18 июня 2001 г.
Источник: еженедельник "Русский фокус"
Автор: Денис Кириллов, Екатерина Гайданская
Заминка на стройке БТС
Возникла из-за статуса Приморского порта
На прошлой неделе премьер-министр России Михаил Касьянов выезжал в Ленинградскую область для "контрольного осмотра" строящихся объектов Балтийской трубопроводной системы (БТС). Темпы стройки лишь немного отстают от установленных ранее правительством. И все же без некоторой заминки не обошлось - возникла уникальная и не прописанная в законодательстве ситуация с возможной передачей под контроль компании "Транснефть" стратегической портовой инфраструктуры. Хотя о серьезном конфликте речь не идет, "Транснефти", Министерству транспорта и правительству предстоит решить вопрос о статусе Приморского порта и о том, чьи деньги пустить на его запуск
Как сказал "Фокусу" источник в аппарате правительства, "осмотр объектов из окна автобуса" вполне удовлетворил премьера. Михаил Касьянов в Санкт-Петербурге, а затем и вице-премьер Виктор Христенко в Москве констатировали: реализация проекта идет в строгом соответствии с намеченными планами - система будет сдана "в рекордно короткие сроки", а первый танкер от причала нефтеналивного терминала в Приморске отойдет точно 27 декабря 2001 г. "Это может случиться, - сказал источник "Фокуса" в администрации Выборгского района Ленинградской области, - но если стройка будет идти такими темпами, как сегодня, то нефть на танкер придется поставлять не по трубе самой системы, а в цистернах по железной дороге". По его словам, в последнее время "Транснефть" испытывает серьезные трудности с финансированием проекта, поэтому строительство вышло за рамки определенных правительством сроков. "Реальная работа системы скорее всего начнется не раньше I квартала 2002 г., а выход на проектную мощность первой очереди - не раньше 2003 г.", - сказал источник.
Накануне визита премьера правительство Ленобласти объявило, что в ходе строительства уже освоено около 4 млрд руб. Однако на следующий день, после осмотра объектов БТС, премьер сообщил: на самом деле в рамках проекта "Транснефть" успела освоить порядка 8 млрд руб., при этом готовность трубопроводной системы составляет 70%, а терминала - 80%. "Вопросы финансирования мы решили с генподрядчиком ("Трансстрой"). Проблемы возникли с субподрядными организациями, у которых не было средств на проплату некоторых материалов. Нюансы в отношениях между подрядчиками и субподрядчиками мы просто не рассматриваем - они все равно решатся. График строительства не нарушен. Мало того, у нас идет перевыполнение плана", - сказал "Фокусу" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Зампред комитета по транспорту правительства Ленинградской области Юрий Чишков, в свою очередь, сообщил: "В процессе строительства подрядчики превысили сметную нормативную стоимость строительства. Речь идет о недофинансировании тех объемов, которые превышают сметную стоимость. Возникли дополнительные работы".
По словам пресс-секретаря премьера Татьяны Разбаш, "Семен Вайншток заверил премьера, что финансовые задержки возникли по техническим причинам и в оперативном порядке будут решены. После этого все стали убеждать премьера принять решение о строительстве второй очереди БТС". Вместе с тем Разбаш заявила, что проблема с недостатком денег на строительство первой очереди БТС действительно существует. "Сегодня проект оценивается дороже на 20% по сравнению с первоначальными оценками. Это связано с тем, что раньше порт не был включен в техническое задание - по крайней мере, в таком объеме, как сегодня. Но для завершения текущего этапа нет вообще никаких проблем", - говорит она.
До последнего времени проект строительства порта считался чисто коммерческим и о выделении на его реализацию бюджетных средств речи не шло. Но теперь говорится, что "небольшие бюджетные средства" в проект все-таки будут направлены. Есть один спорный момент, который сегодня не имеет законодательного решения, отмечает зампред комитета по транспорту правительства Ленинградской области Юрий Чишков. Раньше в России вся транспортная инфраструктура, в том числе и порты, была государственной. При приватизации портов были оговорены законодательные ограничения, запрещающие приватизацию причальной стенки, акватории, подходного канала, средств навигации и безопасности мореплавания. Естественно, предусматривалось и выделение сравнительно небольших средств из бюджета для создания таких объектов в порту. "В проекте есть часть расходов Минтраспорта, ведь речь идет о портовой структуре. Сергей Франк говорит, что деньги на это есть. Существует также указание Минфину о необходимости создания комиссии по оценке удорожания и предоставлении выводов до 15 июля. Как будут решать этот вопрос - при помощи дополнительного экспорта или через тарифы, - пока неизвестно", - говорит Татьяна Разбаш.
