|
|
25 мая 2001
г. |
Источник:
газета "Деловая неделя" (Казахстан) |
Автор: Казира
Аяпова |
Проба
|
Как будто-бы
хеппи-эндом недели завершается решение проблем, связанных с закачкой
тенгизской нефти в трубопровод КТК. Эти 13 дней, взволновавших частицу
нефтяного мира, коей является Каспий, позади. В какую сумму вылились
издержки и на чей счет их отнесут, неизвестно. Скорее все спишут
на "пробу", коль наступила эпоха экологических "экспериментов".
|
Начавшаяся
с 10 мая остановка закачки нефти из-за технической воды, использованной
для гидротестирования трубы, связана с проблемой на территории Калмыкии,
куда собрались просто вылить десятки тысяч тонн грязной воды. Экологи
Калмыкии категорически выступают против этого. В этом они, несомненно,
правы. В такой ситуации может оказаться любой район, связанный с
нефтедобычей. А происходит так потому, что нефтяники рассчитывают
на "авось". При этом все оперируют магическими цифрами прибыли и
эффекта для местных жителей. Насчет прибыли это все правда. А будет
ли эффект для местного населения? Сами компании, даже такие как
Chevron, ExxonMobil, Shell, Agip, BG, входящие в КТК, вряд ли об
этом позаботятся. Хотя почему бы им не предусмотреть сбор воды,
очистку и использование для полива или других технических нужд.
Если нефть - золото, то ведь вода - жизнь. Наверное, этот вопрос
должна была предусмотреть и российская сторона, но в данном случае
речь идет о том, что нефтяные магнаты мыслят только категориями
прибылей. Экологические проблемы появляются для них лишь тогда,
когда кто-то воспротивится, забьет тревогу. А нет, так и нет...?
|
При таком подходе
санкционируется убийство каспийской флоры и фауны, которая не умеет
кричать. При таком подходе не исключены неожиданные ЧП и в последующем,
там, где пролегает трубопровод. Участники консорциума должны использовать
получаемую прибыль от транспортировки, в первую очередь, на благо
людей. Иначе все получится как в Нигерии с компанией Shell: доведенные
до нищеты и отчаяния люди воровали, поджигали, громили. В среду,
как сообщило агентство "Хабар", возобновилась закачка нефти в трубопровод
КТК Тенгиз-Новороссийск. Через 6 дней, полагают в Атырауском нефтепроводном
управлении, она достигнет границы Казахстана с Россией. Всего для
заполнения трубы к уже закачанным с апреля 100 тысячам тонн требуется
еще 900 тыс тонн, чтобы по трубе нефть дошла до терминалов Новороссийска.
Оттуда, по планам КТК, в конце июня должен отправиться первый танкер
с казахстанской нефтью. Удастся ли уложиться в намеченные сроки,
неизвестно, хотя президенты Путин и Назарбаев в недавнем телефонном
разговоре заявили о недопустимости переноса сроков получения первой
казахстанской нефти в Новороссийске. Фактор времени связан и с благоприятной
ценовой конъюнктурой. |
Но казахстанской
нефть является, скорее, по географии происхождения. Может, правильнее
назвать ее шевронской или эксонмобилской? Тогда и ответственность
будет конкретной. На этой же неделе в Астане состоялась встреча
вице-председателя правления корпорации Chevron г-на Мацке с президентом
РК, в ходе которой нефтяной магнат заявил, что закачка нефти в трубопроводную
систему КТК возобновится. Атырауские нефтепроводчики провели ревизию
трубы и оповестили обслуживающий персонал по всей трассе, но для
того, чтобы открыть кран необходимо подтверждение российских коллег.
До этого россияне сообщили, что с закачкой нефти в трубопровод придется
повременить, а в пресс-службе КТК заверили, что российская часть
магистрали готова к приему тенгизской нефти. Как теперь решена судьба
технической воды, находящейся в нефтепроводе неизвестно. |
Неудобно, видимо,
и Ричарду Мацке, и Тому Уинтертону говорить, что грязную воду все-таки
вылили на калмыкскую землю: известные компании не говорят о таких
вещах, хотя прибыль от этого делят. Говоря о Банке качества, г-
Мацке отметил, что это "система взаиморасчетов, согласно которой
Казахстан сможет получать справедливую цену за свою нефть". Хотя
заметим, что на самом деле Казахстан пока получает лишь скромные
налоговые поступления. Они, действительно, скромные, если взглянуть
на строчку ТШО в таблице налоговых поступлений, опубликованной в
ДН №6 от 23.02.01. Цифры - неумолимая вещь. Кроме технических причин
остановки работы трубопровода были сложности с оформлением таможенных
процедур. Российские таможенники сослались на необходимость получения
дополнительных документов, хотя некоторые эксперты расценили это
как неготовность российской части трубопровода к транспортировке
тенгизской нефти. |
Существенным
препятствием для дальнейшей реализации проекта эксперты считают
взаиморасчеты поставщиков в соответствии с правилами "Банка качества
нефти". Однако участники консорциума, как отметил на состоявшейся
пресс-конференции в Астане вице-президент Казтрансойл К. Кабылдин,
на сегодняшний день согласовали и утвердили размер тарифа по транспортировке
нового сорта нефти. Смесь, которая образуется при смешении нефти,
добытой с различных месторождений Казахстана и России, получила
название СPC Blend. БКН позволит каждому грузоотправителю получать
реальную рыночную стоимость своей нефти, даже если она отличается
от цены СPC Blend: т.е. некоторые российские экспортеры получат
цену ниже усредненной. Несмотря на то, что российское правительство
на официальном уровне поддерживает идею его создания, некоторые
компании пытаются саботировать этот процесс, отмечают отдельные
эксперты. |
Россиян можно
понять. Им эта нефть, способная усложнить их конкурентные позиции
на европейских рынках, не нужна. Что будет, если к экспортируемым
Россией 100 млн тонн нефти прибавится еще 67 млн с Тенгиза? Спохватились
россияне поздновато, конечно. Ввела в заблуждение эффектно разыгранная
клинтоновская эпопея с проектом "Баку-Джейхан". Хотя, в конечном
счете, могут пострадать от этого как раз американские компании,
добывающие нефть на Каспии. Это, с одной стороны, а с другой - стремление
России схватить все сразу и всюду также чревато ошибками. Новый
президент Путин, открывший в свое время шлюзы для казахстанской
нефти, теперь должен искать решение, а российские чиновники вынуждены
"раздувать" тарифы за транспортировку. Казахстанская нефть - это
нефть, добываемая национальной компанией, но ее пока не так уж и
много: менее трети из добытых в 2000 году 35,4 млн тонн.В этом году,
как сообщил министр экономики г-н Кулекеев на заседании правительства
в прошлый вторник, планируется добыть 47 млн тонн. |
Еше один важный
момент, озвученный г-ном Кабылдиным, касается эксплуатируемого нефтепровода
"Атырау - Самара": его "важная роль" сохранится. Он позволяет иметь
доступ казахстанской нефти к портам на Балтийском море через создаваемую
в России Балтийскую трубопроводную систему. Как уже рассказывала
"ДН", в прошлом году БТС, по которому планируется доставка сибирской
нефти по линии Ярославль - Кириши - Приморск (Ленинградской обл.)
была затеяна в обход прибалтийских портов. "Россия теряет до 1,5
млрд долларов от транспортировки различных грузов через порты в
Прибалтике. Транзит российского сырья дает 25% доходов бюджетов
Латвии и Эстонии. Вопрос реализации БТС важен с точки зрения экономической
безопасности: России, имеющей собственный нефтеналивной порт, никто
не сможет навязывать невыгодные условия по экспорту", - твердили
в Москве. |
Теперь, когда
оказалось, что те порты все-таки выгодны, встанет вопрос загрузки
БТС. Но какой смысл гнать казахстанскую нефть на самый северный
порт, если до литовского терминала Бутинге расстояние значительно
меньше. Кроме того, с литовского и латвийского терминалов значительно
короче и морской путь до западноевропейских портов. Одним словом,
налицо определенная позиция россиян. Куда же смотрит министерство
в лице г-н Школьника? Очевидно, что самый "накладный" маршрут достанется
именно государственной нефти, а не иностранным компаниям. Или у
наших чиновников государственные интересы на втором плане? Учитывая
складывающиеся тенденции транспортировки углеводородов, заметной
становится более активная позиция по остальным маршрутам помимо
северного. Однако их реализация еще представляется туманной. К.
Кабылдин отметил также, что проект строительства нефтепровода из
Западного Казахстана в Китай может оказаться "коммерчески оправданным
и жизнеспособным". |
По его словам,
ТЭО проекта было завершено в 1999 году. Оценивая перспективность
проекта Баку - Джейхан, К.Кабылдин напомнил, что в рамках него Казахстаном
сформирована группа заинтересованных компаний, которые в настоящее
время оценивают предлагаемые условия проекта. Говоря о проекте строительства
внутреннего трубопровода Кенкияк-Атырау с перспективой присоединения
его к системе КТК, вице-президент "КазТрансОйл" сообщил, что основные
условия финансирования проекта будут определены в первом полугодии
текущего года. Во второй половине года планируется проведение тендера
по выбору основного подрядчика указанного проекта. Между тем ставка
на КТК велика. Как подчеркнул г-н.Кабылдин, он станет в будущем
"основным маршрутом экспорта" нефти, добываемой в Казахстане. Первоначальный
пропускной объем составит 20 млн. тонн ежегодно, а с пуском второй
очереди системы со временем возрастет до 50 млн. тонн. |
Он также отметил,
что с момента ввода КТК "отпадет актуальность" предоставления квот
со стороны России на транзит через ее территорию казахстанской нефти.
Эта подмеченная тонкость означает, что экспортеры казахстанской
нефти настроены решительно. Договоры были подписаны несколько лет
назад, трубопровод построен: обратного хода нет? В конце этой недели,
как сообщил журналистам г-н Мацке, ожидается решение российских
властей. Документы переданы в конце недели в соответствующие властные
структуры. Решение российского правительства, в принципе, предсказуемо.
А как поступят российские нефтяные магнаты? Во всяком случае, идея
создания "Банка качества нефти" многим из них не по душе. Результат
покажет проба на честность, прозрачность и справедливость. Не следует
забывать и том, что доля россиян в проекте существенна. России принадлежит
24% участия в КТК, кроме того СП LUKARCO принадлежит -12,5% и Rosneft-Shell
- 7,5%. Это, а также тарифы за транспортировку принесут ей хорошие
доходы, позволят обезопасить природу и жизнь простых граждан, живущих
в окрестностях. Теоретически... |
|
|