки прокачки каспийской
нефти азербайджанские нефтяники стали испытывать большие неудобства.
Теперь вместо удобного трубопровода приходится использовать железнодорожные
цистерны и отправлять нефть в Новороссийск железнодорожными цистернами.
Через 6-8 месяцев обходной нефтепровод протяженностью 75 километров
должен быть готов. |
В
"Транснефти" никак не могли найти $220-250 млн. на строительство
обходного рукава. Сначала в "Транснефти" решили, что помогут нефтяные
компании, "скинувшись всем миром" и создав акционерное общество,
которое бы и занималось строительством. Соответствующие предложения
были разосланы нефтяникам. Свое согласие помочь "Транснефти" выразили
"ЛУКОЙЛ", "Башнефть" и ТНК. Однако многие компании отказались.
Мешали и заявления Азербайджана о том, что 15 миллионов тонн (мощность
обходной трубы) он не добывает и навряд ли будет добывать когда-либо. |
На
прошлой неделе схема была диаметрально изменена и даже получила
новое название. Деньги на строительство обходного рукава (которое
теперь называется "реконструкция существующего нефтепровода Баку-Новороссийск"
в "Транснефти" решили взять из собственных средств. Плюс кредиты
Сбербанка и Европейского банка реконструкции и развития объемом
$120 млн. А чтобы побыстрее окупить затраты, могут быть повышены
тарифы на транспортировку нефти. Так что скинуться нефтяным компаниям
на эту трубу все равно придется. |
Между
тем, свой интерес к продолжению переговоров по строительству нефтепровода
Баку-Джейхан, выразила англо-американская компания BP/Amoco, входящая
в международный нефтяной консорциум, действующего на территории
Азербайджана. Ранее компания и ее партнеры по Азербайджанской
международной операционной компании (АМОК) выступали против проекта.
Во-первых, он требует вложения значительных средств. Во-вторых,
его безопасность мало чем отличается от безопасности нефтепровода
Баку-Новороссийск, поскольку проходит в Турции в непосредственной
близости от территорий, контролируемых курдскими повстанцами.
Кроме того, Соединенные Штаты надеются в дальнейшем изолировать
Иран, а также ослабить зависимость бывших советских республик
от России. Помочь в этом должен и нефтепровод Баку-Джейхан. |
В
результате завершения строительства нефтепровода Баку-Джейхан
некоторый выигрыш получает турецкая сторона. Турции достанется
альтернативный доступ к энергоносителям, что усилит ее политическую
роль в регионе. О том, насколько турецкую сторону волнует именно
этот аспект свидетельствует следующий факт. На последних переговорах
Турция предложила покрыть расходы свыше начальной сметы. Объем
средств, необходимых для строительства, в соответствии с ней был
определен в $2,4 млрд. Консорциум, однако, не стремится вкладывать
деньги в этот нефтепровод, поскольку считает, что нефтяные ресурсы
Азербайджана недостаточны, чтобы сделать проект прибыльным. |
Представитель
BP/Amoco заявил, что переговоры были успешными, но ряд вопросов
остался открытым. Было сообщено, что для реализации проекта необходимы
дальнейшие шаги со стороны Азербайджана и Грузии. Турецкая сторона
выразила надежду, что окончательное соглашение по нефтепроводу
будет достигнуто на встрече ОБСЕ, которая состоится в ноябре в
Стамбуле. |
Однако,
многие эксперты в области нефтяного рынка связывают изменение
позиции BP/Amoco с ее неудачами на российском нефтяном рынке.
Как известно, имущество АО "Кондпетролеум" (дочка нефтяного холдинга
"СИДАНКО", совладельцем которой является BP/Amoco) было куплено
"Тюменской нефтяной компанией" за $52 млн. Это стало результатом
процесса банкротства, возбужденного против "Кондпетролеума" в
1998 году. На 26 ноября назначен аукцион по продаже другой дочки
"СИДАНКО" - АО "Черногорнефть". И, как заявил на пресс-конференции
министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, по всей видимости,
в BP/Amoco уже смирились со своим поражением. Отсюда и чисто политические
заявления о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан. На самом
деле, это строительство навряд ли начнется, поскольку экономически
не выгодно. А экономика всегда определяла политику. |
Кстати,
Виктор Калюжный теперь уверен и в необходимости строительства
Балтийской трубопроводной системы (БТС). Помогла ему "прозреть"
(во всяком случае так это выглядит) недавняя поездка в Ленинградскую
область. Во время поездки министр посетил нефтяные и угольный
терминалы в Приморском, Батерейной и Усть-Луге. В результате,
наконец-то принято определенное решение. |
Строительство
БТС начнется в первом квартале 2000 года. Первая очередь БТС мощностью
прокачки - 12 млн тонн, будет завершена в первом полугодии 2001
года. Деньги, в объеме $55 млн. на это получены в результате введения
специального инвестиционного тарифа. Кстати, эти деньги намеревались
переориентировать на "реконструкцию" трубы в обход Чечни. И по-видимому,
только полная невозможность совершить эту "финансовую операцию"
и спасла БТС. |
В
бухте Батарейная продолжается строительство экспортного терминала
для нефтепродуктов. Как полагает г-н Калюжный, рано или поздно
все равно придется ограничивать поставки за рубеж сырой нефти
и поднимать отечественную нефтепереработку. В итоге, в стране
образуются излишки нефтепродуктов, которые и будут вывозиться
через Батарейную. |
В
общем, всю последнюю неделю отечественные и иностранные нефтяники
думали и говорили о нефтепроводах из России или мимо нее. Будут
они это продолжать скорее всего и в дальнейшем, поскольку цена
на нефть, хотя и с колебаниями, но все же растет. |
|
|
|