14 августа 2001 г.
Источник: "Российская газета"
Автор: Алексей Балиев
Кому пересек дорогу "Голубой поток"?
Несмотря на заявления Турции о стабильных закупках российского газа, сделанные во время недавнего визита российского вице-премьера Виктора Христенко, не прошло и нескольких дней, как из Анкары последовали голоса совсем другого рода. Серьезность проблемы такова, что находящийся в отпуске премьер Михаил Касьянов проводит серию консультаций относительно факторов, которые могут затруднить достройку и "наполняемость" трансчерноморского газопровода.
До февраля 2001 года, пока не разразился финансовый кризис в Турции, она занимала четвертое место среди 19 стран - импортеров российского газа, покупая "голубого топлива" у РФ по газопроводу через Украину, Румынию и Болгарию чуть меньше Германии, Италии и Франции (среднесуточный объем поставок газа из России в Турцию ныне достигает 40 миллионов кубометров). К тому же турецкое правительство планировало после 2004 года увеличить объем закупок российского газа до 24 миллиардов кубометров за год, то есть когда "Голубой поток" заработает на полную мощность.
Напомним: общий объем потребления газа в этой стране составляет 30-33 миллиардов кубических метров, значит, российская доля в газоснабжении Турции приблизилась бы к 70 процентам. Таким образом, Россия побила бы свой рекорд в снабжении газом Центральной и Западной Европы: ведь аналогичный максимальный показатель по Австрии ныне достигает 45, Германии - 33 процента.Но, повторим, стали проявляться факторы, которые могут сбить планки рекордов и серьезно осложнить реализацию проекта. Между тем, турецкий сухопутный участок (Самсун -Анкара, 510 километров) уже построен.
Мало денег - много газа
Вносит коррективы прежде всего финансово-экономический кризис в Турции, едва ли не по часам ухудшающий платежеспособность и уровень оплачиваемого энергопотребления этой страны.В связи с тем, что в Турции с 22 февраля был введен, по рекомендации МВФ и американских советников, плавающий курс нацвалюты (лиры), турецкая лира обесценилась к концу июля более чем на 75 процентов. Согласно недавним прогнозам местных аналитиков, а также экономических комиссий ООН для Европы и Западной Азии, национальный доход на душу населения до конца 2001 года сократится минимум на четверть (до 2500 долларов), а уровень платежеспособности Турции по внешним долгам и импорту понизится, соответственно, на 20-25 и 35-40 процентов. Так что достаточных финансовых средств для оплаты долгосрочных поставок российского "голубого топлива" у турецкого правительства может и не быть. Кстати, оно задолжало Алжиру и Нигерии за их сжиженные (природный и нефтяной) газы свыше 70 миллионов долларов, выплата которых возможна не раньше весны будущего года.
Еще в середине марта 2001 года генеральный директор турецкой государственной трубопроводной компании "Боташ" (BOTAS) - "прокладчика" газопровода "Голубой поток" в турецком секторе Черного моря и на самой территории Турции - Гек-хан Ярдым заявил, что это предприятие задолжало россиянам 45 миллионов долларов за текущие поставки газа. По его словам, "экономический кризис в Турции отразился и на нашей компании, поэтому мы платим России за поставленный ею газ "порциями", как только находим для этого возможность".
Еще более важно то, что Г.Ярдым не исключил, как и в феврале этого года, "вероятность резкого сокращения импорта нефти и газа, особенно по новым - строящимся и проектируемым артериям, включая трансчерноморскую". Придется, по его словам, подумать и о сокращении обычных газозакупок в России (т.е. по действующей "трубе" через Украину- Балканы).
По уже заключенным долгосрочным контрактам с Россией, Ираном и Туркменистаном доля российского газоимпорта составит 73 процента, включая поставки по "Голубому потоку". После пуска "Голубого потока" Турция задействует аналогичные контракты с Алжиром, Египтом (поставляют сжиженные природный и нефтяной газы), Ираком и Азербайджаном, постепенно снижая долю российского газоимпорта до 45-47 процентов к 2020 году. Эти планы недавно подтвердили и новое руководство турецкого "минэнергоприроды", и упомянутая компания "Боташ".
Напомним: "конкурирующие" контракты обеспечат Турции ежегодно до 20-22 миллиардов кубометров газа, что с лихвой превысит ее газопотребности. Но ведь ни одна из этих стран не пересматривает своих "газовых" соглашений с Анкарой. Похоже, конкуренты уверены, что их контракты с Турцией из-за "Голубого потока" не пострадают.
Иными словами, турецкая сторона добивается в первую очередь снижения цен на российский и другой импортный газ. Причем, используя схожий "контрактно-ценовой" опыт Западной Европы, одновременно зафрахтовавшей для себя не только "сырой" газ из России, но и поставки сжиженного газа из Северной Африки, Ирана, Аравийского полуострова, Нигерии, Канады.Вдобавок эта политика полностью отвечает вердиктам Евросоюза и НАТО (а Турция - член НАТО) по энергоимпорту из стран, не входящих в данные блоки и не ассоциированных с ними: во-первых, доля "внеблоковых" поставок не должна превышать 25 процентов от национального энергопотребления. А во-вторых, необходимо стимулировать развитие общеевропейского наличного рынка энергетических ресурсов, то есть сокращать долю долгосрочных контрактов, "провоцирующих монополизм стран и компаний - экспортеров". А ведь Турция в отличие от России в ближайшие годы будет ассоциирована с Евросоюзом, так что его предписания касаются Анкары.
Дело закрутилось с аванса
Тем временем прокурор Анкарского суда государственной безопасности Нух Мете Юксель недавно возбудил дело о возможных финансовых нарушениях, касающихся якобы всех подрядчиков "Голубого потока", в том числе компании "Стройтрансгаз".Есть основания предполагать, что это дело инспирировано специально для дискредитации проекта. Кому это выгодно? Вопрос можно считать вполне риторическим. США всегда резко отрицательно относились к "Голубому потоку" - он, дескать, привяжет турецкую энергетику к интересам России и вдобавок навредит черноморской экологии.
Долгое время Турции удавалось игнорировать регулярные американские "наезды" на трансчерноморский проект. Однако ныне ситуация изменилась. и кредит МВФ объемом в 15 миллиардов долларов, который был обещан Турции едва ли не с самого начала кризиса, все еще не предоставлен (решено дать пока 1, 5 миллиарда).Он будет перечислен Турции только в случае проведения ею жесткой финансово-ограничительной политики в полном соответствии со стандартными рецептами МВФ. А они, как мы уже говорили, не стимулируют реализацию долгосрочных проектов и рост энергопотребления.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены