|
|
|
Дорога
к морю
|
1 августа
2000 г. |
Источник:
газета "Экономика и время" |
Авторы:
Алексей Балиев, Вячеслав Гончаров |
Цена
транзитных нефтедолларов
|
Недавно
началось строительство нефтеэкспортного терминала в Приморске Ленинградской
области: этот порт возьмет на себя со временем не менее 2/3 экспорта
российской нефти, ныне вывозимой через латвийский Вентспилс. А на
днях в поддержку проекта Балтийской трубопроводной системы (БТС)
выступила одна из крупнейших российских компаний - 'ЛУКойл": ее
президент Вагит Алекперов заявил, что доля этой структуры в уставном
капитале БТС составит около 20%. Похоже, на решение 'ЛУКойла" повлияли
не только правительственные решения о создании БТС, но и ухудшение
отношений между Латвией и Россией из-за недавних антироссийских
пассажей латвийского президента.Напомним: проект БТС нацелен на
то, чтобы кардинально изменить пути экспорта нашей нефти. Ведь после
распада СССР почти все нефтеэкспортные терминалы оказались в суверенных
республиках, выставляющих инвалютные счета за транзит. |
Например, за
перекачку черного золота и нефтепродуктов через Вентспилс Латвия
ежегодно получает около $700 млн: за 1992-1999 гг. транзитные издержки
России - только по нефти и только по латвийскому коридору - превысили
$5 млрд. По данным латвийских источников, за счет этих доходов бюджет
Латвии наполняется, как минимум, на треть.Заметим, что упомянутая
сумма - более чем вдвое больше инвестиций, требуемых на строительс
тво БТС! Анапример, Приморский терминал (конечный пункт этой системы)
обойдется лишь в $165-170 млн. Причем Балтийская трубопроводная
система протяженностью 2700 км соединит месторождения нефти на севере
Республики Коми, не только с Приморском, но и с нефтеперерабатывающими
заводами в Ухте, Ярославле, Киришах, а в перспективе - с финским
НПЗ в Порвоо (неподалеку от Приморска и Выборга). Иными словами,
близлежащие заводы смогут вырабатывать больше бензина и других нефтепродуктов,
дефицитных в Северо-Западном регионе России не первый год. Кроме
того, будут созданы новые рабочие места, повысится загрузка местных
трубопрокатных, строительных, химических предприятий. Но, пожалуй,
главное состоит в том, что, по оценкам аналитиков Минтопэнерго,
Минэкономики и Транснефти (основного заказчика строительства БТС),
к 2004-2006 гг. Россия сможет сэкономить не менее 500 млн нефтетранзитных
долларов за год. Многие нефтяные компании - не только российские
- уже гарантировали прокачку нефти по новой системе. По мнению Семена
Вайнштока, президента Транснефти, объем этих гарантий вполне достаточен
для стабильной загрузки БТС. |
Латвийская
же сторона понимает, скажем так, направленность проекта и потому
всячески лоббирует прокладку новой - параллельной - 'трубы" до Вентспилса
(через Невель - Полоцк - Елгаву). Стоимость данного проекта оценивается
в $180-200 млн, что немного дешевле строительства БТС. Еще в 1998
году создано АО 'Западная система трубопроводов" ('ЗСТ"), в котором
участвуют пока только латвийские компании. Однако, по словам гендиректора
'ЛУКойл - Балтия-Груп" Хаима Когана, 'ЛУКойл" примет участие в этом
проекте, ибо, по мнению Вагита Алекперова, через Вентспилс проходит
самый дешевый и выгодный путь экспорта российской нефти. Кстати,
по данным 'Вентспилс нафта", не менее трети объема нефтетранзита
через Вентспилский порт приходится на поставки 'ЛУКойла" (далее
следуют ЮКОС и СИДАНКО)... |
Да, цена перевалки
одной тонны нефти в Вентспилсе ныне составляет почти $5 против $6
в 1998 году, а в Приморском порту она планируется не ниже $5,5 за
тонну. Между тем по данным Транснефти, Минтранса и торгпредства
РФ в Латвии, этот показатель не только в Новороссийске, но и куда
более отдаленных, причем зарубежных портах - Гданьске и Роттердаме
- на $2-3 меньше уже не первый год. Плюс к тому - перекачка нефти
до Приморска примерно на треть дешевле, чем по латвийской и литовской
территориям (часть нефтепроводного коридора до Вентспилса проходит
через Северную Литву). Отметим и то, что Приморск, как и Вентспилс,
- порты с незамерзающими акваториями и приемлемыми глубинами для
захода крупнотоннажных танкеров. Но повторим: наша страна уже не
может - в том числе по политическим причинам - зависеть от транзита
через Латвию. Ведь латвийские политики и СМИ, можно сказать, открытым
текстом 'выдают" такие прогнозы: мол, Россия ничего конкретного
не сможет предпринять в защиту русских и русскоязычных - для нее
стабильный нефтеэкспорт важнее социальных и других притеснений соотечественников.
'Подыгрывают" Вентспилсскому коридору международные рейтинговые
агентства - 'Муудиз", 'Виллброс", 'Виллиам-Арнольд", традиционно
присуждающие латвийской экономике и транзитным маршрутам через Латвию
более высокие рейтинги в сравнении с Россией и российскими артериями.
Это означает, что риски для инвесторов и импортеров нефти низкие
именно в Латвии и, соответственно, в Вентспилсе... Однако начало
строительства БТС, совпавшее по времени с известными 'пассажами"
латвийского президента, не могло не повлиять на позицию того же
'ЛУКойла": впервые за последние десять лет эта компания все же выступила
в поддержку проекта БТС. Конечно, для ряда российских и иностранных
компаний маршрут через Вентспилс проверен и надежен. Не менее трети
контрактов на экспортные поставки российской нефти пока завязаны
именно на Вентспилсе. Чтобы сохранить его монополию, латвийские
конкуренты (по данным АО 'Западная система трубопроводов", Латвийской
ассоциации транзитного бизнеса и 'Вентспилс нафта") не только намерены
снижать транзитно-перевалочные расценки, но и в обмен на гарантии
транзита со стороны российских компаний предлагают, к примеру, до
25% акций 'Вентспилс нафта" и 40% долевого участия в 'ЗСТ". По имеющейся
информации основной адресат столь выгодных предложений - 'ЛУКойл".
Аналогичные предложения адресованы и Белоруссии, где запроектировано
около половины нового маршрута к Вентспилсу (там же проходит и ныне
действующая 'труба" к этому порту).С точки зрения укрепления экономического
'присутствия" России в Латвии эта артерия может стать весьма необходимой.
|
Словом, нагнетание
антироссийской истерии в Латвии с подачи ее высшего должностного
лица направлено на то, чтобы любой ценой вовлечь Евросоюз в разного
рода комбинации против России - в контексте переговоров о вступлении
Латвии в ЕС. Скорее всего в Риге, да и в Вентспилсе, рассчитывают
именно на такой сценарий. А он может включать замораживание инвестиций
и поставок технологий со стороны западноевропейских фирм для проекта
БТС, введение временного бойкота Приморского терминала. Отметим
и то, что 'морской" выход из Вентспилса и Приморска в Атлантику
возможен только через балтийско-атлантические проливы, контролируемые
Данией, Швецией и Норвегией - членами ЕС и НАТО. Или сухопутный
- через две последние страны. Но где гарантия, что последующие вроде
бы пролатвийские санкции Евросоюза не будут предусматривать ограничений
на транзит нашей нефти из Приморска (или Калининграда) через упомянутые
проливы?.. В этом случае России вновь придется прибегать к транзиту
даже из Приморска - по сухопутным коридорам через Швецию, Швецию-Норвегию
или Финляндию-Норвегию... Иными словами, антироссийские высказывания
и прогнозы президента Латвии нацелены, по су ти, на срывпроекта
БТС любой ценой и под любыми предлогами. Хочется надеяться, что
российские компании, 'делающие" нефтедоллары в транслатвийском коридоре,
все же воздержатся от соблазна в той или иной форме подыгрывать
такому сценарию |
|
|