8 июня 2001 г.
Источник: газета "Время по" (Казахстан)
Автор: Майкл Леливелд (Бостон, "Радио Свобода")
Россия: все новые напасти на КТК из Казахстана
Невзирая на долгие годы работ, потраченных на прокладку трубопровода из Казахстана, Россия тормозит проводку каспийской нефти. Эти споры порождают сомнения по поводу процесса выработки соглашений в районе, где господствует силовая политика. На первый крупный нефтепровод из каспийского региона обрушился ворох проблем всего лишь через два месяца после того, как по нему пошла казахстанская нефть.
Прокачку нефть по КТК от Тенгизского месторождения к черноморскому порту Новороссийск то прекращали, то вновь начинали, и опять прекращали. Официальные лица под звуки фанфар открыли 26 марта нефтепровод стоимостью в 2, 5 млрд долл., на который ушли годы трудов и 1500 км труб. Следующая церемония была намечена на 30 июня в Новороссийске, когда там предполагалось залить нефтью первый танкер. Однако теперь эта дата отодвинута на август после ряда нестыковок, которые обозначены как технические неполадки.
Две недели назад Ричард Мацке, вице-президент Шеврона, заявил: Я не могу обозначить их как существенные проблемы. И все же проблемы не отступают. Нефть затормозили на казахстано-российской границе, во-первых, потому, что из трубопровода надо было удалить воду. Затем в качестве предлога выдвинули заявление российского таможенного комитета, который утверждал, что нет тарифов на вход на российскую территорию.
Представитель проекта КТК оспорил заявление России, указав: По этому поводу между нашими странами заключено соглашение, - сообщила 11 мая служба новостей Транскаспиан Проект. Премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев должен посетить Москву в этом месяце и попытаться сгладить разногласия. Однако весь проект КТК создавался именно для того, чтобы избежать именно таких бюрократических зажимов.
В то время как Шеврону принадлежит 50% в Тенгизском месторождении, России принадлежит самая большая доля в КТК 24%. Этот трубопровод планировался, чтобы использовать российский порт, пройти по российской территории и оплатить российские транзитные пошлины. Возможно, предполагалось, что этих условий будет достаточно, чтобы гарантировать сотрудничество России после прокладки нефтепровода. Пока что этого не произошло. В докладе группы энергетической разведки на прошлой неделе говорится, что проект КТК опоздал представить на утверждение таможенные документы. Однако российскую таможню ранее использовали как обычную уловку.
В октябре прошлого года российские таможенные органы на несколько недель перекрыли поставки газа в Азербайджан, пока Баку не согласился экспортировать большее количество своей нефти по другому российскому нефтепроводу. Таможенники во второй раз на несколько дней перекрывали газ в начале января, как раз перед тем, как президент Путин отправился в Баку укреплять связи. В случае задержек с КТК Россия, похоже, преследует несколько целей.
Во-первых, Россия торгуется по части планов учредить банк качества нефти КТК. Банк окажется договоренностью, которая позволит смешивать в нефтепроводе нефть из различных источников так, чтобы каждому экспортеру было честно заплачено за качество, которое он обеспечивает. Россия могла бы выбить у других сторон значительные уступки в виде выплат за ее нефть.
Во-вторых, российская государственная трубопроводная монополия Транснефть заявила, что будет противиться самой идее учреждения банка, сообщила на прошлой неделе газета Петролеум Аргус. Беда в том, что нефтяные компании могут потребовать сходных выплат за всю нефть, транспортируемую по российской системе. Представители КТК подозревают, что Транснефть подняла этот вопрос для того, чтобы добиться большей роли в управлении этим новым нефтепроводом.
В-третьих, российский посланник по Каспию Виктор Калюжный на прошлой неделе заявил, что его страна готовится подписать долгосрочное соглашение с Казахстаном по транспортировке его нефти. Сделка расхолодит Казахстан по части обращения к другим маршрутам, в том числе Баку Джейхану. Не случайно, что проблемы с КТК и вопрос с Казахстаном разрешались в одно и то же время.
На Шеврон, возможно, также оказывается давление из-за его вероятных инвестиций в Баку Джейхан. Компания планирует транспортировать по КТК всю свою казахстанскую нефть. Однако она также разрабатывает месторождение в Азербайджане, которое может способствовать заполнению линии от Баку, в которой Россия видит конкурента своим маршрутам. Российские задержки, как сообщают, тревожат Шеврон, который пытается экспортировать свою нефть по контрактам с условиями, чувствительными к срокам.
Каковы бы ни были мотивы Москвы, из-за этих проблем будет трудно доверять соглашениям с Россией даже после того, как трубопроводы проложены.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены