|
|
26 июня
2001 г. |
Источник:
газета "Экспресс-К" (Казахстан) |
Автор: Елена
Ладикова |
Восстановление
утраченных иллюзий
|
Многочисленные
проблемы Каспийского трубопроводного консорциума, возникшие буквально
через несколько недель после официального запуска проекта, сменявшие
друг друга процессы начала закачки нефти и ее остановки, едва не
подорвали доверие к этому многомиллионному проекту. Возможно, именно
для возрождения былого энтузиазма в массах "Шеврон Мунайгаз Инк."
и пригласил журналистов столичных изданий для ознакомления с деятельностью
компаний КТК и "Тенгизшевройл". "Все проблемы КТК разрешены. Мы
ежедневно качаем нефть в трубу. И 6 августа ею будет наполнен первый
танкер в Новороссийске", - сказал менеджер атырауского офиса КТК-К
Зинон Абдрахманов. Его слова подтвердили и представители "Шеврона". |
Никогда
я не был на Босфоре |
С точки зрения
"Шеврона", которую озвучил представитель группы продаж и транспортировки
Евразийского стратегического отделения Саймон Наттинг, "транспортная
система доставки тенгизской нефти по трубе до Новороссийска, а затем
через турецкие проливы является для компании самой перспективной".
Предполагается, что к 2010 году через турецкие проливы будет перевезено
150 миллионов тонн так называемой смеси КТК. Но, по его же словам,
перевозка через Босфор и Дарданеллы, как и любая система, не вечна.
Поэтому как альтернатива привлекают большое внимание проект Баку
- Джейхан, транспортировка нефти через трубу Одесса - Броды (до
40 миллионов тонн нефти в год) и трубопровод Атырау - Самара (в
прошлом году по нему было прокачано 3 миллиона тонн тенгизской нефти,
но из-за отсутствия банка качества компании выгоднее возить нефть
в цистернах по железной дороге). |
- Мы можем
сохранить свои объемы прокачки по трубопроводу Атырау - Самара и
после сдачи в эксплуатацию КТК, если будет создан банк качества
нефти для этого нефтепровода, - сказал г-н Наттинг. Но другие проекты
меркнут на фоне экономической выгоды от транспортировки по турецким
проливам. |
Судя по некоторым
данным, "Шеврон" находится в тесном контакте с властными структурами
Турции, от которых зависит решение вопроса о прохождении судов через
Босфор. Уйдя от политических заявлений, г-н Наттинг сказал, что
сейчас уже существует договор на уровне министра по морским делам
этой страны о создании здесь на деньги компании школы лоцманов и
применении специальной программы по развитию навигационной системы
в проливах. |
Американцы
не стали скрывать, что в Турции немало противников проекта КТК.
Проливы всегда были и остаются очень чувствительными в плане экологии.
Но, по словам представителей "Шеврона", у них есть чем успокоить
многочисленных защитников природы. И главный козырь - это опыт транспортировки
в проливах и ее качество. "Шеврон", имея за плечами 100 лет работы
в нефтяном бизнесе, на сегодняшний день располагает самым крупным
среди нефтяных компаний танкерным флотом, перевозя на нем более
40 миллионов тонн нефти в год. Флотилия насчитывает 33 собственных
судна, к тому же фрахтует до 40 танкеров. Все вместе они способны
одновременно перевезти 7 миллионов тонн углеводородного сырья. Компания
берет на себя полный контроль и досмотр судов на предмет качества
в порту Новороссийска и доставку нефти до покупателя. По словам
г-на Наттинга, даже увеличение объема перевозимой нефти не потребует
расширения флотилии. И с вводом КТК количество танкеров, перевозящих
сейчас тенгизскую нефть из четырех черноморских портов, уменьшится
со 160 до 100 за счет увеличения объемов самих танкеров до 135 тысяч
тонн. |
И последним
выдвинутым аргументом было то, что, по данным турецких лоцманов,
только 3% из прошедших в прошлом году через Босфор и Дарданеллы
48 тысяч судов перевозили нефть. Но если и эти доводы на турок не
подействуют, то, по всей видимости, влиятельнейшая американская
компания вспомнит о международной "конвенции Монтро" 1936 года,
которая называет Босфор международными водными путями. |
Нефтяное
изобилие |
Объем добычи
нефти на Тенгизе к 2005 году увеличится на 7 миллионов тонн в год.
И с нынешними 12 миллионами составит 19 миллионов тонн. А к 2010
году объем добычи достигнет 30 миллионов. По сообщению генерального
менеджера производства Ройса Эллиота, уже сейчас идет инженерная
проработка двух крупных проектов общей стоимостью порядка двух миллиардов
долларов. Первый проект - завод второго поколения - направлен как
раз на увеличение прироста добычи нефти. |
Сопровождать
его будет не менее важный проект. Экологи уже сейчас говорят, что
увеличение объемов добычи повлечет за собой увеличение сжигания
попутного газа на факелах Тенгиза (в прошлом году - 85 тысяч тонн
отравляющих веществ). Но, несмотря на увеличение добычи нефти, газа
будет сжигаться на 95 процентов меньше. Это позволит новая для Казахстана
технология закачки сырого газа обратно в пласты. "Тенгизшевройл"
выделяет на эти цели 50 миллионов долларов. Проект можно назвать
даже уникальным - под таким высоким давлением, как на Тенгизе, никто
его еще не осуществлял. Если верить обещаниям, то можно уже сказать,
что факелы на Тенгизе в недалеком будущем чадить практически перестанут.
Расширение мощностей СП коснулось и месторождения Королевское. |
- Если Тенгиз
- гигантское месторождение, последнее в своем роде, открытое за
последние 25 лет (не считая шельфа Каспия), то Королевское - огромное,
- сказал Ройс Эллиот. - Советскими геологами были утверждены запасы
в размере 3 миллиардов баррелей. Для опытно-промышленной добычи
до конца этого года на этих площадях будет пробурено три разведочные
скважины. |
Все перечисленные
планы ТШО неразрывно связаны с проектом КТК, по которому ежегодно
будет доставляться до Новороссийска на первом этапе до 28 миллионов
тонн нефти. Сейчас нефть Тенгиза объемом более 400 тысяч тонн идет
уже по территории Калмыкии. А на площадке КТК в Атырау турецкая
фирма "Текфен" ведет строительство НПС "Атырау", там же сооружаются
два резервуара объемом 20 тысяч тонн нефти каждый. Они необходимы
для смешивания нефти с разных месторождений. Ведь в трубу со временем
будет закачиваться нефть с Карачаганака и Мангистау. На аналогичной
площадке в Тенгизе идет реконструкция НПС "Тенгиз". |
Решен вопрос
и с банком качества КТК. Но такой же банк с вводом нового трубопровода
требуется и для нитки Атырау - Самара. По словам генерального директора
ТШО Тома Уинтертона, давно ведутся переговоры с Министерством энергетики,
индустрии и минеральных ресурсов и НКТН "Казтрансойл" о необходимости
создания банка качества нефти. Как известно, по качеству тенгизская
нефть приравнивается к марке "брент". Но, смешиваясь в трубе с менее
качественной нефтью, она теряет некоторые свои свойства и идет на
рынок как более дешевая смесь "юралс". На каждой тонне нефти ТШО
теряет от 8 до 14 долларов. Зная, что компания прокачала на Самару
в прошлом году 3 миллиона тонн, можно посчитать убытки от этого
проекта. И перевозка по железной дороге пока остается для ТШО более
выгодным путем для транспортировки. |
Серные пирамиды |
Одним из самых
уязвимых участков работы ТШО до сих пор является хранилище серы,
где ее скопилось 4 миллиона тонн. Многочисленные нападки экологов
на долголетнее хранение серы наконец-то получили ответ. |
- В следующем
году будет достроена установка по грануляции серы, - сказал Том
Уинтертон. - Сейчас идут работы по определению оптимальных рынков
сбыта. А, кроме того, осуществится проект, о котором так долго говорили,
ТШО начнет выпускать материал для дорожного покрытия, серобетон.
Первые испытания состоятся на Тенгизе, где серобетоном покроют площадь
в 500 квадратных метров. Будет применена канадская технология. Как
известно, эта страна - лидер по применению серы для производства
вяжущих растворов в строительстве. Этот первый в Казахстане опыт
после испытания и просчета экономики проекта, по словам генерального
менеджера, будет широко применяться. А пока ТШО отправляет в Канаду
местных экологов для ознакомления с тамошними технологиями и безопасностью
их применения. |
Без сомнения,
после решения финансовых вопросов, которые будут обсуждаться на
совете партнерства осенью этого года, ТШО осуществит свой "серный"
проект. А пока серные пирамиды украшают собою площадки хранения...
|
|
|