4 июня 2001 г.
Источник: газета "Московская правда"
Автор: Алексей Балиев
Оправданы ли надежды на Россию?
Нефтеперерабатывающая промышленность Югославии, можно сказать, уповает почти исключительно на российскую помощь: по сей день бездействуют, согласно недавним оценкам ТАНЮГ, свыше 70 проц. Мощностей этой отрасли. И хотя они сравнительно невелики, само географическое положение нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и примыкающих к ним "нефтетранспортных" артерий в СРЮ не может не вызывать интереса российских (да и не только российских) компаний.
Тем временем страна в массовом порядке завозит демпинговые нефтепродукты из соседних стран, включая Венгрию, Хорватию, Грецию и Румынию. И не исключено, что на фоне растущего демпингового импорта нефтепродуктов восстановление югославской нефтепереработки станет нерентабельным едва ли не навечно... В то же самое время потенциал даже нынешней территории Югославии по транзиту нефти, в том числе российской, отнюдь не исчерпан. Возможно, именно эта сфера будет наиболее привлекательной для всех зарубежных инвесторов.
По данным югославских источников, к середине апреля 2001 года около 10 инофирм, без учета российских, подготовили свои предложения по восстановлению и развитию нефтяного сектора в СРЮ - это главным образом французские, британские и итальянские компании. Всего таких проектных предложений 15, но 10 из них, скажем так, транзитные. Они предусматривают, в частности, достройку нефтепровода Салоники - Скопье - Ниш - Белград/Панчево (Греция - Македония - Сербия), точнее - реконструкцию построенного с помощью СССР и Румынии в 70-е годы участка Салоники - Скопье и сооружение нового; строительство транзитного нефтепровода Белград - Подгорица - Бар/Котор - к черногорской Адриатике и нефтепереработке (НПЗ в Которе). Причем по этому проекту намечено связать нефтепроводом НПЗ в Панчево и Нови-Саде с Белградом. Что касается восстановления и развития югославской, т.е. сербской и черногорской, нефтепереработки, этой отрасли адресовано пять западных проектов, но опять-таки - в тесной увязке с нефтетранзитными возможностями СРЮ.
По имеющейся информации, югославское правительство не против развития в стране нефтетранзитной системы. Но в качестве "залога" или "задатка" оно настаивает на предоставлении западной помощи в восстановлении и реконструкции нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих заводов, разведке и освоении новых месторождений черного золота. Переговоры по этим вопросам с компаниями и банками Запада пока не дали конкретных результатов - видимо, последних больше и, скажем так, предметнее интересует в Югославии нефтяной транзит.
России, заметим, тоже выгоден нефтетранзит через эту страну. Прежде всего из-за политики Турции в черноморско-Эгейских проливах, ограничивающей там, вопреки известной Конвенции Монтре (1936 г.), именно российское танкерное судоходство. Но в то же самое время именно советские технологии, да и специалисты создавали и частично реконструировали сербскую нефтепереработку. В восстановлении такого сотрудничества заинтересованы и в Югославии. Как подчеркивают ее СМИ, российские компании вряд ли заинтересованы только в экспорте своих нефтепродуктов: их наверняка привлекает сама нефтепереработка в этой стране, в свое время "начиненная" именно российскими технологиями. В этой связи многие югославские специалисты полагают, что если и будет восстановлена нефтепереработка в Югославии (по крайней мере, в Сербии), то только благодаря России. Такие прогнозы небезосновательны. Недра нынешней Югославии не имеют крупных запасов нефти - ее ресурсы сосредоточены почти на 95 проц. в автономной от Сербии Воеводине, точнее - в воеводинском районе Банат (примыкающем к югославо-румынской границе).Запасы нефти там оцениваются примерно в 85 млн. т, в том числе уже используемые - 65-67 млн. тонн.
Почти 2/3 нефтеимпорта приходилось на Россию: ее нефть поступала главным образом (до войны и санкций) по Дунайско-Савско-Тисской водной системе, то есть через Венгрию и частично - Хорватию. Использовался и нефтепровод "Адрия": "черное золото" сперва разгружалось в хорватском адриатическом терминале Омишаль (на о. Крк), затем по 630-километровой "трубе" через Сисак - Славонски-Брод - Вуковар поступало на НПЗ в Нови-Сад и (через Нови-Сад) Панчево. Периодически российское сырье ввозилось в СРЮ и по венгерскому ответвлению "Адрии" (через Капошвар - Сисак). Поступала российская нефть в СРЮ и по Дунаю - через Румынию/Болгарию, а также по нефтепроводу Салоники - Скопье. В 80-х годах СССР и "титовская" Югославия (СФРЮ) договорились продлить "салоникскую трубу" до Ниша и Панчево, но известные события в обеих странах на рубеже 80-90-х законсервировали этот проект. А ведь он позволил бы создать сквозную систему для транзита российской нефти до Эгейского моря - в обход Босфора - Дарданелл.
Кстати, об этом проекте шла речь на переговорах Л.Брежнева с И.Тито еще в ноябре 1976 года (на Бриони): согласно архивным документам, Тито заявил, что "югославская нефтепереработка технологически устарела, и наша страна была бы не против увеличения импорта советской нефти и ваших технологий по нефтепереработке - в обмен, например, на наши нефтепродукты, химические и другие товары. Кстати, почти все наши НПЗ расположены вблизи границ с Венгрией, Румынией или невдалеке от адриатических портов. На мой взгляд, это выгодно для советского нефтеэкспорта. Рост же поставок нефти в СФРЮ из соседних стран - Румынии и Албании - не решит этих проблем..."
Брежнев, можно сказать, развил идею: "СССР не против такого сотрудничества. В принципе мы бы хотели довести систему "Дружба" через Венгрию и далее - Югославию, либо до черногорских портов, либо до греческих Салоник. Наша страна не заинтересована в том, чтобы ее экспорт нефти в юго-западном направлении зависел только от Босфора и Дарданелл. Думаю, решение этого вопроса ускорит развитие связей с югославской нефтепереработкой..."
Как мы отметили, эту транзитную идею намерены перехватить западные компании. Возможно, и потому, что Россия сделала, образно говоря, обходную ставку на 330-километровый нефтепровод Бургас - Александруполис (Болгария - Греция), который позволит обойти искомые проливы и по кратчайшему пути доставит нефть из Новороссийска/Туапсе в бассейн Эгейского моря (Александруполис). Строительство этой артерии намечено завершить к 2008-2010 годам. Впрочем, и в Эгейском регионе неспокойно - из-за шельфовых и островных противоречий между Грецией и Турцией, во многом связанных с крупными запасами нефти и газа в спорных участках этой акватории. Поэтому не исключено, что российские компании вернутся к "салоникскому" или другим трансъюгославским нефтетранзитным проектам. Если, конечно, россиян не опередят...
Что касается югославской нефтепеработки, на НПЗ в Нови-Саде и Панчеве приходилось в целом до 80-85 проц. объема производства нефтепродуктов в "послетитовской" Югославии. Причем 70-75 проц. панчевской и нови-садской продукции составляли бензин, керосин и дизельное топливо. Среднегодовые же мощности этих заводов достигали соответственно 3, 1 и 5, 4 млн. т в год - при внутриюгославском спросе на нефтепродукты минимум 9, 5 млн. т в год. Загружались они преимущественно российской нефтью. Но события 1999-2000 годов ввергли югославскую нефтяную отрасль, особенно нефтепеработку, в глубокий кризис.
Правда, едва ли не "невредимым" остался небольшой НПЗ в черногорском Которе (среднегодовая мощность - около 2, 6 млн. т в год), вблизи одноименного адриатического терминала. О нем - немного позднее. На Панчевском предприятии, по словам его генерального директора Слободана Босилькова, только на восстановление производства мазута и низкооктанового бензина израсходовано за прошлый год (с помощью государственных дотаций) почти 15 млн. долларов. Завод же со второй половины 90-х был недозагружен более чем на 65 проц. своих мощностей, что затрудняет его восстановление. Но, как подчеркнул Сл. Босильков, "главный урон нанесло фактически полное забвение со стороны правительства, не вложившего в его модернизацию за последние 10 лет ни Одного динара... Панчевскому НПЗ нужны инвестиции в текущих ценах в размере не менее 400 млн. долларов. Восстановительные же работы, в том числе на примыкающих нефтепроводах и нефтехранилищах, требуют до 250 млн. долларов. Кроме того, наш завод покинуло большинство высококвалифицированных специалистов...".
Не в лучшем состоянии и завод в Нови-Саде. Только восстановительные работы здесь оцениваются в 150-170 млн. долларов. Однако уровень разрушений на Нови-Садском НПЗ меньше, чем на более крупном - Панчевском. Сказалось, по оценкам венгерских и югославских экспертов, не только то, что именно завод в Панчеве был главным "снабженцем" югославской армии. Ведь представители венгерской общины в Воеводине (а Нови-Сад - ее административный центр) не раз апеллировали как к правительству Венгрии, так и к НАТО - ЕС с просьбами не "добивать" воеводинскую нефтепереработку, которая может стать основой экономики свободной или автономной от Венгрии Воеводины...
Тем не менее восстановительные работы с прошлого года ведутся на обоих НПЗ, причем с помощью "НижегородНИИнефтепроекта". Напомним, что завод в Нови-Саде реконструировался по совместному проекту с "ГорькНИИгипронефтехимом", преобразованным в начале 90-х в упомянутый "НижегородНИИнефтепроект". Эта же организация проектировала техническое переоснащение Панчевского НПЗ на рубеже 70-80-х годов. По данным югославской государственно-частной нефтяной компании "Югопетрол" и других югославских источников, оба завода уже восстановили до 40-45 проц. своих мощностей по мазуту и бензину - благодаря "нижегородскому" содействию, а также возобновлению импорта российской и североафриканской нефти. Растут поставки этим НПЗ и югославского, т.е. воеводинского нефтесырья (пока - главным образом, по водным путям).
