|
|
|
5 мая 2001
г. |
Источник:
"Российская газета" |
Автор: Анатолий
Шаповалов |
Россия
- Ирак: выгоды против резолюций
|
В конце апреля
прошел визит в Москву и Казань вице-президента Ирака Тахи Ясина
Рамадана. В России впервые за четырнадцать лет побывал иракский
представитель столь высокого ранга, причем по официальному приглашению
руководства РФ. |
Ирак был одним
из ключевых арабских партнеров СССР в торгово-экономической сфере.
Годовой товарооборот в 1989 году достигал без малого 2 миллиарда
долларов. Заключались крупные контракты на обустройство нефтепромыслов
на юге Ирака, строительство газопровода Насирия - Багдад, ТЭС "Юсифия"
и ряд других. Но затем случились кувейтский кризис, война в Персидском
заливе и сотрудничество, естественно, приостановилось. Международное
сообщество прибегло к режиму эмбарго против Ирака. Багдад считает,
что пора кончать с десятилетним тяжким наследием, так как Ирак выполнил
все требования, вытекающие из резолюций Совета Безопасности ООН. |
Иначе думают
США, считающие, что блокада должна продолжаться, ибо Ирак не прекратил
разработку оружия массового уничтожения, а если сделал это, то пусть
допустит на свою территорию международных инспекторов. |
По мнению иракского
руководства, сейчас настал тот момент, когда все страны могли бы
использовать статью 50 Устава ООН, которая дает право государствам,
несущим большие экономические потери вследствие международных санкции,
в одностороннем порядке выходить из такого положения, Как считают
в Багдаде, от антииракских санкций и эмбарго больше всего пострадала
Россия, уже потерявшая около 30 миллиардов долларов. Кроме того,
выйди она из того режима, существенно возрастет объем ирако-российской
торговли, который составляет сегодня 1,5 миллиарда долларов. Напоминаю
и о долгах Ирака России - 7 миллиардов долларов. |
Иными словами,
посылая в Москву вице-президента, Багдад преследовал две взаимосвязанные
цели. Первая - политическая, попытаться добиться принятия Россией
решения либо об одностороннем выходе из режима санкций, либо о какой-то
форме смягчения этих санкций. Вторая - экономическая: если Ирак
добьется каких-то определенных шагов со стороны Москвы, то будут
подписаны очень перспективные (многомиллиардные) соглашения по сотрудничеству,
способствующие частичному оживлению российской экономики. В первую
очередь это нефтегазовая промышленность, добыча нефти на западе
Ирака, на юге, Западная Курна и Спер Куке, а также участие России
в восстановлении тех крупных промышленных объектов, которые были
построены еще в бытность Советского Союза. |
Задел же обеспечен
неплохой. За последние четыре года Россия поставила в Ирак гуманитарных
товаров на сумму около 2,8 миллиарда долларов. Причем все осуществлялось
в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", начатой
в конце 1996 года. Доля российских компаний в закупках иракской
нефти по итогам восьми фаз гуманитарной программы ООН составила
треть всего объема иракского нефтяного экспорта. Кроме того, компании
РФ участвовали в реконструкции ряда ТЭС, в частности "Насирия",
"Харта", "Наджибия". Московские переговоры, как считают арабские
дипломаты, подняли диалог между Россией и Ираком на новый уровень,
но вместе с тем и не достигли всего того, что намечал Багдад. Россия
выступает за то, чтобы режим санкций с Ирака был снят. Но этот процесс
должен проходить наряду с выполнением Ираком соответствующей резолюции
Совета Безопасности ООН. Такой подход, конечно, не то, на что рассчитывал
Багдад, отправляя своего вице-президента в Москву. |
И все-таки
компромисс не исключен. Его суть в том, что собственно инспекционные
поездки могли бы быть заменены другими методами контроля. На это
пока не соглашается Багдад, но возможность уговорить Ирак принять
новую форму выполнения ооновской резолюции 1284 остается - сейчас
ведутся интенсивные закулисные переговоры со всеми заинтересованными
сторонами. За отмену или смягчение антииракских санкций ратуют,
помимо России, Китай и Франция. И дело тут не в альтруизме. Французские
компании, например, стоят в очереди за иракскими энергоносителями.
Есть, разумеется, интересы и у Китая. И в этом нет ничего предосудительного.
|
|
|