16 июля 2001 г.
Источник: газета "Московская правда"
Автор: Иван Иванов

Победа России на Каспии

Россия выиграла первую очень важную партию в "большой игре", разворачивающейся за пути транспортировки энергоносителей Каспийского бассейна. Первая казахстанская нефть в конце этого месяца будет залита в танкер в российском порту Новороссийск. Еще в конце марта в Атырау в Казахстане прошли торжества по случаю введения в строй нового трубопровода. Его стоимость - 2, 3 млрд. долл., а начальная пропускная способность - 580 тыс. баррелей нефти в день. По нему нефть, добываемая на Тенгизском нефтяном месторождении (ее запасы там оцениваются в 6-9 млрд. баррелей), будет транспортироваться в российский порт Новороссийск.
В борьбе за ресурсы
Потребовалось три месяца, чтобы заполнить нефтепровод длиной 1580 километров. Нефтепровод эксплуатируется Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), в котором доля российского участия составляет 24 проц., доля Казахстана - 19 проц. и Омана - 7 процентов. В этом консорциуме участвуют также компании "Шеврон", "Мобил", "Бритиш гэз", итальянская "АДЖИП" и "Роснефть". Для Казахстана сооружение этого нефтепровода стало исключительно важным событием, поскольку нефтепровод, проходящий через российскую территорию, позволит ему вдвое увеличить экспорт нефти. Кроме того, ввод в строй нефтепровода означает, что Россия явно активизировалась в борьбе за энергетические ресурсы Центральной Азии и Закавказья.
Бывшие советские республики, богатые залежами нефти и газа, прикаспийские государства Азербайджан, Казахстан и Туркменистан оказались в довольно сложном положении из-за того, что не имеют прямого выхода к морям, кроме закрытого Каспийского моря. Эти государства разыскивают иностранных партнеров, которые могли бы осуществить дорогостоящую разработку принадлежащих им богатств, поскольку их экономика разорена неумелым управлением и коррупцией и у них нет ни средств, ни умения для самостоятельного освоения богатств, не говоря уже о транспортировке нефти. Этот регион через 15 лет мог бы давать 5 млн. баррелей нефти в день, из которых 4 млн. продавал бы один лишь Казахстан. Начиная с 1991 года эти республики оказались втянутыми в "войну трубопроводов". За ставками в игре вокруг новой трассы нефтепровода внимательно следили Россия, США и Иран - страны, каждая из которых поддерживает свой вариант трубопроводов.
Хотя и прежняя и нынешняя администрации США покровительствуют проекту, являющемуся ключевым в том, чтобы "разблокировать" Азербайджан вопреки его анклавному положению, а именно проекту строительства нефтепровода длиной 1730 км, который бы связал Баку с турецким портом Джейхан и шел бы через Тбилиси в Грузию. Таким путем США хотели бы отсечь Россию и Иран от энергоносителей Каспия и ослабить наше влияние в этом важном для нас регионе. Трубопровод стал бы принципиальным нефтепроводом для экспорта сырой азербайджанской, а затем и казахстанской нефти. Однако подобный маршрут, который поддерживает администрация США, является дорогостоящим (его цена -от 2, 5 до 3 млрд. долл.) и труднореализуемым.
Наиболее коротким, а следовательно, и наименее дорогим является маршрут через Иран. Но американцы считают этот маршрут обреченным, поскольку они продолжают свою политику "сдерживания" в отношении исламской республики. Это государство, против которого введено торговое эмбарго, фигурирует в списке "государств-изгоев", произвольно составленном в Вашингтоне. А маршрут Баку - Джейхан остается в стадии проекта. В самом лучшем случае его начнут строить в 2002 году, и нефть пойдет по нему в 2004 году. Но нефтяные компании скептично относятся к этому маршруту, поскольку оценки нефти в шельфовых месторождениях Азербайджана явно должны быть пересмотрены в сторону их уменьшения.
Пересечение интересов
В феврале американская компания "Шеврон", которой принадлежит доля 50 проц. в разработке Тенгизского месторождения и 30 проц. в разработке месторождений в прибрежных водах Азербайджана, проявила интерес к этому проекту. Но чтобы маршрут Баку - Джейхан стал рентабельным, по нему должна прокачиваться и часть казахстанской нефти из месторождения Восточный Кашаган в прибрежных водах Казахстана. Хотя недавно президент Казахстана заверил турок и американцев в этом, вице-президент компании "Каэтрансойл", отвечающий за транспортировку казахстанской нефти и газа, заявил в Лондоне, что изучается возможность и строительства нефтепровода через Иран, чем поверг в панику турок и американцев.
В действительности специалисты согласны признать необходимость диверсификации Казахстаном маршрутов экспорта нефти. Проект транспортировки казахстанской нефти через Баку с помощью нефтепровода, который проходил бы по дну Каспийского моря, застопорился. Транзит нефти осуществляется на баржах. Труднореализуемое строительство нефтепровода по дну Каспия сталкивается с необходимостью определить статус Каспийского моря, что является предметом острой полемики между пятью прибрежными государствами - Россией, Ираном, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией. Стоит отметить, что с приходом новой администрации в Белый дом там сменились акценты в отношении проекта Баку - Джейхан. Один из примеров тому - опубликованный после прихода к власти Джорджа Буша доклад исследовательского института Карнеги, в котором нефтяная политика США на Каспии называется "ошибочной". Белому дому, делается вывод в докладе, следует развивать энергетическое сотрудничество с Россией, и в вопросе экспорта на мировые рынки энергоносителей важную роль может сыграть Иран, против чего резко возражала администрация Клинтона.
Бурный "голубой поток"
Между тем ввод в строй КТК - не первая наша победа. Близится к завершению другой проект - строительство газопровода "Голубой поток" длиной 1250 километров, который будет проложен по дну Черного моря для транспортировки российского газа в Турцию. Работы там завершаются. Этот проект, реализуемый с участием крупнейшей итальянской компании "ЭНИ", дает большие преимущества Москве. Наша страна подтверждает свое место первого поставщика газа в Турцию. Таким образом, Анкара будет меньше нуждаться в туркменском или азербайджанском газе, в то время как Россия может покупать его свободно у своих партнеров по СНГ.
В начале августа одна из самых больших и самых современных в мире морских платформ должна пройти под двумя изящными подвесными мостами с просветом всего в три метра через Босфор в Черное море. Если все пройдет, как запланировано, через месяц эта огромная установка для подводного бурения приступит к прокладке трубопровода на рекордной глубине 7000 футов в едком иле на дне огромного, вытянутого моря для транспортировки природного газа из России в Турцию. Этот проект стоимостью 3 млрд. долл. представляет собой нечто большее, чем просто смелое инженерное решение. Его успешное выполнение ознаменует провал попыток Америки ограничить влияние России в одном из стратегически важных регионов мира, считает влиятельная американская газета "Нью-Йорк таймс".
Именно этот проект, известный как "Голубой поток", одержал верх, и ныне трубопровод находится в стадии строительства. Проект сталкивается с некоторыми трудностями технического и финансового плана, но получил твердую поддержку со стороны крупнейших турецких нефтяных компаний, эти корпорации расценивают его как путь к укреплению экономических связей с Россией. Эта позиция вылилась в поддержку со стороны весьма влиятельной турецкой Партии отечества, связанной с крупным бизнесом. Российская компания "Газпром" будет поставлять газ для проекта, и ее строительное подразделение "Стройтрансгаз" отвечает за строительство этого трубопровода. Интересно, что даже американские дипломаты воздержались от открытой оппозиции "Голубому потоку". От осуществления проекта поставок туркменского газа фактически уже отказались из-за многочисленных проблем. Контракт на сумму 2 млрд. долл. на строительство этого трубопровода был подписан в 1999 году, но отказ России и Ирана разрешить территориальные споры на Каспии застопорил это начинание. Таким образом, Туркменистан будет продавать свой газ России, что приведет к усилению роли Москвы над поставками из региона.
Россия может также использовать "Голубой поток" для прокачки газа из Туркменистана и Казахстана в Турцию и Южную Европу, считает Зейно Баран, аналитик из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. "Политика России состоит в том, чтобы сохранить и даже расширить свой контроль над транспортной сетью как в бассейне Каспия, так и для прокачки за его пределы. То же можно сказать о Турции и Европе", -сказал Баран.
Несмотря на все трудности, в том числе и те, которые создают противники России в самой Турции, наземный отрезок от Самсуна до Анкары уже завершен, и ожидается, что вскоре начнутся работы по строительству подводного участка. Чтобы продолжить трубопровод по дну Черного моря, "Газпром" создал совместное предприятие с компанией "ЭНИ", с ее строительным подразделением "Сайпем". На сегодня самый глубоководный трубопровод проложен на глубине 5000 футов на дне Мексиканского залива, но руководители "ЭНИ" выразили уверенность, что уже упоминавшаяся морская платформа способна проложить трубопровод на глубине 7000 футов. Они также разработали специальное покрытие для разъедающего металл сероводорода, концентрирующегося на дне моря. "Мы на сто процентов уверены, что нам все удастся", - говорит Стефано Бьянки, главный управляющий проекта от "ЭНИ".
Увеличение поставок газа на экспорт крайне важно для предпринимаемых Россией попыток преодолеть непростые экономические проблемы. Так что от этого проекта выигрывает вся российская экономика.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены