|
|
15 июня
2001 г. |
Источник:
газета "Коммерсант" (г. Санкт-Петербург) |
Автор:
Константин Гайворонский |
Вентспилсу
объявлено нефтяное перемирие
|
Балтийская
трубопроводная система (БТС), пуск которой намечен в декабре этого
года, не отнимет хлеб у Вентспилса. По крайней мере на первом этапе.
|
"Еще год назад
я сам предполагал, что вступление в строй первой очереди Балтийской
трубопроводной системы приведет к сокращению перевалки нефти через
Вентспилс на 5 млн тонн, -- признался Kb в кулуарах конференции
TransBaltica-2001 директор департамента стратегического развития
компании "Транснефть" Юрий Саядов. -- Но тогда никто не ожидал столь
бурного роста экспорта нефти. Экспортный потенциал превышает наши
возможности. У нас только на БТС заявок на 25 млн тонн, а мощность
первой очереди вдвое меньше -- 12 млн тонн". |
Действительно,
в 1999 году Россия добыла 305 млн тонн нефти, в 2000 году -- 323
млн тонн. Даже с учетом расширяющихся возможностей Новороссийска
и строительства БТС "трубы" не хватает. "Так что Приморск и Вентспилс
будут дополнять друг друга", -- сообщил господин Саядов. |
Вентспилс
спасет Тимано-Печора |
"Именно политическая
составляющая легла в основу той пиар-акции, которая и помогла руководству
'Транснефти' пробить проект БТС, -- говорит Сергей Александрович,
генеральный директор издательского дома 'Нефть и капитал'. -- Писалось
тогда и о мифических сотнях миллионов долларов, которые будут сэкономлены,
и о тысячах рабочих мест, что будут созданы в России, и о безопасности
экспорта, которому угрожает вступление Латвии в НАТО. И все это
происходило на фоне судебных процессов над партизанами в Риге и
бойкота латвийских шпрот в Москве. Перспективы для Вентспилса рисовались
тогда в СМИ самыми апокалиптическими. А совсем недавно на инвестиционной
конференции в Лондоне президент 'Транснефти' Семен Вайншток так
мне и заявил: взгляды компании подверглись кардинальной ревизии.
|
Первая очередь
БТС почти не вступает в конкуренцию. Когда дело дойдет до второй-третьей
очереди -- конкуренция будет неизбежна, но это, как говорится, уже
совсем другая история. И главная составляющая такой перемены взглядов
-- бурное освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в
Республике Коми". |
*** |
Кстати |
60% лицензий
на разработку "северных территорий" Тимано-Печоры принадлежит "ЛУКойлу".
Для вывоза нефти "ЛУКойл" уже построил восемь танкеров усиленного
ледового класса, два -- в постройке. Это к тому, что в Латвии была
(и осталась) влиятельная группа людей, не допустивших LUKoil Arctic
tankers к аукциону Latvijas kugnieciba. Ну что ж, пусть лучше сгниет.
|
Сегодня в Тимано-Печоре
ежегодно выкачивается 11 млн тонн нефти, из которых одна половина
идет на экспорт через Вентспилс, а другая поступает на нефтеперерабатывающие
заводы России и Белоруссии. Уже в ближайшие годы Тимано-Печора,
которая в СССР считалась главным нефтяным резервом страны, может
дать 40-50 млн тонн нефти в год (по оценке министра природных ресурсов
РФ Бориса Яцкевича, разведанные запасы нефти составляют там 1,5
млрд тонн). |
Правда, далеко
не вся нефть пойдет через Балтику -- слишком дорого. Себестоимость
нефти в портах выгрузки при варианте транспортировки через БТС и
Вентспилс будет $30 за тонну, а через терминалы Баренцева моря --
$16. К этим цифрам можно относиться с известным скепсисом, но то,
что большая часть нефти пойдет через Ледовитый океан, -- очевидно.
|
*** |
Три серьезные
буквы |
Балтийская
трубопроводная система -- проект строительства нефтепровода Кириши-Приморск
и нефтеперевалочного терминала в Приморске. Владелец БТС -- государственная
компания "Транснефть", которой принадлежит 98% нефтепроводов России.
Считалось, что ввод в строй БТС по меньшей мере уполовинит загрузку
"трубы" на Вентспилс. |
Тем не менее
примерно 10 млн тонн дополнительной нефти балтийским терминалам
обеспечено. Правда, по словам Юрия Саядова, "Транснефть" лелеет
наполеоновские планы: в 2002 году ввести в строй вторую очередь
БТС и увеличить ее пропускную способность еще на 18 млн тонн. Сергей
Александрович эти планы прокомментировал так: "Давайте посмотрим,
как они достроят первую очередь. Заявленная стоимость проекта --
$460 млн. Из них $150 млн 'Транснефть' получила за счет специального
инвестиционного тарифа. Максимум $30 млн они выручат за счет продажи
200 тысяч тонн украденной нефти (официально это нефть, скопившаяся
из-за погрешностей измерительных приборов и консервации неработающих
направлений прокачки). Руководство 'Транснефти' уверяет, что в июле
они получат кредит от ЕБРР -- $115 млн. Но закончить строительство
они должны уже в декабре. Да, все, в том числе российский премьер
Касьянов, говорили, что все будет сдано в срок. Но при этом выделенные
было в госбюджете $30 млн на строительство БТС в итоге туда так
и не дошли". |
Партия Бронштейн-Шафраник
|
В противовес
практикам Михаил Бронштейн, профессор Тартуского университета и
консультант концерна Estonian Oil Service, считает, что нефтедобывающая
отрасль России находится накануне кризиса. Из-за отсутствия необходимых
инвестиций (не менее $200 млрд), роста внутреннего потребления,
давления ОПЕК и истощения запасов в Западной Сибири и Поволжье экспорт
российской нефти, по его мнению, сократится на 44 млн тонн, и даже
Тимано-Печора не сможет компенсировать этот спад. |
"Господина
Бронштейна как ученого-теоретика можно извинить, -- высказал Kb
свою точку зрения Сергей Александрович. -- Дело в том, что, когда
министром топлива и энергетики России был Шафраник, он явно лоббировал
интересы нефтяных компаний, добиваясь для них налоговых льгот. Министерство
тогда действительно рисовало ситуацию как надвигающийся апокалипсис.
В частности, в 1995 году оно прогнозировало, что в 2000 году добыча
нефти в России составит всего 200-215 млн тонн. А чтобы не произошло
дальнейшего обвального сокращения добычи, нефтяным компаниям якобы
нужно предоставить налоговые льготы, чтобы им было что инвестировать
в развитие. На самом деле добыча в прошлом году составила 323 млн
тонн. Такая разница -- а это уровень добычи всего Ирака -- лежит
за гранью статистических и иных погрешностей. Это попросту введение
в заблуждение -- на которое попался и профессор Бронштейн". |
P.S. Отношения
с российскими нефтяниками еще далеки от идиллии (например, на вопрос
о том, как он оценивает перспективы Западной трубопроводной системы
-- второй "трубы" на Вентспилс -- Юрий Саядов ответил коротко: "Никак").
Но уже вынесенный было сгоряча приговор латвийскому нефтетранзиту
по крайней мере обжалован. |
|