|
|
4 июня 2001
г. |
Источник:
газета "Московская правда" |
Автор:
Алексей Балиев |
Оправданы
ли надежды на Россию?
|
Нефтеперерабатывающая
промышленность Югославии, можно сказать, уповает почти исключительно
на российскую помощь: по сей день бездействуют, согласно недавним
оценкам ТАНЮГ, свыше 70 проц. Мощностей этой отрасли. И хотя они
сравнительно невелики, само географическое положение нефтеперерабатывающих
заводов (НПЗ) и примыкающих к ним "нефтетранспортных" артерий в
СРЮ не может не вызывать интереса российских (да и не только российских)
компаний. |
Тем временем
страна в массовом порядке завозит демпинговые нефтепродукты из соседних
стран, включая Венгрию, Хорватию, Грецию и Румынию. И не исключено,
что на фоне растущего демпингового импорта нефтепродуктов восстановление
югославской нефтепереработки станет нерентабельным едва ли не навечно...
В то же самое время потенциал даже нынешней территории Югославии
по транзиту нефти, в том числе российской, отнюдь не исчерпан. Возможно,
именно эта сфера будет наиболее привлекательной для всех зарубежных
инвесторов. |
По данным югославских
источников, к середине апреля 2001 года около 10 инофирм, без учета
российских, подготовили свои предложения по восстановлению и развитию
нефтяного сектора в СРЮ - это главным образом французские, британские
и итальянские компании. Всего таких проектных предложений 15, но
10 из них, скажем так, транзитные. Они предусматривают, в частности,
достройку нефтепровода Салоники - Скопье - Ниш - Белград/Панчево
(Греция - Македония - Сербия), точнее - реконструкцию построенного
с помощью СССР и Румынии в 70-е годы участка Салоники - Скопье и
сооружение нового; строительство транзитного нефтепровода Белград
- Подгорица - Бар/Котор - к черногорской Адриатике и нефтепереработке
(НПЗ в Которе). Причем по этому проекту намечено связать нефтепроводом
НПЗ в Панчево и Нови-Саде с Белградом. Что касается восстановления
и развития югославской, т.е. сербской и черногорской, нефтепереработки,
этой отрасли адресовано пять западных проектов, но опять-таки -
в тесной увязке с нефтетранзитными возможностями СРЮ. |
По имеющейся
информации, югославское правительство не против развития в стране
нефтетранзитной системы. Но в качестве "залога" или "задатка" оно
настаивает на предоставлении западной помощи в восстановлении и
реконструкции нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих заводов,
разведке и освоении новых месторождений черного золота. Переговоры
по этим вопросам с компаниями и банками Запада пока не дали конкретных
результатов - видимо, последних больше и, скажем так, предметнее
интересует в Югославии нефтяной транзит. |
России, заметим,
тоже выгоден нефтетранзит через эту страну. Прежде всего из-за политики
Турции в черноморско-Эгейских проливах, ограничивающей там, вопреки
известной Конвенции Монтре (1936 г.), именно российское танкерное
судоходство. Но в то же самое время именно советские технологии,
да и специалисты создавали и частично реконструировали сербскую
нефтепереработку. В восстановлении такого сотрудничества заинтересованы
и в Югославии. Как подчеркивают ее СМИ, российские компании вряд
ли заинтересованы только в экспорте своих нефтепродуктов: их наверняка
привлекает сама нефтепереработка в этой стране, в свое время "начиненная"
именно российскими технологиями. В этой связи многие югославские
специалисты полагают, что если и будет восстановлена нефтепереработка
в Югославии (по крайней мере, в Сербии), то только благодаря России.
Такие прогнозы небезосновательны. Недра нынешней Югославии не имеют
крупных запасов нефти - ее ресурсы сосредоточены почти на 95 проц.
в автономной от Сербии Воеводине, точнее - в воеводинском районе
Банат (примыкающем к югославо-румынской границе).Запасы нефти там
оцениваются примерно в 85 млн. т, в том числе уже используемые -
65-67 млн. тонн. |
Почти 2/3 нефтеимпорта
приходилось на Россию: ее нефть поступала главным образом (до войны
и санкций) по Дунайско-Савско-Тисской водной системе, то есть через
Венгрию и частично - Хорватию. Использовался и нефтепровод "Адрия":
"черное золото" сперва разгружалось в хорватском адриатическом терминале
Омишаль (на о. Крк), затем по 630-километровой "трубе" через Сисак
- Славонски-Брод - Вуковар поступало на НПЗ в Нови-Сад и (через
Нови-Сад) Панчево. Периодически российское сырье ввозилось в СРЮ
и по венгерскому ответвлению "Адрии" (через Капошвар - Сисак). Поступала
российская нефть в СРЮ и по Дунаю - через Румынию/Болгарию, а также
по нефтепроводу Салоники - Скопье. В 80-х годах СССР и "титовская"
Югославия (СФРЮ) договорились продлить "салоникскую трубу" до Ниша
и Панчево, но известные события в обеих странах на рубеже 80-90-х
законсервировали этот проект. А ведь он позволил бы создать сквозную
систему для транзита российской нефти до Эгейского моря - в обход
Босфора - Дарданелл. |
Кстати, об
этом проекте шла речь на переговорах Л.Брежнева с И.Тито еще в ноябре
1976 года (на Бриони): согласно архивным документам, Тито заявил,
что "югославская нефтепереработка технологически устарела, и наша
страна была бы не против увеличения импорта советской нефти и ваших
технологий по нефтепереработке - в обмен, например, на наши нефтепродукты,
химические и другие товары. Кстати, почти все наши НПЗ расположены
вблизи границ с Венгрией, Румынией или невдалеке от адриатических
портов. На мой взгляд, это выгодно для советского нефтеэкспорта.
Рост же поставок нефти в СФРЮ из соседних стран - Румынии и Албании
- не решит этих проблем..." |
Брежнев, можно
сказать, развил идею: "СССР не против такого сотрудничества. В принципе
мы бы хотели довести систему "Дружба" через Венгрию и далее - Югославию,
либо до черногорских портов, либо до греческих Салоник. Наша страна
не заинтересована в том, чтобы ее экспорт нефти в юго-западном направлении
зависел только от Босфора и Дарданелл. Думаю, решение этого вопроса
ускорит развитие связей с югославской нефтепереработкой..." |
Как мы отметили,
эту транзитную идею намерены перехватить западные компании. Возможно,
и потому, что Россия сделала, образно говоря, обходную ставку на
330-километровый нефтепровод Бургас - Александруполис (Болгария
- Греция), который позволит обойти искомые проливы и по кратчайшему
пути доставит нефть из Новороссийска/Туапсе в бассейн Эгейского
моря (Александруполис). Строительство этой артерии намечено завершить
к 2008-2010 годам. Впрочем, и в Эгейском регионе неспокойно - из-за
шельфовых и островных противоречий между Грецией и Турцией, во многом
связанных с крупными запасами нефти и газа в спорных участках этой
акватории. Поэтому не исключено, что российские компании вернутся
к "салоникскому" или другим трансъюгославским нефтетранзитным проектам.
Если, конечно, россиян не опередят... |
Что касается
югославской нефтепеработки, на НПЗ в Нови-Саде и Панчеве приходилось
в целом до 80-85 проц. объема производства нефтепродуктов в "послетитовской"
Югославии. Причем 70-75 проц. панчевской и нови-садской продукции
составляли бензин, керосин и дизельное топливо. Среднегодовые же
мощности этих заводов достигали соответственно 3, 1 и 5, 4 млн.
т в год - при внутриюгославском спросе на нефтепродукты минимум
9, 5 млн. т в год. Загружались они преимущественно российской нефтью.
Но события 1999-2000 годов ввергли югославскую нефтяную отрасль,
особенно нефтепеработку, в глубокий кризис. |
Правда, едва
ли не "невредимым" остался небольшой НПЗ в черногорском Которе (среднегодовая
мощность - около 2, 6 млн. т в год), вблизи одноименного адриатического
терминала. О нем - немного позднее. На Панчевском предприятии, по
словам его генерального директора Слободана Босилькова, только на
восстановление производства мазута и низкооктанового бензина израсходовано
за прошлый год (с помощью государственных дотаций) почти 15 млн.
долларов. Завод же со второй половины 90-х был недозагружен более
чем на 65 проц. своих мощностей, что затрудняет его восстановление.
Но, как подчеркнул Сл. Босильков, "главный урон нанесло фактически
полное забвение со стороны правительства, не вложившего в его модернизацию
за последние 10 лет ни Одного динара... Панчевскому НПЗ нужны инвестиции
в текущих ценах в размере не менее 400 млн. долларов. Восстановительные
же работы, в том числе на примыкающих нефтепроводах и нефтехранилищах,
требуют до 250 млн. долларов. Кроме того, наш завод покинуло большинство
высококвалифицированных специалистов...". |
Не в лучшем
состоянии и завод в Нови-Саде. Только восстановительные работы здесь
оцениваются в 150-170 млн. долларов. Однако уровень разрушений на
Нови-Садском НПЗ меньше, чем на более крупном - Панчевском. Сказалось,
по оценкам венгерских и югославских экспертов, не только то, что
именно завод в Панчеве был главным "снабженцем" югославской армии.
Ведь представители венгерской общины в Воеводине (а Нови-Сад - ее
административный центр) не раз апеллировали как к правительству
Венгрии, так и к НАТО - ЕС с просьбами не "добивать" воеводинскую
нефтепереработку, которая может стать основой экономики свободной
или автономной от Венгрии Воеводины... |
Тем не менее
восстановительные работы с прошлого года ведутся на обоих НПЗ, причем
с помощью "НижегородНИИнефтепроекта". Напомним, что завод в Нови-Саде
реконструировался по совместному проекту с "ГорькНИИгипронефтехимом",
преобразованным в начале 90-х в упомянутый "НижегородНИИнефтепроект".
Эта же организация проектировала техническое переоснащение Панчевского
НПЗ на рубеже 70-80-х годов. По данным югославской государственно-частной
нефтяной компании "Югопетрол" и других югославских источников, оба
завода уже восстановили до 40-45 проц. своих мощностей по мазуту
и бензину - благодаря "нижегородскому" содействию, а также возобновлению
импорта российской и североафриканской нефти. Растут поставки этим
НПЗ и югославского, т.е. воеводинского нефтесырья (пока - главным
образом, по водным путям). |
Согласно техническим
протоколам об участии нижегородских предприятий (в том числе смежников
"НижегородНИИнефтепроекта") и специалистов в восстановлении обоих
НПЗ, подписанным в прошлом году, работы будут проводиться в 2-3
этапа, причем первым будет "реанимирован" завод в Нови-Саде - он
менее крупный и остался, можно сказать, более жизнеспособным после
блокады и войны. Необходимое оборудование будет поставлять нижегородский
"Дзержинскхиммаш": предварительная договоренность об этом имеется
у "Югопетрола". Финансировать реализацию этих проектов (до 400 млн.
долл. в текущих ценах) согласилось югославское правительство; в
случае дефицита средств его восполнит "Югопетрол". Окончание всех
работ намечено на 2003-2004 годы - ежегодная мощность Панчевского
НПЗ достигнет к этому времени 5, 2-5, 4 млн. т (против довоенных
5, 4 млн. т), а завода в Нови-Саде - 2, 8-3 млн. т (3, 1 млн. тонн).
В дальнейшем намечается с помощью тех же нижегородских предприятий
наладить стабильное производство моторных топлив, отвечающих современным
экологическим стандартам в Европе, взамен большинства прежних "моделей".
И в первую очередь - на НПЗ в Нови-Саде. |
Кстати, по
информации холдинга "ЛУКОЙЛ - Адриатика" и экспертов "Югопетрола",
"ЛУКОЙЛ" заинтересован в покупке НПЗ в Нови-Саде, если югославское
правительство решит его продать иностранным юридическим лицам. Конкретные
переговоры по этому проекту пока не начаты, но предварительные контакты
холдинга с "Югопетролом" и администрацией Нови-Садского НПЗ уже
имели место. По имеющейся информации, югославская сторона предлагает
потенциальным покупателям сначала "вложиться" в восстановление как
завода в Нови-Саде, так и всей нефтяной отрасли в Воеводине - переговоры
об этом, в том числе с "ЛУКОЙЛ - Адриатика", ожидаются летом - осенью
2001 года. |
Заметим, что
западные фирмы ничего конкретного пока не предлагают для югославской
нефтепереработки: как мы отметили, их "нефтяные" проекты для Югославии
нацелены в основном на развитие здесь нефтетранзита. Но те из них,
что увязаны с самой нефтяной отраслью в СРЮ, предусматривают как
максимум восстановление на 50-60 проц. прежних (довоенных) мощностей
на обоих НПЗ. По словам Здравко Чикича, бывшего советника И.Тито
по вопросам энергетики и отношений с Румынией, Албанией и Китаем,
западные компании хотят сохранить за Югославией роль бессрочного
импортера нефтепродуктов и "дешевого транзитного полигона" для любой
нефти. Это, как небезосновательно полагает З.Чикич, уже удалось
осуществить в Албании, которая еще во второй половине 80-х стала
нетто-экспортером нефтепродуктов. |
...Ну а что
с Которским НПЗ? Пока он принадлежит "Югопетролу", но, судя по некоторым
комментариям сербских и черногорских СМИ, после недавних президентских
выборов в Черногории (где победила, скажем так, сепаратистская идеология)
это предприятие наверняка "уйдет" из Югославии. Кстати, оно почти
не пострадало в ходе натовских бомбежек, что связано с известной
позицией НАТО - ЕС в отношении Черногории и прекращением поставок
туда нефти еще с осени 1998-го. Власти Черногории намерены объявить
его черногорской собственностью и продавать которские нефтепродукты
Югославии по мировым ценам. Связано это и с социально-экономическим
кризисом в Черногории, который ее руководство пытается преодолеть,
что называется, по любым расценкам. |
В "Югопетроле"
пока не комментируют ситуацию с Которским НПЗ, но, по информации
югославских, хорватских и греческих источников, правительство СРЮ
и сама эта компания пытаются "соблазнить" Подгорицу перспективными
транзитными доходами - проектом строительства нефтепровода из Юго-Западной
Сербии к Котору, в том числе тамошнему НПЗ, и соседнему адриатическому
порту Бар. Так или иначе, но на этот завод уже поступает североафриканская
и ближневосточная нефть, и не исключено, что он заработает на полную
мощность раньше, чем НПЗ в Панчеве и Нови-Саде. К тому же Которский
завод производит главным образом флотский мазут, а спрос на него
в Адриатике традиционно высокий... |
Заметим, что
именно России Югославия предоставила в 1992-м режим максимального
благоприятствования в торговле и сотрудничестве. Это в принципе
облегчает российскую помощь в восстановлении в развитии югославской
нефтепереработки, а также в создании новых и реконструкции прежних
нефтепроводных артерий в СРЮ (хотя ее преимущества и возможности
по транзиту российской, да и каспийской нефти пока не востребованы
Россией). Между тем возобновление экспорта российской нефти в СРЮ
почти по всем прежним маршрутам - многообещающий симптом. Ну а "наладка"
НПЗ на вполне конкретное сырье уже изначально ориентирует их на
столь же конкретные виды нефтеперерабатывающих, то есть российских,
технологий. Важно и то, что правительство Югославии по мере восстановления
ее нефтепереработки намерено постепенно ограничивать импорт нефтепродуктов.
Но до этого пока неблизко... |
|
|