20 июня - 3 июля 2001 г.
Источник: журнал "Континент" (Казахстан)
Автор: Михаил Бражников
КТК: приоритеты и интересы
Возникшие после начала заполнения трубопровода КТК нефтью Тенгиза проблемы с таможенными процедурами в Росcии, экологически безопасным сливом 300 тыс. тонн технологической воды из нефтепровода и, самое главное, проблемы создания банка качества нефти CPC Blend свидетельствуют о том, что эффективность функционирования КТК зависит прежде всего от согласованной позиции и реальных действий его акционеров - нефтедобывающих компаний, а уже затем - от России и Казахстана как государств, владеющих соответственно 24 и 19% акций консорциума. В перспективе проблемы могут возникнуть именно из-за разногласий компаний-акционеров по поводу вопросов, касающихся их финансовых интересов. Можно лишь предположить, что это могут быть рынки сбыта смеси CPC Blend, участие консорциума в строительстве трубопроводов в обход турецких проливов и т. п.
В конце мая президент АК "Транснефть" С.Вайншток направил письмо в администрацию президента и правительство РФ с подсчетом потенциальных многомиллионных потерь российского бюджета и отдельных экспортеров от промышленной эксплуатации КТК, которые будут состоять прежде всего из потерь самой "Транснефти" по причине отвлечения значительных объемов и снижения качества нефти в ее системе. На одном из брифингов в начале июня С. Вайншток заявил, что "Транснефть" не несет обязательств перед КТК по строительству 80-километровой перемычки Тихорецк - Кропоткинская для подачи нефти российских акционеров консорциума ("Роснефти" и "Лукойла") в систему КТК, и эта перемычка может быть построена консорциумом за счет собственных средств. По мнению С. Вайнштока, "Транснефть" также не имеет обязательств по гарантиям предоставления ежегодно 9 млн. тонн нефти для заполнения трубопровода, а после пуска КТК российское государство должно найти механизмы налогового или таможенного характера для компенсации потерь самой "Транснефти" (до 70 млн. долларов в год), поскольку именно государству принадлежат 70% акций этой компании. Очевидно, подобная позиция вызвана небезосновательными опасениями, что часть российских экспортеров предпочтет сервис и тарифы КТК и его терминалов в Южной Озереевке, а не систему "Транснефти" и порт Новороссийск.
Уместно вспомнить и не такие уж давние заявления тогда еще депутата Госдумы С. Кириенко (бывшего министра ТЭКа России) и президента ЮКОСа М.Ходорковского о невыгодности для российских нефтедобывающих компаний-экспортеров условий транзита казахстанской нефти (еще без учета КТК), после чего последовали достаточно жесткие разъяснения глав правительств России и Казахстана М.Касьянова и К.Токаева о межгосударственном характере соответствующего соглашения и ежегодных протоколов. Узковедомственная и негативно-корпоративная позиция "Транснефти" полностью игнорирует налоговые и иные поступления в госбюджет РФ от КТК как трубопровода, а не от отдельных его российских акционеров или клиентов "Транснефти" в России. Подмена государственных (в том числе политических) приоритетов интересами хозяйствующих субъектов неизменно приводит к простой логике: "государство - это я", а что не выгодно "Транснефти", то не может быть выгодно и России.
Гендиректор КТК С.Гнатченко отметил, что реальные поступления в бюджет России (около 20 млрд. долларов в виде прибыли и налогов за весь период жизни проекта) будут на порядок выше потенциальных потерь, подсчитанных "Транснефтью". Он напомнил, что "независимый Казахстан активно искал возможности выхода на международные рынки. Отказ России от КТК означал бы, что казахстанская нефть вообще не пойдет через ее территорию, что имело бы колоссальные негативные последствия".
Что же касается банка качества нефти, то именно "Транснефть" еще несколько лет назад была инициатором внедрения этого института для финансовых расчетов между своими клиентами - российскими компаниями - и столкнулась с активным "непониманием" тех из них, чья нефть в экспортной смеси Urals имеет более низкие качественные характеристики. Именно "Транснефть" в настоящее время настойчиво обращает внимание ЮКОСа на нежелательность полной переориентации его экспорта на Восток (нефтепроводы в Китай и к Тихому океану), так как отсутствие "сибирской составляющей" в смеси Urals значительно снизит ее котировку на мировом рынке. Таким образом, уравниловка в отношении качества и стоимости экспортируемой смеси более удобна "Транснефти", а банк качества CPC Blend как рыночный инструмент работы с клиентами (в том числе и российскими) с более дорогой продукцией наиболее приемлем для КТК.
На банк качества КТК в финансовом понимании этого термина ориентированы не только "Тенгизшевройл" и другие казахстанские экспортеры - Карачаганакская интегрированная организация и СП "СНПС-Актобемунайгаз" (25,12% госпакета находятся в управлении Acsess Industries, фактически - российской ТНК), которое совместно с "Казтрансойлом" и Российским НИИ построило установку по демеркаптанизации нефти месторождений Кенкияк и Жанажол, приблизив тем самым ее качество и стоимость к нефти Тенгиза. В долгосрочной перспективе в трубопровод КТК будет направлена и часть экспорта российской Каспийской нефтяной компании (созданный в 2000 году альянс "Лукойла", ЮКОСа и "Газпрома"), которая уже через 5-6 лет планирует ежегодно добывать не менее 10 млн. тонн высококачественной нефти с нескольких месторождений на шельфе Северного Каспия.
Взаимные обязательства России и Казахстана закреплены в межгосударственном соглашении о КТК, понятие "банк качества нефти" содержится в уставе консорциума, характеристики его мощности и источники поступления нефти в трубопровод известны давно, и "Транснефть" как российский монополист по транспортировке нефти и непосредственный участник всего переговорного процесса располагала достаточным временем для учета влияния КТК на ТЭК России - как в плане обязательств, так и в отношении объемов и качества нефти в собственной системе "Транснефти", а также и "технологических проблем" российских НПЗ. КТК как транснациональная компания уникален по составу акционеров, и вполне естественно, что для экспорта его нефти может быть установлен иной налоговый и таможенный режим, возможно, более мягкий, нежели для сугубо казахстанских или российских экспортеров.
Для Казахстана и России КТК является первым реально осуществляемым стратегическим инвестиционным проектом международного масштаба, и, очевидно, перед ними стоит одинаковая задача - синхронизировать свои совместные государственные интересы с финансово-экономическими интересами КТК в целом как транснациональной структуры, а также с интересами собственных монополистов по транспортировке нефти - казахстанской НК "Транспорт нефти и газа" и российской АК "Транснефть". Нет сомнений в том, что Казахстан и Россия как государства - акционеры КТК предпримут необходимые усилия для устранения любых технических препятствий и правовых недоработок, о чем свидетельствует достигнутая 5 июня на встрече глав правительств Казахстана и России договоренность о загрузке первого танкера в начале августа. Начало же промышленной эксплуатации КТК, в реализацию первой очереди которого уже вложено более 2,2 млрд. долларов, намечено на декабрь 2001 года.

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены