26 июня 2001 г.
Источник: газета "Экспресс-К" (Казахстан)
Автор: Елена Ладикова
Восстановление утраченных иллюзий
Многочисленные проблемы Каспийского трубопроводного консорциума, возникшие буквально через несколько недель после официального запуска проекта, сменявшие друг друга процессы начала закачки нефти и ее остановки, едва не подорвали доверие к этому многомиллионному проекту. Возможно, именно для возрождения былого энтузиазма в массах "Шеврон Мунайгаз Инк." и пригласил журналистов столичных изданий для ознакомления с деятельностью компаний КТК и "Тенгизшевройл". "Все проблемы КТК разрешены. Мы ежедневно качаем нефть в трубу. И 6 августа ею будет наполнен первый танкер в Новороссийске", - сказал менеджер атырауского офиса КТК-К Зинон Абдрахманов. Его слова подтвердили и представители "Шеврона".
Никогда я не был на Босфоре
С точки зрения "Шеврона", которую озвучил представитель группы продаж и транспортировки Евразийского стратегического отделения Саймон Наттинг, "транспортная система доставки тенгизской нефти по трубе до Новороссийска, а затем через турецкие проливы является для компании самой перспективной". Предполагается, что к 2010 году через турецкие проливы будет перевезено 150 миллионов тонн так называемой смеси КТК. Но, по его же словам, перевозка через Босфор и Дарданеллы, как и любая система, не вечна. Поэтому как альтернатива привлекают большое внимание проект Баку - Джейхан, транспортировка нефти через трубу Одесса - Броды (до 40 миллионов тонн нефти в год) и трубопровод Атырау - Самара (в прошлом году по нему было прокачано 3 миллиона тонн тенгизской нефти, но из-за отсутствия банка качества компании выгоднее возить нефть в цистернах по железной дороге).
- Мы можем сохранить свои объемы прокачки по трубопроводу Атырау - Самара и после сдачи в эксплуатацию КТК, если будет создан банк качества нефти для этого нефтепровода, - сказал г-н Наттинг. Но другие проекты меркнут на фоне экономической выгоды от транспортировки по турецким проливам.
Судя по некоторым данным, "Шеврон" находится в тесном контакте с властными структурами Турции, от которых зависит решение вопроса о прохождении судов через Босфор. Уйдя от политических заявлений, г-н Наттинг сказал, что сейчас уже существует договор на уровне министра по морским делам этой страны о создании здесь на деньги компании школы лоцманов и применении специальной программы по развитию навигационной системы в проливах.
Американцы не стали скрывать, что в Турции немало противников проекта КТК. Проливы всегда были и остаются очень чувствительными в плане экологии. Но, по словам представителей "Шеврона", у них есть чем успокоить многочисленных защитников природы. И главный козырь - это опыт транспортировки в проливах и ее качество. "Шеврон", имея за плечами 100 лет работы в нефтяном бизнесе, на сегодняшний день располагает самым крупным среди нефтяных компаний танкерным флотом, перевозя на нем более 40 миллионов тонн нефти в год. Флотилия насчитывает 33 собственных судна, к тому же фрахтует до 40 танкеров. Все вместе они способны одновременно перевезти 7 миллионов тонн углеводородного сырья. Компания берет на себя полный контроль и досмотр судов на предмет качества в порту Новороссийска и доставку нефти до покупателя. По словам г-на Наттинга, даже увеличение объема перевозимой нефти не потребует расширения флотилии. И с вводом КТК количество танкеров, перевозящих сейчас тенгизскую нефть из четырех черноморских портов, уменьшится со 160 до 100 за счет увеличения объемов самих танкеров до 135 тысяч тонн.
И последним выдвинутым аргументом было то, что, по данным турецких лоцманов, только 3% из прошедших в прошлом году через Босфор и Дарданеллы 48 тысяч судов перевозили нефть. Но если и эти доводы на турок не подействуют, то, по всей видимости, влиятельнейшая американская компания вспомнит о международной "конвенции Монтро" 1936 года, которая называет Босфор международными водными путями.
Нефтяное изобилие
Объем добычи нефти на Тенгизе к 2005 году увеличится на 7 миллионов тонн в год. И с нынешними 12 миллионами составит 19 миллионов тонн. А к 2010 году объем добычи достигнет 30 миллионов. По сообщению генерального менеджера производства Ройса Эллиота, уже сейчас идет инженерная проработка двух крупных проектов общей стоимостью порядка двух миллиардов долларов. Первый проект - завод второго поколения - направлен как раз на увеличение прироста добычи нефти.
Сопровождать его будет не менее важный проект. Экологи уже сейчас говорят, что увеличение объемов добычи повлечет за собой увеличение сжигания попутного газа на факелах Тенгиза (в прошлом году - 85 тысяч тонн отравляющих веществ). Но, несмотря на увеличение добычи нефти, газа будет сжигаться на 95 процентов меньше. Это позволит новая для Казахстана технология закачки сырого газа обратно в пласты. "Тенгизшевройл" выделяет на эти цели 50 миллионов долларов. Проект можно назвать даже уникальным - под таким высоким давлением, как на Тенгизе, никто его еще не осуществлял. Если верить обещаниям, то можно уже сказать, что факелы на Тенгизе в недалеком будущем чадить практически перестанут. Расширение мощностей СП коснулось и месторождения Королевское.
- Если Тенгиз - гигантское месторождение, последнее в своем роде, открытое за последние 25 лет (не считая шельфа Каспия), то Королевское - огромное, - сказал Ройс Эллиот. - Советскими геологами были утверждены запасы в размере 3 миллиардов баррелей. Для опытно-промышленной добычи до конца этого года на этих площадях будет пробурено три разведочные скважины.
Все перечисленные планы ТШО неразрывно связаны с проектом КТК, по которому ежегодно будет доставляться до Новороссийска на первом этапе до 28 миллионов тонн нефти. Сейчас нефть Тенгиза объемом более 400 тысяч тонн идет уже по территории Калмыкии. А на площадке КТК в Атырау турецкая фирма "Текфен" ведет строительство НПС "Атырау", там же сооружаются два резервуара объемом 20 тысяч тонн нефти каждый. Они необходимы для смешивания нефти с разных месторождений. Ведь в трубу со временем будет закачиваться нефть с Карачаганака и Мангистау. На аналогичной площадке в Тенгизе идет реконструкция НПС "Тенгиз".
Решен вопрос и с банком качества КТК. Но такой же банк с вводом нового трубопровода требуется и для нитки Атырау - Самара. По словам генерального директора ТШО Тома Уинтертона, давно ведутся переговоры с Министерством энергетики, индустрии и минеральных ресурсов и НКТН "Казтрансойл" о необходимости создания банка качества нефти. Как известно, по качеству тенгизская нефть приравнивается к марке "брент". Но, смешиваясь в трубе с менее качественной нефтью, она теряет некоторые свои свойства и идет на рынок как более дешевая смесь "юралс". На каждой тонне нефти ТШО теряет от 8 до 14 долларов. Зная, что компания прокачала на Самару в прошлом году 3 миллиона тонн, можно посчитать убытки от этого проекта. И перевозка по железной дороге пока остается для ТШО более выгодным путем для транспортировки.
Серные пирамиды
Одним из самых уязвимых участков работы ТШО до сих пор является хранилище серы, где ее скопилось 4 миллиона тонн. Многочисленные нападки экологов на долголетнее хранение серы наконец-то получили ответ.
- В следующем году будет достроена установка по грануляции серы, - сказал Том Уинтертон. - Сейчас идут работы по определению оптимальных рынков сбыта. А, кроме того, осуществится проект, о котором так долго говорили, ТШО начнет выпускать материал для дорожного покрытия, серобетон. Первые испытания состоятся на Тенгизе, где серобетоном покроют площадь в 500 квадратных метров. Будет применена канадская технология. Как известно, эта страна - лидер по применению серы для производства вяжущих растворов в строительстве. Этот первый в Казахстане опыт после испытания и просчета экономики проекта, по словам генерального менеджера, будет широко применяться. А пока ТШО отправляет в Канаду местных экологов для ознакомления с тамошними технологиями и безопасностью их применения.
Без сомнения, после решения финансовых вопросов, которые будут обсуждаться на совете партнерства осенью этого года, ТШО осуществит свой "серный" проект. А пока серные пирамиды украшают собою площадки хранения...

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены