|
21
декабря 1999 г. |
Автор:
Константин Баскаев ("Российская газета", специально
для "СКВАЖИНЫ") |
Здравствуйте,
пошлины! Прощайте, инвестиции?
|
Для
преодоления кризиса в нефтегазовом комплексе страны, по оценке
экспертов Минэкономики, необходимо обеспечить к 2005 году двукратный
рост инвестиций - до $8 млрд., заявил министр топлива и энергетики
Виктор Калюжный, выступая на Первом Российском энергетическом
саммите. |
Саммит
был организован и проведен Московским международным нефтяным клубом
(ММНК) под патронажем Правительства России. На форуме были представлены
члены ММНК - ведущие нефтегазовые компании нашей страны и государств
Запада, представители инвестиционных банков, международных финансовых
институтов. Виктор Калюжный еще раз озвучил основные положения
принятой в октябре концепции развития нефтегазового комплекса
страны до 2020 года. При этом он подчеркнул важное значение участия
России и отечественных компаний в международном сотрудничестве
в сфере энергетики и диверсификации российских поставок энергии
и энергоресурсов за рубеж. |
Наметившаяся
стабилизация объемов отечественных нефтедобычи и нефтепереработки
происходит в условиях сильнейшего инвестиционного голода. При
этом, 85% инвестиций обеспечиваются собственными средствами нефтяных
компаний. Какая-то надежда сохранить инвестиции в "нефтянку" на
сегодняшнем уровне сохранялась до последнего времени. Но опубликование
постановления Правительства об установлении экспортных пошлин
на нефть в размере 15 евро за тонну ставят на ожиданиях нефтяников
крест. |
По
словам вице-премьера Виктора Христенко, решение об увеличении
пошлин вызвано тем, что с начала года цена тонны нефти на мировом
рынке увеличилась почти на $100. Выручка нефтяных компаний, якобы,
выросла на $1 млрд. ежемесячно. Размер пошлин может быть пересмотрен
уже в первом квартале 2000 года. Согласно постановлению Правительства,
Минтопэнерго, Минэкономики и Минфин должны разработать соответствующие
предложения о возможном изменении пошлин. Изменение ставок может
инициировано и самими нефтяными компаниями. Естественно, если
они представят собственные расчеты, обосновывающие необходимость
такого изменения. Правда, разрешение на экспорт в 2000 году нефти
и нефтепродуктов получат лишь те компании, которые не имеют долгов
перед бюджетом. Такое постановление также готовится в Правительстве. |
Предполагается,
что повышение экспортных пошлин на нефть позволит привлекать в
бюджет дополнительно 1,8 млрд. рублей в месяц. Впрочем, эффект
от увеличения пошлин в полной мере проявится в январе будущего
года, поскольку декабрьские пошлины большинством нефтяных компаний
в основном уже проплачены заранее. Еще одним источником дополнительных
доходов может стать введение экспортной пошлины на природный газ. |
Комиссия
Правительства по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной
политике рекомендует установить экспортную пошлину на газ в размере
пяти процентов от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за
тонну. Фактически эта пошлина будет действовать уже с январских
поставок и касается она продаж этого вида энергоносителей за пределы
Таможенного союза. Согласно расчетам экспертов Кабинета министров,
введение пошлин на газ принесет в бюджет порядка 10 млрд. рублей
в течение 2000 года. |
Необходимость
увеличения доходов госбюджета во многом связана с перманентным
переносом сроков предоставления нашей стране кредитов МВФ. Дополнительные
доходы от введения пошлин сопоставимы и с размером "отложенных"
кредитов МВФ. |
Тем
не менее, несмотря на неуклонный рост экспортных пошлин на энергоносители,
специалисты Минтопэнерго полагают, что к 2005 году добыча нефти
у нас в стране вырастет до 335 млн. тонн, а газ - до 680-720 млрд.
кубометров. Согласно концептуальным предложениям Минтопэнерго,
прежде всего необходимо увеличить роль государственного регулирования
отрасли. В том числе - через заключение производственных контрактов
с нефтяными и газовыми компаниями. Эти контракты предусматривают
полную ответственность руководителей компаний за выполнение основных
показателей финансово-производственной деятельности и поставки
нефтепродуктов в регионы ответственности. Для повышения инвестиционной
привлекательности компаний необходимо полное правовое обеспечение
действия закона о соглашениях о разделе продукции (СРП). В том
числе, за счет принятия нормативных документов, ускоряющих и упрощающих
законодательную процедуру по пополнению перечня месторождений,
разрабатываемых на условиях СРП. Вплоть до полной отмены такого
перечня. |
Специальный
советник президента США по вопросам торговли и энергетического
сотрудничества Ян Калицкий заявил на саммите, что американские
компании хотят быть партнерами российских коллег в развитии нашей
энергетики. Порукой тому - работа компаний из США на условиях
СРП по проектам на Сахалине. Только при работе про проекту "Сахалин-2"
в виде бонусов, компенсаций затрат и в Фонд развития Сахалина
российская сторона уже получила свыше $300 млн. И эта цифра не
окончательная. |
Заместитель
министра энергетики США Роберт Диксон сообщил, что правительство
этой страны совместно с бизнесменами работает не только над проблемой
увеличения инвестиций в экономику России, но и над вопросом совместных
российско-американских инвестиций в третьи страны. Р. Диксон полагает,
что в энергетике России множество возможностей для вложения средств.
И это не только добыча угля, нефти или газа, но и развитие альтернативной
энергетики, использующей потенциал геотермальных источников, ветра
и солнца. |
Правда,
подчеркнул Р. Диксон, бизнесменам порой трудно понять в России,
кто именно является здесь настоящей властью. Вероятно, теперь,
после состоявшихся выборов в Государственную Думу, многим бизнесменам
будет проще ориентироваться в хитросплетениях российских коридоров
власти. |
|
|
|
|