|
|
|
15 июня
2001 г. |
Источник:
"Российская газета" |
Автор:
Владимир Федоров, Алексей Балиев |
Русские
идут. На Балтику
|
Россия получит
наконец свой нефтяной выход к Балтийскому морю. "Уже в этом году
Балтийская трубопроводная система будет построена", - заявил на
днях премьер Михаил Касьянов. |
Отныне страна
распрощается с зависимостью от портов Латвии и Эстонии, а если точнее,
перестанет быть заложницей настроений "балтийских" правительств.
Может быть, теперь, чтобы окончательно не лишиться транзитных российских
денег, Таллин и Рига изменят свое отношение к русскоязычному населению?
.. На игле балтийского транзита наша страна была все последние 11
лет. Достойных конкурентов, то есть своих портов и труб, на северо-западе
России не было, это обстоятельство и заполняло латвийскую и эстонскую
казну примерно на треть. Уникальное географическое положение позволяло
Латвии и Эстонии не опасаться ответных российских мер: они могли
объявлять русских и русскоязычных людьми второго сорта. И одновременно
пополнять свою казну за счет России. А куда Москва денется? Перекачивать
свою нефть, кроме как через Вентспилс и соседние порты, ей некуда...
|
В 1997-м чаша
терпения России переполнилась. Ужесточение дискриминации "некоренных"
жителей Эстонии и Латвии привело к тому, что высшее руководство
России дало наконец добро на сооружение балтийской "трубы" и повысило
расценки на транзит через эти страны. Но как только началось строительство
БТС, на сцену были выпущены "зеленые" в Финляндии и Эстонии: к ним
присоединились голоса "единоверцев" в Ленинградской области. Мол,
не дадим осквернить Финский залив новыми портами и трубами. |
Правда, все
эти протесты касаются исключительно российской территории. Как только
речь заходит о терминалах в Финляндии и Эстонии, "защитники природы"
затихают. На это обратил внимание в беседе с обозревателем "Российской
газеты" замминистра транспорта России Владимир Якунин: "Та же Финляндия
настаивает на том, чтобы БТС перекачивала российскую нефть не в
Приморск, а в соседний финский порт Порвоо. А Эстония предлагает
направить эту "трубу" к своему терминалу в Мууге. Но финские и эстонские
"борцы за экологию" против таких идей, как ни странно, не возражают..." |
У руководителя
"Транснефти" Семена Вайнштока более сдержанное мнение. На вопрос
нашего обозревателя, уменьшит ли БТС зависимость России, в том числе
и политическую, от Латвии и Эстонии, он ответил так: "Не думаю,
что новый балтийский маршрут серьезно скажется на транзитных потоках.
Он будет перекачивать главным образом тимано-печорскую нефть. Да
и вообще мы ценим наши давние партнерские связи со странами Балтии..." |
Так или иначе,
выход России к своим балтийским портам стал одной из главных государственных
задач - ей уделяют самое пристальное внимание и в Правительстве
РФ, что подтвердилось на недавнем заседании кабинета министров.
По словам В. Якунина, прорывы на этом направлении есть, хотя и не.
столь быстрые. В частности, по сей день ничего не строится в бухте
Батарейная (под Санкт-Петербургом), где уже в 2002 году должен работать
терминал по экспорту сжиженного газа и химических продуктов. |
Но что касается
самой Балтийской трубопроводной системы, "труба" от НПЗ в Кириши
до Приморска мощностью 12 миллионов тонн в год будет построена к
концу текущего года: тогда же заработает и Приморский порт. Вся
трасса новой системы - из Тимано-Печорского нефтяного бассейна -
вступит в строй не позже 2006 года. А в следующие пять лет Россия
сможет экономить на транзите своих нефтегрузов до 300 миллионов
долларов ежегодно, достававшихся с 1991 года Латвии и Эстонии. Конечно,
сразу избавиться от транзита через страны Балтии не удастся: как
считают в МИД РФ, это невозможно по многим причинам. Министр транспорта
Сергей Франк в недавнем интервью "Российской газете" сформулировал
позицию более определенно: Россия заберет себе две трети грузопотока.
Словом для Балтии оставят форточку для дальнейшего диалога... А
в прибалтийских столицах, похоже, начинаются процессы, которые прежде
и предположить было трудно. |
Первыми неизбежность
ситуации начали осознавать предприниматели. И вот уже в латвийских
и эстонских СМИ, прежде не замеченных в симпатиях к России, стали
появляться публикации с прямыми обращениями к властям: надо не только
договариваться с РФ по транзитным расценкам, но и смягчать политику
в отношении русских и русскоязычных. Причем эти призывы обращены
к высшему руководству Латвии и Эстонии. Иначе, мол, страны Балтии
лишатся не менее трети своих доходов, обеспечиваемой перевозками
российских грузов. И похоже, такие призывы начинают доходить до
"адресатов". |
Уже недавнее
заседание российско-литовской группы по транспортному сотрудничеству
показало, что Литва, вопреки "балтийской солидарности", впервые
за последние десять с лишним лет готова снизить свои транзитные
цены для России, в том числе для Калининградской области. По словам
Владимира Якунина, "российская сторона не останется в долгу - она
тоже будет учитывать интересы Литвы". А самая свежая новость такова,
что и эстонские, и латвийские фирмы уже предлагают свои услуги в
реализации северо-западных российских проектов, включая БТС. Как
полагает замминистра, "речь здесь идет, похоже, о том, чтобы согласовывать
экономические интересы России со странами Балтии". И уже подготовлено
несколько схем привлечения зарубежных капиталовложений в БТС, а
также в развитие транспортных мощностей Калининградской области.
Помогут и российские нефтяные компании. Целиком финансировать эти
проекты государство не сможет, хотя его доля в снабжении их "деньгами"
с учетом налоговых и других льгот превышает 30 процентов. |
Повторим: проблема
здесь не только экономическая. Пользуясь многолетней "привязкой"
нашей страны к транзиту через Балтию, Латвия и Эстония притесняли
да и сегодня притесняют русское и русскоязычное население, не опасаясь
ответных мер со стороны России. Но такая ситуация, надеемся, уходит
в прошлое. И тем не менее западные финансовые структуры не очень-то
заинтересованы в "отвязке" России от балтийского транзита. А ведь
он, заметим, приносит Латвии и Эстонии в целом только по нефтяным
грузам около 800 млн. долларов в год. Причем Всемирный банк и Европейский
банк реконструкции и развития уже вложили немалые средства в развитие
эстонских, латвийских портов и примыкающих к ним сухопутных артерий.
"Их эксперты, - говорит Владимир Якунин, - часто разводят руками:
а зачем России новые порты? Ведь вы, русские, давно пользуетесь
транзитной сетью балтийских стран, поэтому незачем тратиться впустую..."
Но у России на этот счет свои резоны. |
Окончательно
поставить точку и закрыть эту проблему может не менее значимый проект,
всплывший недавно в администрации Ленинградской области. Она считает,
что нужно возобновить строительство 70-километрового судоходного
канала через Карельский перешеек, между Ладогой и Выборгом (это
планировала Финляндия еще в 30-х годах, когда перешеек принадлежал
ей). "Такое строительство вполне возможно, но только после тщательной
экспертизы проекта", - подчеркнул Владимир Якунин. Можно сказать,
как и 300 лет назад, мы снова намерены открыть свободный выход в
Европу. Правда, поля сражений уже иные - экономические. |
|
|