В "Транснефти" есть собственный рецепт решения проблемы. "В постановлении по строительству БТС четко написано: в общей сумме предусмотреть $20 млн инвестиций из бюджетных средств", - говорит Сергей Григорьев. Однако в бюджет на 2001 г. эти средства включены не были. "Мы без этих денег обойдемся, - говорит Григорьев, - но правительство обязано выполнить свое собственное постановление. Конечно, эти средства лишними не окажутся. Мы предложили использовать для этих целей средства от продажи 200 тыс. т нефти, "потерянной" в системе "Транснефти" в начале года".
Строящийся практически на голом месте нефтеналивной терминал в Приморске в принципе может стать первым морским портом, полностью возведенным на средства коммерческой компании, которая затем должна стать его полноправным и единственным владельцем (заказчиком строительства портового терминала является "дочка" "Транснефти" - Волжские магистральные нефтепроводы). "Конечно, сама "Транснефть" на 100% принадлежит государству, но принцип, по которому компании делегированы необходимые права (она строит свой терминал, и государство не претендует на отчуждение этого терминала в федеральную собственность), впервые реализуется в России", - говорит замминистра транспорта Борис Новосельцев. Эта ситуация настолько нова, что не вписывается в рамки законодательства и сложившейся практики. Что и приводит к столкновению позиций Минтранса и "Транснефти".
В случае с портом в Приморске государство отдало на откуп "Транснефти" не только перегрузочные мощности (хотя уже и это - факт примечательный, ведь в большинстве других портов страны они находятся в госсобственности, акционерными компаниями арендуются), но и инфраструктуру, которая априори должна эксплуатироваться госорганами - морскими администрациями портов. Речь идет о системах управления движением судов и обеспечения безопасности в акватории порта. Затраты на их создание в Приморске оцениваются в $25 млн. Кроме того, за счет "Транснефти" будет приобретаться и портовый флот на $10 млн (суда, устраняющие разливы нефти, и лоцманские суда). "Сегодня речь идет о том, что эти береговые структуры и портофлот останутся в собственности "Транснефти", которая сдаст их в аренду морской администрации порта", - сообщил источник в Минтрансе. Такая схема не может устраивать Минтранс, руководство которого намерено настаивать на том, чтобы навигационная инфраструктура и портофлот были переданы в собственность морской администрации. В качестве компенсации "Транснефть" могла бы получить от государства льготные условия при прокачке нефти, считают в министерстве.
У Минтранса остается еще один козырь - необходимость интеграции Приморского порта в навигационную систему всего Северо-Западного региона. Ведь порт не может работать в локальном режиме. Как заявили "Фокусу" в министерстве, региональная система управления движением судов в Финском заливе сформирована лишь на треть. Ее надо доводить до границ России. Заказчиком этого проекта является морская администрация порта Санкт-Петербург. Чтобы включить Приморск в общую систему навигационной проводки, в Балтийском заливе строятся другие объекты. "На это нужно денег раз в десять больше, чем "Транснефть" вкладывает в навигационную инфраструктуру Приморска", - отметил источник в Минтрансе. По его словам, "Транснефти" недостает около $20 млн для завершения стройки терминала в Приморске, которые компания намерена привлекать за счет кредитов. Но несмотря на это, первые мощности порта будут запущены в декабре этого года, как это было назначено правительством.
Строительство БТС осуществляется для экспорта нефти из Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и с месторождений Западной Сибири. Первый этап реализации проекта предполагает строительство нефтетерминала в Приморске и ветки нефтепровода Кириши - Приморск, а также реконструкцию участка нефтепровода Ярославль - Кириши. Через систему БТС после реализации первого этапа предполагается экспортировать ежегодно порядка 12 млн т нефти. Общая стоимость создания первой очереди БТС составляет 13,2 млрд руб. Заказчиком ведущегося строительства БТС является АК "Транснефть".
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены