|
|
|
20 февраля
2001 г |
Источник:
"Транскаспийский проект" (Казахстан) |
Большая нефть и большая ложь
|
Развертывая
антиказахстанские политико-пропагандистские акции, правящие круги
США пытаются взять реванш за свои промахи в большой игре вокруг
нефти Транскаспия |
Политика
США в отношении Казахстана и других государств Центральной Азии
никогда не отличалась особой деликатностью. В начале девяностых
годов это в какой-то мере провоцировалось тем, что руководители
и общественность стран СНГ проявляли особое внимание к мнениям "старых
демократий" в надежде извлечь пользу из чужого позитивного опыта.
Однако со временем навязчивость, с которой представители различных
групп американского истэблишмента пытались воздействовать на мнения
и действия центральноазиатских руководителей (не особо считаясь
при этом с интересами самих центральноазиатских народов), стала
несколько надоедать. Особенно в том, что касалось стандартов свободы,
демократии и прав человека, где США постоянно присваивали себе роль
эдакого глобального арбитра. |
Впрочем,
к настоящему времени технология агрессивной защиты "прав и свобод"
уже достаточно дискредитирована практикой ее применения, а потому
потеряла эффективность (хотя и продолжает использоваться). Характерный
эпизод: в апреле минувшего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
(обычно не склонный к проявлению антиамериканских чувств) в ходе
одного из своих выступлений перед СМИ прямо заявил, что "Мы в Центральной
Азии не собираемся слепо бежать, задрав штаны, за Соединенными Штатами
в вопросах демократизации наших стран". Затем деликатно намекнул:
"Соединенные Штаты имеют прекрасные отношения с Саудовской Аравией,
почему бы вам не повлиять на них?" И в самом деле, почему США не
воздействуют на Эр-Рияд, не критикуют саудийский средневековый режим
абсолютной монархии, почему не требуют немедленного проведения там
свободных, демократических выборов или хотя бы самых скромных и
постепенных реформ? |
Очевидно,
что как-то влиять на Саудовскую Аравию в плане ее демократизации
Соединенные Штаты вовсе не собираются, и не собираются собираться.
Слишком большие интересы американского нефтяного бизнеса завязаны
в этой стране, а также в соседних малых странах Персидского залива
(где также властвуют авторитарные правители, в той или иной степени
подобные саудийским). |
Вокруг
большой каспийской нефти |
В
странах Транскаспия, а также на дне Каспийского моря тоже имеются
большие запасы нефти и газа. По некоторым данным эти запасы даже
превышают ресурсы Персидского залива. Американский нефтяной бизнес
естественным образом стремится проникнуть и проникает в Транскаспий,
тем более, что страны региона рады иностранным инвестициям и открыты
для сотрудничества. |
Освоение
нефтегазовых богатств Транскаспия во многом упирается в проблему
обеспечения адекватных путей транспортировки сырья, добываемого
в регионе во все возрастающих объемах. В контексте обсуждения различных
вариантов решения данной проблемы в начале минувшего десятилетия
у озабоченных каспийской нефтью представителей американского истэблишмента
сформировалась очевидная и беспроигрышная стратегия (как тогда казалось),
ключевым звеном которой стал проект трубопровода, который должен
пройти от Баку через территории Азербайджана, Грузии и Турции к
средиземноморскому порту Джейхан. Кроме того, в ускоренном темпе
был сооружен вспомогательный трубопровод между Баку и черноморским
побережьем Грузии (у поселка Супса в районе порта Поти). В то же
время США не препятствовали созданию Каспийского трубопроводного
консорциума для строительства нефтепровода между казахстанским Тенгизом
и Новороссийском. |
Западные
аналитики предполагали тогда, что большая нефть Транскаспия прежде
всего пойдет из Азербайджана и с азербайджанского участка каспийского
шельфа. В этом случае ее отгрузку можно было бы начинать с грузинских
нефтетерминалов, а затем (по мере роста добычи и при выполнении
основного трубопроводного проекта) можно было бы подключить транспортные
мощности по направлению Баку - Джейхан. А через некоторое время
Турция вполне могла бы объявить о запрете движения танкеров через
Босфор по экологическим соображениям, получив при этом полную поддержку
своих союзников по НАТО и западного общественного мнения (пробные
шаги подобного рода Анкарой уже предпринимались). В результате этого
в один прекрасный момент оказалось бы невозможным эффективное использование
ныне действующего нефтепровода Баку - Новороссийск, а также всей
транспортной структуры, создаваемой в рамках КТК и всех прочих российских
нефтетерминалов на Черном море. И владельцы маршрута Баку - Джейхан
стали бы, по существу, монополистами в транспортировке каспийской
нефти. |
Но,
как часто бывает, великие планы разбились в столкновении с массой
непредвиденных случайностей и закономерных просчетов. Стратегические
наработки западных специалистов обосновывались принимавшимся a priori
тезисом, что в Азербайджане очень много нефти - основная часть запасов
Транскаспия (это утверждение регулярно подкреплялось соответствующими
пиар-мероприятиями Баку). Но прогнозы о сказочных нефтяных клондайках
Западного Прикаспия не оправдались; к концу 1999 года выяснилось,
что нефтедобыча в Азербайджане не может даже полностью загрузить
действующие маршруты Баку - Супса и Баку - Новороссийск. Соответственно,
необходимость в дополнительной трубе на Джейхан как бы отпала. Практически
одновременно начались открытия действительно крупных месторождений
нефти в Казахстане; запасы самого значительного из этих месторождений,
Кашаганского, оцениваются в 7 миллиардов тонн углеводородного сырья
(это крупнейшее месторождение из открытых в мире за последние 30
лет). В результате такого развития ситуации именно Казахстан стал
ключевым в играх вокруг каспийской нефти. Это его положение еще
более укреплялось в результате того, что благодаря энергичным усилиям
казахстанского руководства проект КТК вошел в стадию практической
реализации (строительство трубопровода было завершено в ноябре 2000
года, пуск в эксплуатацию намечен на июнь 2001 г.). Когда в ноябре
1999 года в Стамбуле подписывалось рамочное соглашение об условиях
строительства нефтепровода Баку - Джейхан, данный проект в том виде,
в каком его первоначально планировали осуществить, уже потерял экономический
смысл и поддерживался лишь логикой политической целесообразности
(для США и Турции). Американцы должны были уже тогда понять, что
их первоначальный замысел в Каспийском бассейне нуждается в существенной
корректировке. |
Если
бы примерно на рубеже 1999-2000 гг. руководство США приняло бы решение
не только о политической, но и о серьезной финансовой поддержки
указанного проекта, дело приняло бы простой и логичный ход. Вложив
в дело 2-3 млрд. долларов (напрямую, либо через американские же
фирмы), американское правительство получило бы собственный вход
в Каспийский бассейн. Но администрация Клинтона не решилась даже
всерьез подумать о таком варианте (который не сопрягался с традициями
американской экономической политики и потому создал бы значительные
внутриполитические риски для правительства). |
Вместо
того чтобы принять сильное и неординарное решение о реальной поддержке
проекта нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, американская администрация
затеяла сложное маневрирование, пытаясь найти дополнительные ресурсы
для осуществления данного проекта в самом Транскаспийском регионе.
И, естественно, попыталась в максимальной степени вовлечь в дело
нового лидера региональной нефтедобычи - Казахстан. Выступая в октябре
2000 года в Алма-Ате, фактический руководитель проекта БТД, советник
Госдепартамента США Джон Вулф заявил, что "проблема заключается
не в том, будет ли проложен трубопровод из Баку в Джейхан, а в том,
возьмет ли на себя Казахстан лидирующую роль в проекте, который
можно и следовало бы называть нефтепроводом Актау - Баку - Тбилиси
- Джейхан". |
Иначе
говоря, казахстанскому руководству напрямую предложили не просто
участвовать в поставках нефти по указанному маршруту, а взять на
себя значительную долю ответственности за его реализацию (включая
дополнительное к основному проекту строительство транскаспийского
трубопровода). То есть - в той или иной форме взять на себя ту долю
капитальных расходов, которую невозможно покрыть за счет эксплуатации
проектируемого нефтепровода (и которая делает проект заведомо убыточным).
Как минимум, Казахстан должен был бы (по мысли американцев) твердо
гарантировать поставки нефти для прокачки по маршруту Актау - Джейхан
в соответствующих объемах. (Под такие гарантии можно было бы найти
необходимые инвестиционные кредиты. Но Казахстан тогда был бы вынужден
снизить в сравнении с рыночными отпускные цены на отдаваемую в трубопровод
нефть, так как дополнительные расходы на строительство в конечном
итоге включались бы в тариф за прокачку.) |
Позиция
Казахстана |
Казахстан
в принципе ничего не имел бы против создания еще одного перспективного
маршрута для транспортировки своей нефти к западным потребителям,
но, естественно, не может оплачивать амбициозные расчеты и просчеты
вашингтонских геоэкономических стратегов. К тому же в последний
год наметился значительный прогресс в деле евразийской интеграции,
как раз в октябре 2000 года было объявлено о создании Евразийского
экономического сообщества (в соответствии с давними инициативами
президента Назарбаева). Казахстан вовсе не собирался жертвовать
своими долгосрочными интеграционными планами, втягиваясь в американские
игры (направленные прежде всего против интересов союзной Казахстану
России). Кроме того, в озвученных г-ном Вулфом препозициях относительно
маршрута Атырау - Баку - Тбилиси - Джейхан упущена из рассмотрения
одна немаловажная деталь - отсутствие в настоящее время правовой
базы, определяющей статус Каспийского моря, без чего невозможно
решить проблему строительства предполагаемой подводной части трубопровода
на участке Атырау - Баку. Американская недоговорка в данном случае
таит настоящую ловушку для Казахстана. Связав себя обязательствами
по проекту АБТД, Астана вынуждена была бы затем продавливать такое
решение по определению статуса Каспийского моря, против которого
неизбежно выступили бы и Москва, и Тегеран с соответствующими негативными
последствиями для всей системы внешнеполитического позиционирования
Казахстана. |
Фактический
вежливый отказ Казахстана от предложенной ему роли в американском
сценарии освоения Каспия, как представляется, стал истинной причиной
бурной антиказахстанской пиар-кампании, прошедшей в последние месяцы
2000 года по западным СМИ и выстроенной вокруг традиционных сюжетов
о "нарушениях" принципов свободы и демократии в странах Центральной
Азии. Центральным эпизодом кампании стала специальная резолюция
Палаты представителей Конгресса США, выдержанная в стиле классических
документов подобного рода, принимавшихся во времена "холодной войны".
Однако реальный эффект от этого действа был практически равен нулю.
Тем более, что вскоре были скандально продемонстрированы весьма
значительные огрехи американской избирательной системы, в результате
чего притязания США на статус всемирного "учителя демократии" стали
выглядеть не слишком убедительно. Между тем, в начале 2001 года
обозначились новые противоречия интересов Астаны и Вашингтона -
на сей раз в конкретике освоения Кашаганского нефтеносного массива |
Разведочные
работы там осуществляет международный концерн OKIOC, в состав которого
входят такие известные компании, как AGIP, Exxon Mobil, Total FinaElf,
ShelL, BG International, BP Amoco, Impex North Caspian Sea Ltd,
Phillips Petroleum, Statoil. Но уже сейчас между участниками консорциума
разгорается яростная конкуренция за право стать оператором буровых
работ, что дает значительные преимущества соответствующему участнику
проекта на стадии его промышленного освоения (которое должно начаться
не позднее 2005 года в соответствии с требованиями, предъявленными
консорциуму руководством Казахстана). В свое время американский
Exxon считался очевидным фаворитом в этом деле (не в последнюю очередь
благодаря настойчивому лоббированию, осуществлявшемуся в Астане
представителями вашингтонской администрации). Однако затем в казахстанском
руководстве дали понять, что участники консорциума OKIOC должны
сами определиться с распределением функций в исполнении проекта.
И вскоре в лидеры выдвинулась французская компания Total FinaElf,
которая выкупила долю, принадлежавшую британскому участнику проекта
BP Amoco (что сделало Total крупнейшим акционером Кашагана). Переход
лидерства от американцев к французам весьма удобен для казахстанского
руководства, которое, помимо прочего, держит в уме идею налаживания
еще одного маршрута транспортировки нефти - через Иран в направлении
к Персидскому заливу. Этот вариант по вполне понятным причинам невозможно
реализовать в сотрудничестве с американским капиталом - французская
компания в таком деле гораздо более подходящий партнер. |
Таким
образом, в Транскаспийском регионе США оказались на грани крупных
неудач как на уровне высокой политико-экономической стратегии, так
и в конкретном продвижении своих коммерческих интересов. Поэтому
новые нападки на Казахстан в американских СМИ и в выступлениях деятелей
американского истэблишмента отнюдь не удивительны - таков отработавшийся
многими десятилетиями "сверхдержавности" стиль всей американской
внешней политики. |
Пиар-проект
"Казахгейт" |
Раздуваемая
ныне в западных СМИ кампания по проблеме коррупции, якобы расцветающей
в высших эшелонах власти Республики Казахстан, как представляется,
готовилась основательно и довольно долго. Соответствующий информационный
бэкграунд в соответствующих службах США начинали собирать еще в
те времена, когда отношения между Астаной и Вашингтоном были достаточно
теплыми (в соответствии с несколько модернизированным принципом
незабвенного Теодора Рузвельта, заявлявшего в начале XX века, что
с соседями надо говорить вежливым тоном, но иметь при этом большую
дубинку на всякий случай). Набор подходящих "компроматных дубинок"
в США готовят для целого ряда стран, где у американцев имеются те
или иные интересы. При этом используются стандартные пиар-технологии,
предусматривающие смешение "белой", "серой" и "черной" информационных
составляющих, в результате чего многие действия того или иного правительства
могут подаваться как коррупционные проявления (безотносительно к
реальному наличию коррупции или отсутствию таковой). Главное - иметь
достаточный массив фактуры, из которого умелые аналитики испекут
все, что необходимо. |
В
делах с Казахстаном главным источником "деликатной" информации,
пригодной для формирования компромата, стало окружение экс-премьера
Акежана Кажегельдина. Еще в бытность главой казахстанского правительства
этот деятель прославился своими замечательными приватизационными
инициативами, в ходе которых множество объектов казахстанской экономики
было продано по бросовым ценам иностранцам (более всего - представителям
американского капитала). Постсоциалистическая приватизация, как
показывает опыт последнего десятилетия XX века, всегда идет по тонкой
грани между требованиями политикоэкономической целесообразности
и широкими возможностями практически легальной коррупции. Поэтому
от руководителей приватизационных процессов требуются и решительность,
и особая щепетильность в реализации данных им прав по распоряжению
общенародным достоянием. Акежан Кажегельдин, как и некоторые его
коллеги в других постсоветских странах, был решителен, но отнюдь
не щепетилен в делах. |
Вынужденный
уйти из правительства после серии скандалов (последним из них стало
знаменитое дело бельгийской фирмы "Трактебель") г-н Кажегельдин
оказался человеком далеко не бедным, что позволило ему активно включиться
в политику, оплачивать услуги СМИ, создать и содержать целую политическую
партию. Вследствие законного интереса правоохранительных органов
Казахстана к делам экс-премьера, он спешно покинул страну. Собрав
достаточную доказательную базу в отношении экс-премьера, соответствующие
ведомства Казахстана пытались достать его по системе международного
розыска. Но, как выяснилось, у Кажегельдина уже появились могущественные
покровители, которые надежно защитили его от притязаний скромных
служителей Фемиды. Характерная деталь: когда в сентябре 1999 года
Кажегельдин был задержан в аэропорту Шереметьево по запросу из Казахстана,
Госдепартамент США и американское посольство в Москве предприняли
героические усилия для освобождения казахстанского друга американских
бизнесменов. |
В
бытность главой правительства Кажегельдин был одним из высших секретоносителей
Казахстана, и нет сомнения, что вся накопленная им тогда конфиденциальная
информация стала достоянием соответствующих служб США. Это - самая
ценная добавка к материалам различных американских исследований
по проблематике Казахстана и Центральной Азии, которые в совокупности
образуют информационный массив, из которого методом произвольного
выдергивания фактов можно выстроить любую логику, обосновать на
уровне пиара любые, самые нелепые обвинения. |
Судя
по всему, мощный пропагандистский удар по Казахстану предполагается
нанести в результате "расследования" проводимого Департаментом юстиции
США (по ходу этого расследования уже вброшен в мировое информпространство
специфический ярлык "Казахгейт", который явно намереваются навесить
на все казахстанское высшее руководство). В некоторых западных СМИ
появились сообщения, что по результатам "Казахгейта" могут быть
конфискованы сотни миллионов долларов, помещенных на некоторые казахстанские
счета в западных банках. Эти заявления, однако, следует рассматривать
скорее, как достаточно грубую попытку шантажа. Вряд ли на руководство
Казахстана такой шантаж окажет действие. Но определенный ущерб деловой
репутации Казахстана будет, несомненно, нанесен, что негативно (хотя
и не в драматических масштабах) отразится на экономическом развитии
страны. Так уже было в ходе пресловутого "Рашенгейта", когда шумная
кампания разоблачений постепенно сошла на нет, так как реальные
доказательства отмывания кредитов МВФ через BONY так и не были представлены.
|
---------------------
|
Как
показывает опыт последних лет, избалованный американский бизнес
не любит конкурировать на равных ни с кем. Поэтому США стремятся
доминировать в политике и экономике Транскаспия - так, как они доминируют
сейчас на Ближнем Востоке, и даже в большей степени. При этом Вашингтон
стремится не тратить собственные средства, а использовать по максимуму
местные ресурсы, создавая для этого сложную систему влияния на местные
правительства. Поскольку в последнее время лидеры Транскаспия все
в меньшей степени склонны подчинять свои интересы американской стратегии,
в Госдепартаменте США и связанных с ним учреждениях вынуждены изобретать
новые орудия и технологии давления на страны региона. Впрочем, запущенный
ими сейчас сценарий "Казахгейта" вряд ли сможет скомпенсировать
все просчеты политики предыдущих лет. Возможно, сами "яйцеголовые"
с берегов Потомака это понимают, но они уже убедили чиновников Госдепартамента,
что разработанная ими "антикоррупционная" стратегия является своего
рода "абсолютным оружием", которое обеспечит окончательную победу
в большой политической игре вокруг нефтегазовых ресурсов Транскаспия,
которые кое-кому в США хотелось бы взять под полный и монопольный
контроль. |
|
|