|
|
6 августа
2001 г. |
Источник:
газета "Известия" |
Автор: Мария
Игнатова |
Нелегкий
компромисс
|
У
Каспийского консорциума все же появился банк качества нефти
|
Акционерам
Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который предназначен
для транспортировки нефти с казахстанского месторождения Тенгиз,
наконец удалось договориться. Теперь начало празднования пуска КТК
будет зависеть лишь от рабочего расписания президентов России и
Казахстана. |
Собрание акционеров
длилось более восьми часов. Оно и неудивительно. На повестке дня
стояли два принципиальных вопроса - заключение договоров на прокачку
нефти и создание банка качества. Дело в том, что КТК имеет очень
большое число акционеров (см. справку). Причем нефть у многих из
них разного качества, и, чтобы не нанести ущерб тем, у кого нефть
лучше, нужно было разработать систему компенсации. Неудивительно,
что те, кто имеет нефть похуже, не очень хотели использовать подобный
механизм. Именно поэтому первоначальную церемонию загрузки первого
танкера, которая была назначена на сегодня, пришлось перенести.
В результате оба этих вопроса все же были решены. Подробности о
договорах и механизме банка качества акционеры пока не раскрывают.
Однако в КТК утверждают, что вся информация появится уже сегодня. |
Таким образом,
формально эксплуатации КТК ничего не мешает. Для России это решение
знаковое. Считается, что до введения в строй нефтепровода Баку -
Джейхан при помощи КТК ей удастся закрепить за собой статус основного
экспортера каспийской нефти. Впрочем, у КТК существует не один конкурент.
Сначала через трубопровод будет экспортироваться казахстанская нефть
(на первом этапе мощность трубопровода составит 28, 2 миллиона тонн
нефти), но потом к ней должна присоединиться и российская (позже
планируется довести мощность до 67 миллионов тонн нефти). Однако
КТК и трубопроводы "Транснефти" между собой не связаны, и российским
акционерам КТК физически невозможно доставить туда необходимые для
наполнения трубопровода объемы нефти. Для этого надо строить перемычку
в 28 километров. |
Впрочем, совсем
недавно глава "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что его компания
перемычку строить не будет. "Они ее построят", - гневно сказал он,
намекая на "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть". Такая позиция "Транс-нефти" объясняется
заботой об ее собственном "детище" - Балтийской трубопроводной системе
(БТС), которая должна заработать в декабре этого года. В компании
утверждают, что БТС - это тоже конкурентоспособный маршрут транспортировки
казахстанской нефти, и он может стать предпочтительным. В то же
время топливный вице-премьер Виктор Христенко говорит, что в ближайшее
время правительство примет "принципиальное решение" по вопросу о
связующем звене между КТК и "Транснефтью". |
В КТК утверждают,
что загрузка первого танкера пройдет в ближайшие несколько недель.
Сейчас в трубопровод длиной 1580 километров уже закачано 800 тысяч
тонн нефти. Гендиректор КТК Сергей Гнатченко говорит, что "мы по-прежнему
рассчитываем, что первый танкер КТК будет загружен в присутствии
президентов Путина и Назарбаева. Поэтому дату церемонии мы назовем
после консультаций с администрациями президентов". |
*** |
Справка "Известий" |
Акционерами
КТК являются: Россия - 24%, Казахстан - 19% и Султанат Оман - 7%.
Среди частных акционеров представлены Chevron Caspian Pipeline Consortium
- 15%, LUKARCO - 12, 5, Rosneft-Shell Caspian Ventures - 7, 5, Mobil
Caspian Pipeline - 7, 5, Agip International - 2, BG Overseas Holding
- 2, Kazakhstan Pipeline Ventures - 1, 75 и Oryx Caspian Pipeline
- 1, 75%. |
|
|