|
|
|
21
сентября 1999 г. |
Автор:
Сабит Джавадов, (Азербайджанская Республика) |
специально
для "СКВАЖИНЫ" |
Пять
лет работы могут вылететь в трубу
|
Ровно пять
лет назад - 20 сентября 1994 года - в фешенебельном "Гюлистане"
в Баку был подписан азербайджанский "контракт века" - соглашение
о доразведке и разработке трех каспийских месторождений - Азери,
Чираг и Гюнешли. Пятилетний юбилей - дата, конечно, солидная и
знаменательная. Однако за фанфарами, торжественными речами и взаимными
дежурными улыбками вряд ли скроются серьезные разногласия, наметившиеся
в последнее время между консорциумом, занятым реализацией проекта,
и азербайджанским руководством. |
Без преувеличения
можно сказать, что вся история "гюлистанского" контракта заслуживает
отдельной книги или, по крайней мере, монографии. И дело не только
в масштабности самого проекта. Просто нынешние разногласия между
официальным Баку и АМОК (Азербайджанская международная операционная
компания - оператор проекта) не являются чем-то из ряда вон выходящим.
Скандалы, взаимные ультиматумы и упреки начались еще на стадии
переговоров и, несмотря на стремление обеих сторон скрыть их,
все же периодически выплывали наружу. |
Первые разговоры
о привлечении к разработке трех самых больших из известных на
сегодняшний день азербайджанских морских месторождений начались
еще в 1991 году во времена правления президента Аяза Муталибова.
Среди "пионеров", проявивших интерес к проекту, были британские
Ramco и British Petroleum. Чуть позже "подтянулись" норвежская
Statoil, создавшая альянс с ВР, и американская Amoco. |
Едва начавшись,
переговоры сразу же зашли в тупик - западные компании были не
готовы удовлетворить аппетиты Азербайджана, заявляя о слишком
больших рисках по проекту. Тогда количество участников намечавшегося
консорциума было резко увеличено. |
Однако сформировавшийся
консорциум ждало еще немало испытаний. К экономическим рискам
добавились риски политические: президенты в Азербайджане менялись
с такой стремительностью, что компании едва успевали запоминать
имя очередного главы Государственной нефтяной компании Азербайджана
(ГНКАР). Достаточно сказать, что в период с 1991 по 1993 год Азербайджаном
правили три президента - Аяз Муталибов, Абульфаз Эльчибей и ныне
здравствующий Гейдар Алиев. Причем, только последний, жестко,
быстро и решительно расправившийся с воинственной оппозицией и
наголову разбивший альянсы своих политических противников, стал
для западных компаний гарантом внутриполитической стабильности
и добился от международного консорциума подписания "контракта
века", переговоры по которому шли к тому времени уже около четырех
лет. |
Впрочем,
некоторые наблюдатели считают, что исход дела решила не только
и не столько политическая стабильность режима Алиева. По их мнению,
весьма изобретательный на всякого рода интриги азербайджанский
президент блестяще разыграл затянувшийся эндшпиль, поставив шах
и мат международному консорциуму. Напомним, что летом 94-го года,
когда переговоры с компаниями зашли в очередной непроходимый тупик,
Алиев совершил краткосрочный вояж в Саудовскую Аравию, по завершению
которого объявил, что саудовские шейхи заявили о готовности инвестировать
в нефтяную отрасль Азербайджана свыше 2 млрд. долларов. При этом
президентское окружение весьма недвусмысленно нашептывало журналистам,
что переговоры с международным консорциумом могут и не возобновиться.
|
Возможно,
между двумя этими фактами и не было никакой связи. Возможно, саудовские
шейхи и не собирались расставаться со своими миллиардами (заметим,
что до сих пор нефтяные компании из Саудовской Аравии особой активности
в Азербайджане не проявляют). Однако факт остается фактом: для
завершения переговоров по проекту Азери-Чираг-Гюнешли после визита
Алиева в Саудовскую Аравию потребовалось всего несколько недель.
И уже 20 сентября 1994 года под звуки фанфар довольный президент
Азербайджана наблюдал церемонию подписания первого крупного для
Азербайджана нефтяного контракта. |
Между тем,
наиболее осторожные эксперты уже тогда предостерегали от радужных
и безосновательных надежд. Основным "отрезвляющим" доводом являлась
простая констатация - Азербайджан в ближайшее время начнет испытывать
точно такие же проблемы, как и Казахстан. Суть проблем сводилась
и сводится лишь к одному неприятному факту - бывшая советская
республика не имеет возможности транспортировать добываемую нефть
на мировой рынок. Конечно, международный консорциум тоже озаботился
этим вопросом с самого начала. Однако от этого, как говорится,
не легче. Надежды на гарантированную транспортировку сырой нефти
через Россию (единственный реально существующий путь) растаяли
как дым: ситуация на российском Северном Кавказе настолько далека
от стабильной, что говорить о каких-либо гарантиях пока не приходится.
Существующий же пока только на бумаге проект строительства колоссальной
трубы до турецкого порта-терминала Джейхан, как выяснилось, сегодня
является основной причиной разногласий между консорциумом с одной
стороны и Азербайджаном и Турцией, с другой. |
Как раз накануне
юбилейных торжеств по поводу подписания "контракта века" АМОК
в очередной раз пригрозила официальному Баку заморозить финансирование
проекта. Причем, вполне конкретно и недвусмысленно. 17 сентября
президент АМОК Дэвид Вудворт заявил в Лондоне, что операционная
компания может пересмотреть сроки инвестирования разработки Азери,
Чираг и Гюнешли в силу острых разногласий с азербайджанским правительством
по поводу нефтепровода Баку-Джейхан. Международный консорциум
требует либо расширить пропускную мощность ныне действующего трубопровода
Баку-Супса, либо проложить параллельную ветку для увеличения экспортных
потоков. |
Справка |
Добываемая
сегодня на Чираге нефть (так называемая "Azery Light") - свыше
100 тыс. баррелей в день - транспортируется в грузинский порт
на Черном море Супса, откуда танкерами доставляется на мировой
рынок.
|
В свою очередь,
официальный Баку пытается добиться от АМОК четких гарантий участия
в строительстве того самого колоссального нефтепровода Баку-Джейхан
протяженностью свыше 2000 километров. Компании же, занятые в проекте
разработки Азери, Чираг, Гюнешли, считают этот маршрут слишком
дорогостоящим (объем инвестиций оценивается минимум в 3 млрд.
долларов), а потому экономически нецелесообразным. |
Масла в огонь
подлило и заявление официальных представителей правительства России
о строительстве нефтепровода в обход Чечни. Во-первых, его протяженность
в десять раз меньше (всего 200 километров), а стоимость просто
несравнима - около 180 млн. долларов. С учетом последних решительных
действий, предпринятых российским руководством в отношении Чечни
и обещаний создать вокруг мятежной республики жесткий санитарный
кордон, заявление АМОК, сделанное в минувшую пятницу в Лондоне
не может не беспокоить основных лоббистов проекта трубопровода
Баку-Джейхан - США и Турцию. |
Причем официальная
Анкара, пытаясь воздействовать на западные компании, в конце 1998
года даже ввела санкции против British Petroleum и Amoco. Однако
и это не помогло. Упрямые британцы (BP, как вы помните, в том
же году поглотила Amoco), судя по всему, готовы стоять до последнего.
|
Кстати, в
этой ситуации нелишне напомнить и еще об одном варианте развития
событий. Уже не раз заходили разговоры о том, что наиболее дешевый
путь для экспорта азербайджанской нефти пролегает через Иран в
Персидский залив. Однако, мягко говоря, прохладные отношения США
и Ирана являются основным тормозом в реализации подобных проектов.
Между тем, британские компании вполне лояльно относятся к официальному
Тегерану и, в отличие от американской администрации, настроены
не столь категорично по поводу сотрудничества с иранскими коллегами.
|
(См.
также справку "Азери,
Чираг, Гюнешли" в рубрике "Проекты") |
|
|