|
25
ноября 1999 г. |
Автор:
Иван Перец |
Великие
каспийские иллюзии
|
Подписанное
18 ноября в Стамбуле соглашение о строительстве трубопровода
Баку-Джейхан означает очередное ослабление позиций России в
Каспийском регионе
|
Об
этом всю минувшую неделю писала российская и западная пресса,
старательно смакуя подробности сей знаменательной для Азербайджана,
Турции и США сделки. Что ж, доля правды (и добавим, немалая) в
этих оценках присутствует. Хотя в общем-то ничего особенного и
трагического не случилось. Более того, ничего неожиданного тоже
не произошло. Свершилось то, о неизбежности которого последние
три года постоянно говорили официальные представители как Азербайджана,
так и Турции. |
По
крайней мере, еще осенью 1996 года Азербайджан подписал два соглашения
- с Россией и Грузией. Тогда же маршруты транспортировки так называемой
"ранней" нефти, добываемой на месторождениях Азери, Чираг и Гюнешли,
были названы в соответствии с географической направленностью "северным"
и "западным". И тогда же, вслед за торжественным подписанием межправительственных
соглашений, Гейдар Алиев в очередной раз (какой по счету - сказать
трудно) подтвердил, что официальный Баку отдает предпочтение маршруту
Баку-Джейхан как основному для экспорта азербайджанской нефти.
Так что торжественное событие, происшедшее в Стамбуле на прошлой
неделе, лишь доказало последовательность Азербайджана в достижении
поставленной цели. |
Другое
дело, что цель эта, без поддержки США и удачного стечения обстоятельств,
могла бы навсегда остаться недостижимой мечтой. Но так уж сложилось,
что соперничество России и Америки за влияние в Каспийском регионе
- фактор объективный. |
На
эту тему написано и сказано немало. Большая часть из этого сказанного
и написанного не имеет отношения к действительности, меньшая -
более близкая к реальности, - остается очень часто "за кадром".
Мы не претендуем на то, что наша точка зрения на эту проблему
- до конца объективна (это невозможно) или абсолютно безупречна
с точки зрения аргументации (эта цель не преследовалась). Однако
"СКВАЖИНА" попробует разобраться в ситуации с позиции неравнодушного
наблюдателя. Итак, приступим… |
Как
уже было сказано выше, в самом факте подписания соглашения о строительстве
трубопровода Баку-Джейхан ничего неожиданного нет. Многократные
заявления лидеров Азербайджана и Турции, а также героические усилия
представителей Госдепартамента США и давление Белого дома на западные
компании, входящие в консорциум АМОК, подвели дело к логическому
завершению. Весьма прискорбному для России, которая год за годом
с завидной постоянностью делает все для того, чтобы окончательно
потерять свои позиции в Закавказье. Если кто-то в каких-то государственных
и совсем негосударственных кабинетах будет уверять вас, что руководство
страны располагало и располагает четко продуманной стратегией
и выстроенной системой внешней политики в Каспийском регионе,
просто встаньте и уйдите. Чтобы потом не стряхивать лапшу с ушей
и не чувствовать себя облапошенным дилетантом. |
Хотя,
конечно, мы можем ошибаться и люди, формирующие геополитические
цели РФ в Каспийском регионе, поработали на славу… для чужого
дяди. Иначе чем объяснить армяно-азербайджанский конфликт, разгоревшийся
еще во времена существования СССР? Или ввод в Баку и Тбилиси войск
в тот момент, когда делать это было уже поздно? Или приход к власти
в Азербайджане откровенно националистических, протюркски настроенных
сил, которые мгновенно взяли курс на дестабилизацию отношений
с Россией? Или затягивание решения вопроса определения юридического
статуса Каспия до такой степени, когда он (вопрос) превратился
в клубок неразрешимых проблем? К сожалению, этот печальный список
можно продолжать бесконечно. Однако, не будем отвлекаться. |
Вслед
за развалом СССР, все без исключения бывшие союзные республики
оказались в общем-то в плачевной ситуации. Разрыв экономических
связей, резкое ухудшение социальной обстановки, первоначальная
"дикая" внутренняя политика, государственные перевороты, мятежи,
криминал и межнациональные конфликты. Выбор у новых суверенных
государств был не богат - те, которые располагали хоть какими-то
стратегическими ресурсами, способными привлечь внимание потенциальных
инвесторов, имели шанс продержаться. К разряду подобных относился
и Азербайджан. Вполне логично рассудив, что самое ценное богатство
республики - нефть, официальный Баку, независимо от того, кто
из президентом находился у власти (Аяз Муталибов, Абульфаз Эльчибей
или Гейдар Алиев), сделал ставку на запасы углеводородов. Ход
был беспроигрышным по нескольким причинам: во-первых, Азербайджан
традиционно считался "нефтяной республикой", своего рода колыбелью
нефтяной индустрии Российской империи (что, кстати, не совсем
верно). Во-вторых, запасы нефти, хоть и не слишком большие, но
все же имелись. В-третьих, западные державы и прежде всего США
ни в коем случае не могли упустить шанс упрочить свое положение
в регионе, столь много значащем для России. И они готовы были
за это платить. |
Неслучайно,
именно Азербайджан из всех бывших советских республик может похвастаться
наибольшим количеством подписанных нефтяных контрактов - сегодня
у Баку их, как минимум 17. Правда, нефть в заслуживающих внимания
объемах добывается пока лишь в рамках одного - Азери, Чираг, Гюнешли.
Но это неважно. Зато важно другое - США уже объявили Каспийский
регион зоной своих стратегических интересов, Гейдар Алиев уже
заявил, что не прочь разместить в Азербайджане базы НАТО, а бывший
турецкий премьер-министр Неджметдин Эрбакан в конце 1996 года
откровенно говорил о том, что цель Турции "освободить Боснию,
Чечню и Азербайджан". От кого или от чего, разъяснять, видимо,
не стоит. И так все понятно. |
Что
же касается России, то, увы, наша страна всегда опаздывала и оказывалась
на пол-шага позади. Например, с тем же правовым статусом Каспия.
Что мешало всерьез озаботиться этой проблемой изначально? До осени
1993 года, когда бывший тогда министром топлива и энергетики РФ
Юрий Шафраник, не совершил вояж в Баку, прогрессивная и широкая
общественность и не подозревала, что такой вопрос существует.
Напомним, что тогда г-н Шафраник в ходе визита в столицу Азербайджана
подписал соглашение о сотрудничестве с этой республикой, касавшееся
в том числе и совместных работ в азербайджанском секторе Каспийского
моря. Между тем, никакого азербайджанского сектора, согласно нормам
международного права, не существовало и не существует. По крайней
мере до той поры, пока правовой статус злополучного моря-озера
не будет определен окончательно. |
Призывы
российского МИДа были услышаны в российском Белом доме и российское
правительство и президент утвердили, как это принято называть,
"стратегическую линию", выработали позицию и отношение к проблеме
Каспийского моря. Однако это не помешало российской компании
"ЛУКОЙЛ" войти в состав международного консорциума Азери-Чираг-Гюнешли
и в сентябре 1994 года подписать "контракт века". Самое забавное
в этой ситуации заключалось в том, что российское внешнеполитическое
ведомство вновь выступило с гневной нотой протеста и разослало
всем странам, компании которых участвовали в этом самом консорциуме,
резкие предупреждения по поводу того, что Россия не признает никакие
контракты на освоение каспийских ресурсов до решения вопроса со
статусом Каспия. Буря в стакане воды улеглась довольно быстро.
МИД РФ отступил под натиском доводов об "экономической целесообразности"
вхождения "ЛУКОЙЛа" в консорциум, представители внешнеполитического
ведомства в беседах с журналистами бубнили что-то невнятное. Примерно
следующее: компании предупреждаются (!) о том, что они действуют
вразрез с линией, одобренной руководством России. Столь двоякий
подход к проблеме послужил сигналом к началу действий для остальных
прикаспийских государств (помимо России и Азербайджана, это -
Иран, Казахстан и Туркменистан), так как свидетельствовал, по
их мнению, об отсутствии какой-либо сбалансированной единой позиции
в том самом руководстве той самой страны. |
Справедливости
ради заметим, что попытка исправить ситуацию была все же предпринята.
В конце 1996 года Россия, Туркменистан и Иран подписали меморандум
о намерениях по созданию совместной компании по разработке ресурсов
Каспия. Однако намерение так и осталось намерением. Этот проект
не реализован до сих пор, и каждое из прикаспийских государств
ведет работы в "своем", несуществующем с юридической точки зрения,
секторе Каспийского моря. При этом нефтяные компании, в первую
очередь американские, активно участвуют в этом процессе. Естественно,
при поддержке и с одобрения Госдепартамента, конгресса и сената
США. Причем, дошло до того, что представители американских ветвей
власти открыто поддерживают подобное беспрецедентное для международной
юридической практики "действо", высказываясь за разделение Каспия
на национальные секторы. |
(Продолжение
следует... )
|
|
|
|
|