|
|
|
20
февраля 2001 г.
|
Источник:
"Время по" (Казахстан) |
Автор:
Ныгмет Ибадильдин |
Экономика против проекта "Баку - Джейхан"
|
Chevron
высказала на прошлой неделе намерение присоединиться к разработке
проекта "Баку - Джейхан". Нынешняя администрация США высказала поддержку
проекту этого трубопровода, хотя во время предвыборной кампании
из штаба республиканцев были высказаны сомнения в целесообразности
самой идеи. Но как заметил уже бывший представитель США по Каспию
Джон Вулф (John Wolf), "то, что говорится во время предвыборной
кампании, не всегда реализуется во время пребывания у власти". |
Нынешний
представитель США по Каспию Элизабет Джоунс, бывший посол США в
Казахстане, также активно проводит "генеральную линию" в поддержку
Баку - Джейхана. Она будет координатором презентации соглашения
между Азербайджаном, Турцией, Грузией и группой компаний, включившихся
в разработку этого проекта. Встреча назначена на февраль этого года
в Астане. |
Казахстан
еще в ноябре 1999 года на саммите ОБСЕ подписал Декларацию с другими
странами, по территории которых пройдет этот трубопровод. В ней
была выражена поддержка проекту. В основе решения Chevron вряд ли
лежат соображения экономического характера. Вероятно, просто поступили
сигналы о политической поддержке. Сомнения в коммерческой жизнеспособности
проекта высказывались регулярно с момента появления самой идеи.
Политически все ясно: для США необходимо обеспечить доступ к углеводородным
ресурсам, минуя Россию и Иран. А подобный проект всегда считался
мертвым. Безо всякой иронии или истерии попробуем опять взвесить
плюсы и минусы Баку - Джейхана. Именно экономического характера.
|
Плюсы |
Самый
большой экономический плюс Баку - Джейхана в том, что порт Джейхан
в Турции - первоклассный морской глубоководный порт, к которому
могут подходить супертанкеры с большой вместимостью. Этот порт может
"переварить" большие объемы нефти и дополнительные танкеры. Океанические
супертанкеры не могут ходить по Каспию и через Босфорский пролив.
Следовательно, в случае с Джейханом он выигрывает у своих черноморских
и каспийских конкурентов-портов по затратной части. Это все классическая
экономия на масштабах "чем больше объемы - тем меньше затраты".
Один большой танкер дешевле десяти маленьких. |
Второй
плюс у портовой первоклассности в том, что в случае с Джейханом
не будет сложностей выхода судов, как в случае, если транспортировать
через Босфорский пролив. Последний и так уже загружен, и любые дополнительные
суда, тем более такие большегрузные, как нефтяные танкеры, создадут
там большую напряженность. А в случае аварии весь напряженный график
может сорваться. |
Минусы |
На
этом плюсы, собственно, заканчиваются, а минусы, только экономические,
например, более весомы. |
Во-первых,
дороговизна, вызванная "тиранией пространства": протянуть трубопровод
через Каспий или доставлять до Баку танкерами - все это делает проект
очень дорогим. При таких расстояниях могут выручить только большие
объемы поставок. Их существование - и это второй минус - до сих
пор под вопросом, несмотря на открытие гигантского месторождения
Восточный Кашаган на севере Каспия. А любые дополнительные объемы
нефти из Каспия могут транспортироваться через Иран и Россию. |
Сделки
по типу взаимозамещения (swap) с Ираном в случае воли акционеров
крупнейших каспийских консорциумов могут похоронить Баку - Джейхан.
Каспийская нефть, возможно, не так хороша по химическим показателям,
как иранская, но эти параметры варьируются от месторождения к месторождению.
И проще сделать модернизацию существующих нефтеперерабатывающих
заводов и трубопроводов, нежели строить новый с листа. А российский
КТК уже должен войти в полную мощность в этом году. Хотя презентация
его открытия отложена, он уже вступает в строй. КТК напрямую будет
соединяться с Тенгизом и Карачаганаком, что уже является преимуществом.
Стоит отдавать отчет в том, что в Тенгизе основной акционер и одновременно
оператор - Chevron. В Карачаганаке с покупкой Chevron другого гиганта
- Texaco его доля тоже весьма значительна. |
В
общем, минусы в том, что конкуренты уже есть (а Баку - Джейхан -
только проект), и их позиции более предпочтительны, так как не требуют
таких значительных инвестиций и могут, кроме всего прочего, работать
с малыми объемами нефти, постепенно наращивая свои мощности. Помнится,
на одной из частных встреч с государственным чиновником США Ваш
корреспондент был свидетелем следующей сцены. Американец рассматривал
карту расселения курдов, и у него вырвался возглас: " Да везти нефть
через Иран намного проще, чем через Турцию!" |
Здравый
смысл опять уступает место политическим амбициям, интересам и давлению?
|
|
|