Согласно техническим протоколам об участии нижегородских предприятий (в том числе смежников "НижегородНИИнефтепроекта") и специалистов в восстановлении обоих НПЗ, подписанным в прошлом году, работы будут проводиться в 2-3 этапа, причем первым будет "реанимирован" завод в Нови-Саде - он менее крупный и остался, можно сказать, более жизнеспособным после блокады и войны. Необходимое оборудование будет поставлять нижегородский "Дзержинскхиммаш": предварительная договоренность об этом имеется у "Югопетрола". Финансировать реализацию этих проектов (до 400 млн. долл. в текущих ценах) согласилось югославское правительство; в случае дефицита средств его восполнит "Югопетрол". Окончание всех работ намечено на 2003-2004 годы - ежегодная мощность Панчевского НПЗ достигнет к этому времени 5, 2-5, 4 млн. т (против довоенных 5, 4 млн. т), а завода в Нови-Саде - 2, 8-3 млн. т (3, 1 млн. тонн). В дальнейшем намечается с помощью тех же нижегородских предприятий наладить стабильное производство моторных топлив, отвечающих современным экологическим стандартам в Европе, взамен большинства прежних "моделей". И в первую очередь - на НПЗ в Нови-Саде.
Кстати, по информации холдинга "ЛУКОЙЛ - Адриатика" и экспертов "Югопетрола", "ЛУКОЙЛ" заинтересован в покупке НПЗ в Нови-Саде, если югославское правительство решит его продать иностранным юридическим лицам. Конкретные переговоры по этому проекту пока не начаты, но предварительные контакты холдинга с "Югопетролом" и администрацией Нови-Садского НПЗ уже имели место. По имеющейся информации, югославская сторона предлагает потенциальным покупателям сначала "вложиться" в восстановление как завода в Нови-Саде, так и всей нефтяной отрасли в Воеводине - переговоры об этом, в том числе с "ЛУКОЙЛ - Адриатика", ожидаются летом - осенью 2001 года.
Заметим, что западные фирмы ничего конкретного пока не предлагают для югославской нефтепереработки: как мы отметили, их "нефтяные" проекты для Югославии нацелены в основном на развитие здесь нефтетранзита. Но те из них, что увязаны с самой нефтяной отраслью в СРЮ, предусматривают как максимум восстановление на 50-60 проц. прежних (довоенных) мощностей на обоих НПЗ. По словам Здравко Чикича, бывшего советника И.Тито по вопросам энергетики и отношений с Румынией, Албанией и Китаем, западные компании хотят сохранить за Югославией роль бессрочного импортера нефтепродуктов и "дешевого транзитного полигона" для любой нефти. Это, как небезосновательно полагает З.Чикич, уже удалось осуществить в Албании, которая еще во второй половине 80-х стала нетто-экспортером нефтепродуктов.
...Ну а что с Которским НПЗ? Пока он принадлежит "Югопетролу", но, судя по некоторым комментариям сербских и черногорских СМИ, после недавних президентских выборов в Черногории (где победила, скажем так, сепаратистская идеология) это предприятие наверняка "уйдет" из Югославии. Кстати, оно почти не пострадало в ходе натовских бомбежек, что связано с известной позицией НАТО - ЕС в отношении Черногории и прекращением поставок туда нефти еще с осени 1998-го. Власти Черногории намерены объявить его черногорской собственностью и продавать которские нефтепродукты Югославии по мировым ценам. Связано это и с социально-экономическим кризисом в Черногории, который ее руководство пытается преодолеть, что называется, по любым расценкам.
В "Югопетроле" пока не комментируют ситуацию с Которским НПЗ, но, по информации югославских, хорватских и греческих источников, правительство СРЮ и сама эта компания пытаются "соблазнить" Подгорицу перспективными транзитными доходами - проектом строительства нефтепровода из Юго-Западной Сербии к Котору, в том числе тамошнему НПЗ, и соседнему адриатическому порту Бар. Так или иначе, но на этот завод уже поступает североафриканская и ближневосточная нефть, и не исключено, что он заработает на полную мощность раньше, чем НПЗ в Панчеве и Нови-Саде. К тому же Которский завод производит главным образом флотский мазут, а спрос на него в Адриатике традиционно высокий...
Заметим, что именно России Югославия предоставила в 1992-м режим максимального благоприятствования в торговле и сотрудничестве. Это в принципе облегчает российскую помощь в восстановлении в развитии югославской нефтепереработки, а также в создании новых и реконструкции прежних нефтепроводных артерий в СРЮ (хотя ее преимущества и возможности по транзиту российской, да и каспийской нефти пока не востребованы Россией). Между тем возобновление экспорта российской нефти в СРЮ почти по всем прежним маршрутам - многообещающий симптом. Ну а "наладка" НПЗ на вполне конкретное сырье уже изначально ориентирует их на столь же конкретные виды нефтеперерабатывающих, то есть российских, технологий. Важно и то, что правительство Югославии по мере восстановления ее нефтепереработки намерено постепенно ограничивать импорт нефтепродуктов. Но до этого пока неблизко...
 
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены