|
26
ноября 1999 г. |
Автор:
Иван Перец |
Великие
каспийские иллюзии - 2
|
Азербайджан
активнее всех остальных занимается разработкой каспийских месторождений.
Вернее, не разработкой, а изучением, так как уверенно говорить
о том, какие объемы нефти содержатся (и содержатся ли?) на большинстве
контрактных участков, не рискуют сегодня даже представители ГНКАР.
Ведь у Баку уже был горький опыт разочарования - два консорциума
свернули работы по контрактам из-за отсутствия запасов промышленных
категорий на предложенных месторождениях (Карабах и Дан-Улдузу,
Ашрафи). |
Сегодня
западные компании в общем-то и не скрывают некоторого разочарования:
они расчитывали на гораздо более радужные перспективы в Каспийском
регионе. |
В
очередной раз в конце октября это подтвердил вице-президент Statoil
Харальд Финнвик, мнение которого приводит швейцарская газета "Тан".
Он считает, что западные компании проявили излишний оптимизм при
оценке нефтяных запасов Азербайджана. Причем, как подчеркивает
г-н Финнвик, глава республики, западные правительства и компании
несут долю ответственности за формирование отношения международной
общественности к Азербайджану как к "обетованной нефтяной земле".
"Азербайджан использовал нефть, чтобы привлечь интерес международного
сообщества даже ценой путаницы в распространявшихся пресс-релизах
между вероятными и доказанными запасами нефти". По мнению
Финнвика, большая часть правительств западных стран во главе с
США были готовы поддерживать устремления Баку, отводя Азербайджану
роль идеального буффера между Россией и Ираном. Как говорит топ-менеджер
Statoil, иностранные компании попались на удочку - каждая
мечтала о доли в каспийских проектах, а потому забыла о священном
правиле осторожности. |
Эта
забывчивость сегодня выходит нефтяным компаниям боком. Несмотря
на то, что с самого начала проект трубопровода назывался ими самым
дорогостоящим (а потому не совсем приемлемым), соглашение о его
строительстве все же было подписано в Стамбуле 18 ноября. Надо
сказать, что последние полтора года оператору основного азербайджанского
проекта - Азери, Чираг, Гюнешли, - British Petroleum, видимо,
приходилось выдерживать серьезное давление. Лоббируемый руководством
США, Азербайджана и Турции трубопровод Баку-Джейхан никак не устраивал
британцев. |
Напомним,
что конкретные переговоры о реализации проекта Баку-Джейхан
начались лишь в мае прошлого года. Все это время "камнем преткновения"
являлся вопрос финансирования. Представители Азербайджанской международной
операционной компании (АМОК - консорциум по проекту Азери, Чираг,
Гюнешли) упрямо твердили, что считают направление на Джейхан слишком
дорогостоящим удовольствием. К осени 1999 года разногласия скрывать
стало уже невозможно и недвусмысленная позиция АМОК тиражировалась
со страниц газет и журналов. |
Так,
в сентябре нынешнего года президент Азербайджанской международной
операционной компании Дэвид Вудворт, заявил, что "на контрактных
месторождениях АМОК получит четыре миллиарда баррелей нефти, для
окупаемости же ОЭТ (Основной экспортный трубопровод, имеется в
виду Баку-Джейхан - "СКВАЖИНА") необходимо шесть-восемь миллиардов
баррелей нефти, и пока будет поиск дополнительных объемов, потребуется
промежуточное экспортное решение для нефти АМОК". Вудворт также
подчеркнул, что он сможет констатировать целесообразность
ОЭТ в том случае, "когда проект его строительства станет коммерчески
выгодным". По мнению главы консорциума, в настоящее время
существует "значительный риск" проекта с учетом его масштабов,
сложного рельефа местности и ряда других факторов. |
В
том же сентябре 1999 года консорциум выступил с довольно откровенным
заявлением, что АМОК может приостановить (отсрочить) инвестиции,
выделяемые на разработку АЧГ из-за обнаружившихся острых разногласий
по вопросу нефтепровода Баку-Джейхан. Дело в том, что АМОК выступила
с предложением расширить пропускную способность ветки Баку-Супса,
так как последняя уже сегодня не справляется даже с теми скромными
объемами, которые экспортирует консорциум с АЧГ. Однако ГНКАР
(Государственная нефтяная компания Азербайджана) откладывает выдачу
разрешения на реализацию этого, если так можно выразиться, "промежуточного
варианта", пытаясь добиться от АМОК четких и конкретных обязательств
по участию консорциума в строительстве ОЭТ. |
Казалось
бы, позиция определена совершенно четко, мнение президента АМОК
явно не склоняется в пользу Баку-Джейхан, однако… Однако всего
лишь через полтора месяца соглашение по ОЭТ Баку-Джейхан все же
подписывается. |
Загвоздка
с целесообразностью и коммерческой выгодностью для АМОК, судя
по всему, заключалась в следующем: согласно данным турецкой стороны,
для реализации проекта Баку-Джейхан потребуется $2,4 млрд. Однако
независимые эксперты, в том числе и представители западных нефтяных
компаний, неоднократно выражали сомнения в объективности этой
цифры. По их мнению, сумма необходимых инвестиций может составить
$3,5-4 млрд. В свою очередь, оценки российских экспертов еще пессимистичнее
- $7-8 млрд. Вопрос заключался в том, кто возьмет на себя гарантии
по дополнительному финансированию строительства. И этот же вопрос
являлся основным препятствием для подписания соглашения по ОЭТ.
|
К
лету нынешнего года в результате долгих и, наверняка, нервных
переговоров между Баку и Анкарой, Турция заявила, что готова взять
на себя предоставление дополнительных финансовых средств для прокладки
трубопровода на собственной территории. Для Баку и Вашингтона
дело оставалось за малым - найти источник финансирования возможных
дополнительных расходов при строительстве трубопровода на территории
Азербайджана и Грузии. Его искали недолго, вновь обратив взоры
на западные нефтяные компании. |
И
что последним оставалось? Ничего, кроме того, как в конце октября
официально сообщить о своем согласии взять на себя риск, связанный
с превышением расходов на строительство участка трубопровода Баку-Джейхан,
проходящего по территориям Азербайджана и Грузии. |
Озлобленная
неудачами в России, связанными с потерями активов холдинга "СИДАНКО",
British Petroleum/Amoco, чей голос является решающим в АМОК, оказалась
в "клещах". И если испортить отношения с правительством Азербайджана
для такого "мейджора", как ВР - это не самая плохая новость, то
нажить себе врага в лице Госдператамента США, согласитесь, никому
не захочется. Тем более, что ВР/Amoco сегодня наполовину американская
компания. Да к тому же по странному совпадению у ВР в Америке
начались серьезные проблемы: как сообщила 3 ноября International
Herald Tribune, власти США, блюдущие антимонопольное законодательство,
высказали серьезные сомнения в легальности условий поглощения
американской нефтяной компании ARCO (кстати, стратегического партнера
"ЛУКОЙЛа") со стороны ВР. Более того, по сообщению газеты, начаты
процедуры для предотвращения этой сделки. Разумеется, после таких
"приятных" для компании новостей акции ВР рухнули на лондонской
фондовой бирже. |
Кстати,
показательна реакция российской стороны на согласие АМОК. Напомним,
что Минтопэнерго и "Транснефть" с одобрения российского правительства
затеяли строительство обходного участка трубопровода вокруг Чечни
через территорию Дагестана, который должен обезопасить перекачку
азербайджанской нефти до российского порта Новороссийск. Как говорилось
выше, соглашение о "северном" маршруте перекачки "ранней" нефти
было подписано еще в октябре 1996 года. Объем поставок к 2003
г. должен составить 5 млн. тонн в год. |
Однако
с июля нынешнего года в связи с операцией по отлову террористов
на территории Чечни старая ветка, соединявшая Баку с Новороссийском
и проходящая через мятежную республику, оказалась "замороженной".
Сейчас нефть с Чирага доставляется до Новороссийска комбинированным
путем - с помощью трубопровода и цистернами по железной дороге.
Строительство обходного участка трубопровода должно, по мнению
российской стороны, решить все проблемы. Однако Азербайджан и
АМОК отказываются гарантировать его загрузку (полная проектная
мощность - 15 млн. тонн). |
Кроме
того, с известной долей вероятности можно предположить, что, предлагая
Азербайджану взамен трубопровода Баку-Чечня-Новороссийск ветку
Баку-Дагестан-Новороссийск, Москва рассчитывала на то, что АМОК
и ГНКАР вдохновятся гораздо меньшими затратами ($200 млн.) и более
короткими сроками строительства нефтепровода. Но, увы… Вопреки
логике и пресловутой коммерческой выгоде, выбор в отношении Баку-Джейхан
был предопределен позициями руководства США и Азербайджана. Не
помогли даже блиц-визиты в Баку первого вице-премьер Николая Аксененко
и министра топлива и энергетики РФ Виктора Калюжного. |
(Продолжение
следует...)
|
|
|
|
|