|
|
|
6 марта
2001 г |
Источник:
газета "Время новостей" |
Автор: Акежан
Кажегельдин, в 1994-1097 годах - премьер-министр Казахстана
|
Ненужная нефть
|
Поспешная
разработка каспийских богатств не в интересах России и Казахстана
|
Сегодня
прикаспийские государства уже подсчитывают будущие доходы от большой
каспийской нефти, а между тем им стоило бы задуматься о том, какие
последствия может иметь эта нефть как для мирового рынка, так и
для каждой из этих стран. Если говорить о крупнейших региональных
"игроках" -- России и Казахстане, -- то приходится признать: вопросов
пока больше, чем ответов. |
Понятно,
что без окончательного решения вопроса о статусе Каспийского моря
притока инвестиций в этот регион ожидать трудно. Условия же для
такого решения, судя по ходу переговоров, еще не сложились. И дело
не только в наличии или отсутствии доброй воли политических лидеров
"каспийской пятерки". Проблема в том, что принципиальные интересы
некоторых из этих государств в новой ситуации еще не в полной мере
определились. В итоге можно подписать договор, а потом долго спорить
о его толкованиях. Каждый будет понимать документ по-своему, и согласия
не прибавится. Поэтому, как мне кажется, торопиться некуда, спорить
и договариваться нужно столько, сколько потребуется. |
Мне
могут возразить, что затягивание переговоров отодвинет полномасштабное
освоение каспийского шельфа. Но есть ли стратегическая необходимость
в полномасштабном вовлечении каспийских ресурсов в мировой энергетический
рынок именно сейчас? С точки зрения интересов России и Казахстана
это совершенно неочевидно. |
Топливно-энергетические
комплексы этих государств сталкиваются с одними и теми же проблемами.
В первую очередь, это нехватка инвестиций в уже разведанные месторождения
материковой части. Чрезмерные ожидания на Каспии приведут к оттоку
или к недостаточному притоку инвестиций в Западную Сибирь и в Западный
Казахстан, где есть запасы, промышленная и социальная инфраструктура,
национальные кадры. К тому же борьба за инвестиции, а потом и за
рынки не может не привести к снижению цен на нефть. |
Общее
происхождение, структурные связи, сама география российского и казахстанского
ТЭК определяют необходимость их кооперации. Между тем сегодня в
отношениях России и Казахстана присутствует латентная конкуренция,
контрабанда нефти и нефтепродуктов, изнурительные политические споры
вокруг квот и тому подобное. Без снятия этих проблем, без вступления
обоих государств в ВТО и подписания ими Энергетической хартии Каспий
будет оставаться камнем преткновения. Сейчас российская и казахстанская
нефть мирно соседствуют только в трубе, на мировом же рынке они
конкурируют, а по мере роста добычи на Каспии конкуренция будет
все более жесткой. Выиграет от этого только западный потребитель.
В то время как кооперация, общая политика позволили бы нефти наших
стран как минимум надежно овладеть подобающей частью западноевропейского
рынка. Не будучи членами ОПЕК, Россия и Казахстан могли сообща иметь
гораздо большее влияние на мировую энергетическую политику. |
Вместо
этих кардинальных вопросов профессиональное сообщество и политики
усиленно обсуждают трассы нефтепроводов. Они представляются какими-то
магическими осями, вокруг которых будет вертеться не только отрасль,
но вся геополитика. Жизнь разочарует адептов этой теории. В современном
мире давно уже нет таких осей. Даже в прошлом веке великие каналы
-- Суэцкий и Панамский -- не обеспечили Египту и Панаме особого
статуса. Тем более трудно ожидать этого сейчас. Судьба амбициозного
проекта Баку--Джейхан, по-моему, уже предопределена. Он разрабатывался
под политическим давлением и в расчете на 20 млн тонн нефти из Казахстана.
Откуда они возьмутся при нынешнем уровне развития и как они попадут
в Баку? Строить трубопровод по дну моря только ради этих проблематичных
20 млн тонн было бы верхом расточительства. |
Строительство
трубопровода к Черному морю близко к завершению. Первая его очередь
позволит перекачивать на север 28 млн тонн казахской нефти в год,
вторая -- до 67 млн тонн. При этом даже в лучшие советские годы
в Казахстане добывалось 32--35 млн тонн нефти. Статистике последних
лет доверять трудно, поскольку она то завышается в политических
целях, то занижается из-за невозврата денег за нефть в страну. К
тому же в объемы нефти стали включать и газоконденсат. В любом случае
Chevron в ближайший год обещает Каспийскому трубопроводному консорциуму
не более 9 млн тонн нефти из Тенгиза, а ЛУКОЙЛ еще 1 млн. Как труба
будет заполняться до проектной мощности -- непонятно. |
Зато
понятно, что создастся ситуация, провоцирующая обе стороны к шантажу.
Россия будет считать, что и дальше сможет воздействовать на Казахстан,
регулируя его доступ внешним рынкам. Казахстан, предчувствуя это,
уже ведет, судя по сообщениям прессы, переговоры с Ираном о "южном
маршруте" для своей нефти. Играя на двух инструментах сразу, трудно
не сфальшивить. Казахстан, так или иначе, вынужден будет определиться
со своим стратегическим партнером, поскольку в бизнесе "многовекторность"
еще вреднее, чем в политике. |
Кроме
того, после снятия международных санкций против Ливии, которое может
последовать довольно скоро, после разрешения иракского кризиса,
а он тоже не может длиться вечно, после возвращения Ирана в качестве
полноценного партнера на мировой рынок большая каспийская нефть
может оказаться невостребованной. Если, конечно, кто-то не ставит
задачу обвалить рынок и вернуть мизерные цены недавнего прошлого,
когда минеральная вода стоила дороже нефти. Противостоять этим тенденциям
Россия и Казахстан могут только в том случае, если их ТЭК выступят
вместе. До тех пор с каспийской нефтью следует подождать. |
|
|