Дорога к морю

1 августа 2000 г.
Источник: газета "Экономика и время"
Авторы: Алексей Балиев, Вячеслав Гончаров
Цена транзитных нефтедолларов
Недавно началось строительство нефтеэкспортного терминала в Приморске Ленинградской области: этот порт возьмет на себя со временем не менее 2/3 экспорта российской нефти, ныне вывозимой через латвийский Вентспилс. А на днях в поддержку проекта Балтийской трубопроводной системы (БТС) выступила одна из крупнейших российских компаний - 'ЛУКойл": ее президент Вагит Алекперов заявил, что доля этой структуры в уставном капитале БТС составит около 20%. Похоже, на решение 'ЛУКойла" повлияли не только правительственные решения о создании БТС, но и ухудшение отношений между Латвией и Россией из-за недавних антироссийских пассажей латвийского президента.Напомним: проект БТС нацелен на то, чтобы кардинально изменить пути экспорта нашей нефти. Ведь после распада СССР почти все нефтеэкспортные терминалы оказались в суверенных республиках, выставляющих инвалютные счета за транзит.
Например, за перекачку черного золота и нефтепродуктов через Вентспилс Латвия ежегодно получает около $700 млн: за 1992-1999 гг. транзитные издержки России - только по нефти и только по латвийскому коридору - превысили $5 млрд. По данным латвийских источников, за счет этих доходов бюджет Латвии наполняется, как минимум, на треть.Заметим, что упомянутая сумма - более чем вдвое больше инвестиций, требуемых на строительс тво БТС! Анапример, Приморский терминал (конечный пункт этой системы) обойдется лишь в $165-170 млн. Причем Балтийская трубопроводная система протяженностью 2700 км соединит месторождения нефти на севере Республики Коми, не только с Приморском, но и с нефтеперерабатывающими заводами в Ухте, Ярославле, Киришах, а в перспективе - с финским НПЗ в Порвоо (неподалеку от Приморска и Выборга). Иными словами, близлежащие заводы смогут вырабатывать больше бензина и других нефтепродуктов, дефицитных в Северо-Западном регионе России не первый год. Кроме того, будут созданы новые рабочие места, повысится загрузка местных трубопрокатных, строительных, химических предприятий. Но, пожалуй, главное состоит в том, что, по оценкам аналитиков Минтопэнерго, Минэкономики и Транснефти (основного заказчика строительства БТС), к 2004-2006 гг. Россия сможет сэкономить не менее 500 млн нефтетранзитных долларов за год. Многие нефтяные компании - не только российские - уже гарантировали прокачку нефти по новой системе. По мнению Семена Вайнштока, президента Транснефти, объем этих гарантий вполне достаточен для стабильной загрузки БТС.
Латвийская же сторона понимает, скажем так, направленность проекта и потому всячески лоббирует прокладку новой - параллельной - 'трубы" до Вентспилса (через Невель - Полоцк - Елгаву). Стоимость данного проекта оценивается в $180-200 млн, что немного дешевле строительства БТС. Еще в 1998 году создано АО 'Западная система трубопроводов" ('ЗСТ"), в котором участвуют пока только латвийские компании. Однако, по словам гендиректора 'ЛУКойл - Балтия-Груп" Хаима Когана, 'ЛУКойл" примет участие в этом проекте, ибо, по мнению Вагита Алекперова, через Вентспилс проходит самый дешевый и выгодный путь экспорта российской нефти. Кстати, по данным 'Вентспилс нафта", не менее трети объема нефтетранзита через Вентспилский порт приходится на поставки 'ЛУКойла" (далее следуют ЮКОС и СИДАНКО)...
Да, цена перевалки одной тонны нефти в Вентспилсе ныне составляет почти $5 против $6 в 1998 году, а в Приморском порту она планируется не ниже $5,5 за тонну. Между тем по данным Транснефти, Минтранса и торгпредства РФ в Латвии, этот показатель не только в Новороссийске, но и куда более отдаленных, причем зарубежных портах - Гданьске и Роттердаме - на $2-3 меньше уже не первый год. Плюс к тому - перекачка нефти до Приморска примерно на треть дешевле, чем по латвийской и литовской территориям (часть нефтепроводного коридора до Вентспилса проходит через Северную Литву). Отметим и то, что Приморск, как и Вентспилс, - порты с незамерзающими акваториями и приемлемыми глубинами для захода крупнотоннажных танкеров. Но повторим: наша страна уже не может - в том числе по политическим причинам - зависеть от транзита через Латвию. Ведь латвийские политики и СМИ, можно сказать, открытым текстом 'выдают" такие прогнозы: мол, Россия ничего конкретного не сможет предпринять в защиту русских и русскоязычных - для нее стабильный нефтеэкспорт важнее социальных и других притеснений соотечественников. 'Подыгрывают" Вентспилсскому коридору международные рейтинговые агентства - 'Муудиз", 'Виллброс", 'Виллиам-Арнольд", традиционно присуждающие латвийской экономике и транзитным маршрутам через Латвию более высокие рейтинги в сравнении с Россией и российскими артериями. Это означает, что риски для инвесторов и импортеров нефти низкие именно в Латвии и, соответственно, в Вентспилсе... Однако начало строительства БТС, совпавшее по времени с известными 'пассажами" латвийского президента, не могло не повлиять на позицию того же 'ЛУКойла": впервые за последние десять лет эта компания все же выступила в поддержку проекта БТС. Конечно, для ряда российских и иностранных компаний маршрут через Вентспилс проверен и надежен. Не менее трети контрактов на экспортные поставки российской нефти пока завязаны именно на Вентспилсе. Чтобы сохранить его монополию, латвийские конкуренты (по данным АО 'Западная система трубопроводов", Латвийской ассоциации транзитного бизнеса и 'Вентспилс нафта") не только намерены снижать транзитно-перевалочные расценки, но и в обмен на гарантии транзита со стороны российских компаний предлагают, к примеру, до 25% акций 'Вентспилс нафта" и 40% долевого участия в 'ЗСТ". По имеющейся информации основной адресат столь выгодных предложений - 'ЛУКойл". Аналогичные предложения адресованы и Белоруссии, где запроектировано около половины нового маршрута к Вентспилсу (там же проходит и ныне действующая 'труба" к этому порту).С точки зрения укрепления экономического 'присутствия" России в Латвии эта артерия может стать весьма необходимой.
Словом, нагнетание антироссийской истерии в Латвии с подачи ее высшего должностного лица направлено на то, чтобы любой ценой вовлечь Евросоюз в разного рода комбинации против России - в контексте переговоров о вступлении Латвии в ЕС. Скорее всего в Риге, да и в Вентспилсе, рассчитывают именно на такой сценарий. А он может включать замораживание инвестиций и поставок технологий со стороны западноевропейских фирм для проекта БТС, введение временного бойкота Приморского терминала. Отметим и то, что 'морской" выход из Вентспилса и Приморска в Атлантику возможен только через балтийско-атлантические проливы, контролируемые Данией, Швецией и Норвегией - членами ЕС и НАТО. Или сухопутный - через две последние страны. Но где гарантия, что последующие вроде бы пролатвийские санкции Евросоюза не будут предусматривать ограничений на транзит нашей нефти из Приморска (или Калининграда) через упомянутые проливы?.. В этом случае России вновь придется прибегать к транзиту даже из Приморска - по сухопутным коридорам через Швецию, Швецию-Норвегию или Финляндию-Норвегию... Иными словами, антироссийские высказывания и прогнозы президента Латвии нацелены, по су ти, на срывпроекта БТС любой ценой и под любыми предлогами. Хочется надеяться, что российские компании, 'делающие" нефтедоллары в транслатвийском коридоре, все же воздержатся от соблазна в той или иной форме подыгрывать такому сценарию
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены