|
|
|
15 июня
2001 г. |
Источник: газета
"Время МН" |
Автор: Сергей
Колчин, заведующий Центром макроэкономических исследований Института
международных экономических и политических исследований РАН |
Российская
нефть и иракский фактор
|
Иракская нефтяная
"карта" по-прежнему "джокер" в сложной игре, ведущейся на мировом
нефтяном рынке. Всего два примера в подтверждение этой идеи. В декабре
2000 года сообщение о том, что один из иракских танкеров начал подготовку
к загрузке нефти, вызвало более резкий ценовой скачок на рынке нефти,
чем все предшествовавшие меры ОПЕК по сокращению добычи. Обратный
эффект имело недавнее заявление Ирака о прекращении его участия
в программе "Нефть в обмен на продовольствие" в ответ на решение
ООН о продлении санкций в отношении данной страны. Цены на нефть
сразу же подскочили до уровня 30 долларов за баррель. |
Несколько цифр
для оценки роли Ирака в мировом экспорте. По запасам нефти Ирак
занимает второе место в мире, уступая лишь Саудовской Аравии. На
начало 2001 года текущие доказанные запасы нефти в стране составляли
15, 2 млрд. т, или около 11 проц. мировых. Учитывая нынешний относительно
невысокий уровень нефтедобычи, этих запасов Ираку хватит примерно
на 120 лет (накопленная добыча на начало нынешнего года составила
3, 2 млрд. т). Причем особенностью нефтяных месторождений в Ираке
являются высокие дебиты скважин, часто - до 2-4 тыс. т нефти в сутки,
а на месторождении Киркук- до 14, 2 тыс. т в сутки - самые высокие
в мире. Иракские месторождения, кроме того, хорошо обеспечены транспортной
инфраструктурой. |
Все это делает
Ирак одним из ключевых "игроков" на мировом нефтяном рынке. Длительное
эмбарго после кувейтской авантюры хотя и осложнило внутриэкономическую
ситуацию в стране, но, с другой стороны, позволило ей нарастить
скрытый потенциал давления на мировые процессы, связанные с энергопотреблением.
По расчетам экспертов "Arab Petroleum Research Center", уже через
год после отмены эмбарго Ирак сможет достичь довоенного уровня экспорта
нефти, а через два года довести его до 145 млн. т. Ясно, что подобный
"выброс" иракской нефти на мировой рынок способен кардинальным образом
изменить ситуацию. |
В этой связи
имеет смысл рассмотреть интересы России, связанные с проблемой иракской
нефти. Они, на наш взгляд, отнюдь не однозначны. С одной стороны,
общеизвестно, что Ирак должен России порядка 6-7 млрд. долл. за
ранее осуществленные поставки (в основном - вооружений). До введения
санкций Ирак был одним из крупнейших торговых партнеров СССР, причем
платежеспособным. Годовой оборот взаимной торговли составил в 1989
г. 2 млрд. долл. Прежний уровень взаимных поставок, естественно,
не достигнут, но уже в 2000 году двусторонний товарооборот превысил
1, 2 млрд. долл. По иракским оценкам, упущенная выгода России от
режима санкций составляет 30 млрд. долл. Хотя российские компании
неплохо поучаствовали в закупках иракской нефти в рамках упомянутой
программы "Нефть в обмен на продовольствие" (на них пришлось около
трети всего иракского нефтяного экспорта), более продвинутые программы,
прежде всего инвестиционного сотрудничества, пока заморожены. Так,
"ЛУКОЙЛ" заключил весной 1997 года соглашение с Ираком об участии
в освоении месторождения Западная Курна стоимостью около 4 млрд.
долл. В условиях режима санкций иракская сторона заявляет о намерениях
прекратить действие контракта.Из более поздних новостей отметим
неудачу "Славнефти" с подписанием соглашения по крупному иракскому
месторождению Субба, отложенного по той же причине. Российские нефтяные
компании могли бы добывать в Ираке порядка 20 млн. тонн нефти в
год. |
Однако вторая
"сторона медали" состоит в том, что сдерживание иракского нефтяного
экспорта на мировой рынок ведет к повышению цен на нефть, и здесь
Россия существенно выигрывает в результате нынешней ситуации. Как
отмечает директор Института глобализации Михаил Делягин, каждый
доллар прироста цены за баррель нефти приносит в российский бюджет
300 млн. долларов дополнительных поступлений. |
Ранее, в 1996
году, коллизии вокруг эмбарго на торговлю с Ираком в конечном счете
привели к росту мировых цен на нефть с 17 долларов за баррель в
начале года до 25-22 долларов во второй половине года. Страны ОПЕК
получили в том году на 26 млрд. долларов больше, чем рассчитывали.
Нетрудно сделать вывод, что и Россия выиграла от этого больше, нежели
мог бы ей выплатить Ирак при снятии санкций. Ситуация повторилась
и в 2000-2001 годах, когда дефицит нефти на мировом рынке и соответственно
высокий уровень цен на энергоносители, существенно выручивших Россию,
могли бы быть легко сломаны притоком иракской нефти. |
Выигрыш от
высоких нефтяных цен в условиях эмбарго в отношении Ирака все же
перевешивает плюсы от возможного открытия экономики этой страны.
Тем более что российские интересы здесь не совпадают в полной мере
с интересами самого Ирака. Расчет руководства этой страны в инвестиционном
сотрудничестве делается не на Россию, а на других потенциальных
инвесторов. Пока же преобладает общеполитическая риторика, в которой
Ирак упирает на поддержку своих требований со стороны России, а
Россия эту поддержку подтверждает, понимая при этом всю двойственность
своего положения. Об условиях отмены или ограничения нефтяного эмбарго
в отношении Ирака Москва высказывается расплывчато, что и отражает
упомянутую двойственность интересов нашей страны. И это не особая
позиция России, а скорее дилемма для всего сообщества нефтеэкспортеров
- от Саудовской Аравии до Норвегии. |
Для России
оптимальное решение дилеммы с иракской нефтью могло бы состоять
в создании долговременных схем сотрудничества с Ираком, что позволило
бы компенсировать негативные последствия изменения ценовой конъюнктуры
из-за выхода иракской нефти на мировой рынок, что рано или поздно
случится. Но надо учитывать и тот факт, что иракская сторона имеет
свои интересы, по ряду причин отличные от российских, и она, несомненно,
будет их реализовать (Россия пока нужна Ираку как союзник в борьбе
за снятие санкции, после чего неизбежно появление на иракском нефтяном
рынке более сильных "игроков" в лице крупнейших транснациональных
нефтяных компаний). Пока же России важно оптимально использовать
те выгоды, которые она получила на рубеже XX и XXI веков в результате
повышения мировых цен на нефть. |
|
|