15 июня 2001 г.
Источник: "Российская газета"
Автор: Владимир Федоров, Алексей Балиев
Русские идут. На Балтику
Россия получит наконец свой нефтяной выход к Балтийскому морю. "Уже в этом году Балтийская трубопроводная система будет построена", - заявил на днях премьер Михаил Касьянов.
Отныне страна распрощается с зависимостью от портов Латвии и Эстонии, а если точнее, перестанет быть заложницей настроений "балтийских" правительств. Может быть, теперь, чтобы окончательно не лишиться транзитных российских денег, Таллин и Рига изменят свое отношение к русскоязычному населению? .. На игле балтийского транзита наша страна была все последние 11 лет. Достойных конкурентов, то есть своих портов и труб, на северо-западе России не было, это обстоятельство и заполняло латвийскую и эстонскую казну примерно на треть. Уникальное географическое положение позволяло Латвии и Эстонии не опасаться ответных российских мер: они могли объявлять русских и русскоязычных людьми второго сорта. И одновременно пополнять свою казну за счет России. А куда Москва денется? Перекачивать свою нефть, кроме как через Вентспилс и соседние порты, ей некуда...
В 1997-м чаша терпения России переполнилась. Ужесточение дискриминации "некоренных" жителей Эстонии и Латвии привело к тому, что высшее руководство России дало наконец добро на сооружение балтийской "трубы" и повысило расценки на транзит через эти страны. Но как только началось строительство БТС, на сцену были выпущены "зеленые" в Финляндии и Эстонии: к ним присоединились голоса "единоверцев" в Ленинградской области. Мол, не дадим осквернить Финский залив новыми портами и трубами.
Правда, все эти протесты касаются исключительно российской территории. Как только речь заходит о терминалах в Финляндии и Эстонии, "защитники природы" затихают. На это обратил внимание в беседе с обозревателем "Российской газеты" замминистра транспорта России Владимир Якунин: "Та же Финляндия настаивает на том, чтобы БТС перекачивала российскую нефть не в Приморск, а в соседний финский порт Порвоо. А Эстония предлагает направить эту "трубу" к своему терминалу в Мууге. Но финские и эстонские "борцы за экологию" против таких идей, как ни странно, не возражают..."
У руководителя "Транснефти" Семена Вайнштока более сдержанное мнение. На вопрос нашего обозревателя, уменьшит ли БТС зависимость России, в том числе и политическую, от Латвии и Эстонии, он ответил так: "Не думаю, что новый балтийский маршрут серьезно скажется на транзитных потоках. Он будет перекачивать главным образом тимано-печорскую нефть. Да и вообще мы ценим наши давние партнерские связи со странами Балтии..."
Так или иначе, выход России к своим балтийским портам стал одной из главных государственных задач - ей уделяют самое пристальное внимание и в Правительстве РФ, что подтвердилось на недавнем заседании кабинета министров. По словам В. Якунина, прорывы на этом направлении есть, хотя и не. столь быстрые. В частности, по сей день ничего не строится в бухте Батарейная (под Санкт-Петербургом), где уже в 2002 году должен работать терминал по экспорту сжиженного газа и химических продуктов.
Но что касается самой Балтийской трубопроводной системы, "труба" от НПЗ в Кириши до Приморска мощностью 12 миллионов тонн в год будет построена к концу текущего года: тогда же заработает и Приморский порт. Вся трасса новой системы - из Тимано-Печорского нефтяного бассейна - вступит в строй не позже 2006 года. А в следующие пять лет Россия сможет экономить на транзите своих нефтегрузов до 300 миллионов долларов ежегодно, достававшихся с 1991 года Латвии и Эстонии. Конечно, сразу избавиться от транзита через страны Балтии не удастся: как считают в МИД РФ, это невозможно по многим причинам. Министр транспорта Сергей Франк в недавнем интервью "Российской газете" сформулировал позицию более определенно: Россия заберет себе две трети грузопотока. Словом для Балтии оставят форточку для дальнейшего диалога... А в прибалтийских столицах, похоже, начинаются процессы, которые прежде и предположить было трудно.
Первыми неизбежность ситуации начали осознавать предприниматели. И вот уже в латвийских и эстонских СМИ, прежде не замеченных в симпатиях к России, стали появляться публикации с прямыми обращениями к властям: надо не только договариваться с РФ по транзитным расценкам, но и смягчать политику в отношении русских и русскоязычных. Причем эти призывы обращены к высшему руководству Латвии и Эстонии. Иначе, мол, страны Балтии лишатся не менее трети своих доходов, обеспечиваемой перевозками российских грузов. И похоже, такие призывы начинают доходить до "адресатов".
Уже недавнее заседание российско-литовской группы по транспортному сотрудничеству показало, что Литва, вопреки "балтийской солидарности", впервые за последние десять с лишним лет готова снизить свои транзитные цены для России, в том числе для Калининградской области. По словам Владимира Якунина, "российская сторона не останется в долгу - она тоже будет учитывать интересы Литвы". А самая свежая новость такова, что и эстонские, и латвийские фирмы уже предлагают свои услуги в реализации северо-западных российских проектов, включая БТС. Как полагает замминистра, "речь здесь идет, похоже, о том, чтобы согласовывать экономические интересы России со странами Балтии". И уже подготовлено несколько схем привлечения зарубежных капиталовложений в БТС, а также в развитие транспортных мощностей Калининградской области. Помогут и российские нефтяные компании. Целиком финансировать эти проекты государство не сможет, хотя его доля в снабжении их "деньгами" с учетом налоговых и других льгот превышает 30 процентов.
Повторим: проблема здесь не только экономическая. Пользуясь многолетней "привязкой" нашей страны к транзиту через Балтию, Латвия и Эстония притесняли да и сегодня притесняют русское и русскоязычное население, не опасаясь ответных мер со стороны России. Но такая ситуация, надеемся, уходит в прошлое. И тем не менее западные финансовые структуры не очень-то заинтересованы в "отвязке" России от балтийского транзита. А ведь он, заметим, приносит Латвии и Эстонии в целом только по нефтяным грузам около 800 млн. долларов в год. Причем Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития уже вложили немалые средства в развитие эстонских, латвийских портов и примыкающих к ним сухопутных артерий. "Их эксперты, - говорит Владимир Якунин, - часто разводят руками: а зачем России новые порты? Ведь вы, русские, давно пользуетесь транзитной сетью балтийских стран, поэтому незачем тратиться впустую..." Но у России на этот счет свои резоны.
Окончательно поставить точку и закрыть эту проблему может не менее значимый проект, всплывший недавно в администрации Ленинградской области. Она считает, что нужно возобновить строительство 70-километрового судоходного канала через Карельский перешеек, между Ладогой и Выборгом (это планировала Финляндия еще в 30-х годах, когда перешеек принадлежал ей). "Такое строительство вполне возможно, но только после тщательной экспертизы проекта", - подчеркнул Владимир Якунин. Можно сказать, как и 300 лет назад, мы снова намерены открыть свободный выход в Европу. Правда, поля сражений уже иные - экономические.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены