|
|
|
18 июня
2001 г. |
Источник:
еженедельник "Русский фокус" |
Автор:
Денис Кириллов, Екатерина Гайданская |
Заминка
на стройке БТС
|
Возникла
из-за статуса Приморского порта
|
На прошлой
неделе премьер-министр России Михаил Касьянов выезжал в Ленинградскую
область для "контрольного осмотра" строящихся объектов Балтийской
трубопроводной системы (БТС). Темпы стройки лишь немного отстают
от установленных ранее правительством. И все же без некоторой заминки
не обошлось - возникла уникальная и не прописанная в законодательстве
ситуация с возможной передачей под контроль компании "Транснефть"
стратегической портовой инфраструктуры. Хотя о серьезном конфликте
речь не идет, "Транснефти", Министерству транспорта и правительству
предстоит решить вопрос о статусе Приморского порта и о том, чьи
деньги пустить на его запуск |
Как сказал
"Фокусу" источник в аппарате правительства, "осмотр объектов из
окна автобуса" вполне удовлетворил премьера. Михаил Касьянов в Санкт-Петербурге,
а затем и вице-премьер Виктор Христенко в Москве констатировали:
реализация проекта идет в строгом соответствии с намеченными планами
- система будет сдана "в рекордно короткие сроки", а первый танкер
от причала нефтеналивного терминала в Приморске отойдет точно 27
декабря 2001 г. "Это может случиться, - сказал источник "Фокуса"
в администрации Выборгского района Ленинградской области, - но если
стройка будет идти такими темпами, как сегодня, то нефть на танкер
придется поставлять не по трубе самой системы, а в цистернах по
железной дороге". По его словам, в последнее время "Транснефть"
испытывает серьезные трудности с финансированием проекта, поэтому
строительство вышло за рамки определенных правительством сроков.
"Реальная работа системы скорее всего начнется не раньше I квартала
2002 г., а выход на проектную мощность первой очереди - не раньше
2003 г.", - сказал источник. |
Накануне визита
премьера правительство Ленобласти объявило, что в ходе строительства
уже освоено около 4 млрд руб. Однако на следующий день, после осмотра
объектов БТС, премьер сообщил: на самом деле в рамках проекта "Транснефть"
успела освоить порядка 8 млрд руб., при этом готовность трубопроводной
системы составляет 70%, а терминала - 80%. "Вопросы финансирования
мы решили с генподрядчиком ("Трансстрой"). Проблемы возникли с субподрядными
организациями, у которых не было средств на проплату некоторых материалов.
Нюансы в отношениях между подрядчиками и субподрядчиками мы просто
не рассматриваем - они все равно решатся. График строительства не
нарушен. Мало того, у нас идет перевыполнение плана", - сказал "Фокусу"
вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Зампред комитета по
транспорту правительства Ленинградской области Юрий Чишков, в свою
очередь, сообщил: "В процессе строительства подрядчики превысили
сметную нормативную стоимость строительства. Речь идет о недофинансировании
тех объемов, которые превышают сметную стоимость. Возникли дополнительные
работы". |
По словам пресс-секретаря
премьера Татьяны Разбаш, "Семен Вайншток заверил премьера, что финансовые
задержки возникли по техническим причинам и в оперативном порядке
будут решены. После этого все стали убеждать премьера принять решение
о строительстве второй очереди БТС". Вместе с тем Разбаш заявила,
что проблема с недостатком денег на строительство первой очереди
БТС действительно существует. "Сегодня проект оценивается дороже
на 20% по сравнению с первоначальными оценками. Это связано с тем,
что раньше порт не был включен в техническое задание - по крайней
мере, в таком объеме, как сегодня. Но для завершения текущего этапа
нет вообще никаких проблем", - говорит она. |
До последнего
времени проект строительства порта считался чисто коммерческим и
о выделении на его реализацию бюджетных средств речи не шло. Но
теперь говорится, что "небольшие бюджетные средства" в проект все-таки
будут направлены. Есть один спорный момент, который сегодня не имеет
законодательного решения, отмечает зампред комитета по транспорту
правительства Ленинградской области Юрий Чишков. Раньше в России
вся транспортная инфраструктура, в том числе и порты, была государственной.
При приватизации портов были оговорены законодательные ограничения,
запрещающие приватизацию причальной стенки, акватории, подходного
канала, средств навигации и безопасности мореплавания. Естественно,
предусматривалось и выделение сравнительно небольших средств из
бюджета для создания таких объектов в порту. "В проекте есть часть
расходов Минтраспорта, ведь речь идет о портовой структуре. Сергей
Франк говорит, что деньги на это есть. Существует также указание
Минфину о необходимости создания комиссии по оценке удорожания и
предоставлении выводов до 15 июля. Как будут решать этот вопрос
- при помощи дополнительного экспорта или через тарифы, - пока неизвестно",
- говорит Татьяна Разбаш. |
В "Транснефти"
есть собственный рецепт решения проблемы. "В постановлении по строительству
БТС четко написано: в общей сумме предусмотреть $20 млн инвестиций
из бюджетных средств", - говорит Сергей Григорьев. Однако в бюджет
на 2001 г. эти средства включены не были. "Мы без этих денег обойдемся,
- говорит Григорьев, - но правительство обязано выполнить свое собственное
постановление. Конечно, эти средства лишними не окажутся. Мы предложили
использовать для этих целей средства от продажи 200 тыс. т нефти,
"потерянной" в системе "Транснефти" в начале года". |
Строящийся
практически на голом месте нефтеналивной терминал в Приморске в
принципе может стать первым морским портом, полностью возведенным
на средства коммерческой компании, которая затем должна стать его
полноправным и единственным владельцем (заказчиком строительства
портового терминала является "дочка" "Транснефти" - Волжские магистральные
нефтепроводы). "Конечно, сама "Транснефть" на 100% принадлежит государству,
но принцип, по которому компании делегированы необходимые права
(она строит свой терминал, и государство не претендует на отчуждение
этого терминала в федеральную собственность), впервые реализуется
в России", - говорит замминистра транспорта Борис Новосельцев. Эта
ситуация настолько нова, что не вписывается в рамки законодательства
и сложившейся практики. Что и приводит к столкновению позиций Минтранса
и "Транснефти". |
В случае с
портом в Приморске государство отдало на откуп "Транснефти" не только
перегрузочные мощности (хотя уже и это - факт примечательный, ведь
в большинстве других портов страны они находятся в госсобственности,
акционерными компаниями арендуются), но и инфраструктуру, которая
априори должна эксплуатироваться госорганами - морскими администрациями
портов. Речь идет о системах управления движением судов и обеспечения
безопасности в акватории порта. Затраты на их создание в Приморске
оцениваются в $25 млн. Кроме того, за счет "Транснефти" будет приобретаться
и портовый флот на $10 млн (суда, устраняющие разливы нефти, и лоцманские
суда). "Сегодня речь идет о том, что эти береговые структуры и портофлот
останутся в собственности "Транснефти", которая сдаст их в аренду
морской администрации порта", - сообщил источник в Минтрансе. Такая
схема не может устраивать Минтранс, руководство которого намерено
настаивать на том, чтобы навигационная инфраструктура и портофлот
были переданы в собственность морской администрации. В качестве
компенсации "Транснефть" могла бы получить от государства льготные
условия при прокачке нефти, считают в министерстве. |
У Минтранса
остается еще один козырь - необходимость интеграции Приморского
порта в навигационную систему всего Северо-Западного региона. Ведь
порт не может работать в локальном режиме. Как заявили "Фокусу"
в министерстве, региональная система управления движением судов
в Финском заливе сформирована лишь на треть. Ее надо доводить до
границ России. Заказчиком этого проекта является морская администрация
порта Санкт-Петербург. Чтобы включить Приморск в общую систему навигационной
проводки, в Балтийском заливе строятся другие объекты. "На это нужно
денег раз в десять больше, чем "Транснефть" вкладывает в навигационную
инфраструктуру Приморска", - отметил источник в Минтрансе. По его
словам, "Транснефти" недостает около $20 млн для завершения стройки
терминала в Приморске, которые компания намерена привлекать за счет
кредитов. Но несмотря на это, первые мощности порта будут запущены
в декабре этого года, как это было назначено правительством. |
Строительство
БТС осуществляется для экспорта нефти из Тимано-Печорской нефтегазовой
провинции и с месторождений Западной Сибири. Первый этап реализации
проекта предполагает строительство нефтетерминала в Приморске и
ветки нефтепровода Кириши - Приморск, а также реконструкцию участка
нефтепровода Ярославль - Кириши. Через систему БТС после реализации
первого этапа предполагается экспортировать ежегодно порядка 12
млн т нефти. Общая стоимость создания первой очереди БТС составляет
13,2 млрд руб. Заказчиком ведущегося строительства БТС является
АК "Транснефть". |
|
|