|
|
8 июня 2001
г. |
Источник:
газета "Время по" (Казахстан) |
Автор:
Майкл Леливелд (Бостон, "Радио Свобода") |
Россия:
все новые напасти на КТК из Казахстана
|
Невзирая на
долгие годы работ, потраченных на прокладку трубопровода из Казахстана,
Россия тормозит проводку каспийской нефти. Эти споры порождают сомнения
по поводу процесса выработки соглашений в районе, где господствует
силовая политика. На первый крупный нефтепровод из каспийского региона
обрушился ворох проблем всего лишь через два месяца после того,
как по нему пошла казахстанская нефть. |
Прокачку нефть
по КТК от Тенгизского месторождения к черноморскому порту Новороссийск
то прекращали, то вновь начинали, и опять прекращали. Официальные
лица под звуки фанфар открыли 26 марта нефтепровод стоимостью в
2, 5 млрд долл., на который ушли годы трудов и 1500 км труб. Следующая
церемония была намечена на 30 июня в Новороссийске, когда там предполагалось
залить нефтью первый танкер. Однако теперь эта дата отодвинута на
август после ряда нестыковок, которые обозначены как технические
неполадки. |
Две недели
назад Ричард Мацке, вице-президент Шеврона, заявил: Я не могу обозначить
их как существенные проблемы. И все же проблемы не отступают. Нефть
затормозили на казахстано-российской границе, во-первых, потому,
что из трубопровода надо было удалить воду. Затем в качестве предлога
выдвинули заявление российского таможенного комитета, который утверждал,
что нет тарифов на вход на российскую территорию. |
Представитель
проекта КТК оспорил заявление России, указав: По этому поводу между
нашими странами заключено соглашение, - сообщила 11 мая служба новостей
Транскаспиан Проект. Премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев
должен посетить Москву в этом месяце и попытаться сгладить разногласия.
Однако весь проект КТК создавался именно для того, чтобы избежать
именно таких бюрократических зажимов. |
В то время
как Шеврону принадлежит 50% в Тенгизском месторождении, России принадлежит
самая большая доля в КТК 24%. Этот трубопровод планировался, чтобы
использовать российский порт, пройти по российской территории и
оплатить российские транзитные пошлины. Возможно, предполагалось,
что этих условий будет достаточно, чтобы гарантировать сотрудничество
России после прокладки нефтепровода. Пока что этого не произошло.
В докладе группы энергетической разведки на прошлой неделе говорится,
что проект КТК опоздал представить на утверждение таможенные документы.
Однако российскую таможню ранее использовали как обычную уловку.
|
В октябре прошлого
года российские таможенные органы на несколько недель перекрыли
поставки газа в Азербайджан, пока Баку не согласился экспортировать
большее количество своей нефти по другому российскому нефтепроводу.
Таможенники во второй раз на несколько дней перекрывали газ в начале
января, как раз перед тем, как президент Путин отправился в Баку
укреплять связи. В случае задержек с КТК Россия, похоже, преследует
несколько целей. |
Во-первых,
Россия торгуется по части планов учредить банк качества нефти КТК.
Банк окажется договоренностью, которая позволит смешивать в нефтепроводе
нефть из различных источников так, чтобы каждому экспортеру было
честно заплачено за качество, которое он обеспечивает. Россия могла
бы выбить у других сторон значительные уступки в виде выплат за
ее нефть. |
Во-вторых,
российская государственная трубопроводная монополия Транснефть заявила,
что будет противиться самой идее учреждения банка, сообщила на прошлой
неделе газета Петролеум Аргус. Беда в том, что нефтяные компании
могут потребовать сходных выплат за всю нефть, транспортируемую
по российской системе. Представители КТК подозревают, что Транснефть
подняла этот вопрос для того, чтобы добиться большей роли в управлении
этим новым нефтепроводом. |
В-третьих,
российский посланник по Каспию Виктор Калюжный на прошлой неделе
заявил, что его страна готовится подписать долгосрочное соглашение
с Казахстаном по транспортировке его нефти. Сделка расхолодит Казахстан
по части обращения к другим маршрутам, в том числе Баку Джейхану.
Не случайно, что проблемы с КТК и вопрос с Казахстаном разрешались
в одно и то же время. |
На Шеврон,
возможно, также оказывается давление из-за его вероятных инвестиций
в Баку Джейхан. Компания планирует транспортировать по КТК всю свою
казахстанскую нефть. Однако она также разрабатывает месторождение
в Азербайджане, которое может способствовать заполнению линии от
Баку, в которой Россия видит конкурента своим маршрутам. Российские
задержки, как сообщают, тревожат Шеврон, который пытается экспортировать
свою нефть по контрактам с условиями, чувствительными к срокам.
|
Каковы бы ни
были мотивы Москвы, из-за этих проблем будет трудно доверять соглашениям
с Россией даже после того, как трубопроводы проложены. |
|
|