|
|
|
Дорога
к морю
|
Источник:
журнал "Профиль", #26, 12 июля 1999 г. |
Записал:
Владимир Змеющенко |
Россия ежегодно
экспортирует около 120 млн. тонн нефти. При этом только третья часть
ее продается через российские порты. Все остальное вывозится через
Украину, Белоруссию, Прибалтику по завышенным тарифам. Но в нынешнем
году началось строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС).
И после запуска ее первой очереди в 2001 году Россия получит дешевый
выход на балтийские нефтяные рынки. О подробностях проекта рассказывает
президент компании "Транснефть" Дмитрий Савельев. |
Несколько дней
назад состоялось собрание акционеров НК "Транснефть". Были подведены
основные итоги прошедшего года, одним из которых стало то, что нам
удалось сдвинуть с мертвой точки проект Балтийской транспортной
системы. |
В результате
его реализации Россия приобретет собственный выход к балтийским
нефтяным рынкам и сможет экспортировать нефть в северную Европу
через портовый комплекс в Приморске (Ленинградская область) и в
Санкт-Петербургском морском порту. Трубопровод пройдет через территорию
республики Коми, Ненецкий автономный округ и Ярославскую, Тверскую
и Новгородскую области к побережью Финского залива. |
Значение этого
проекта для нефтяного комплекса России и экономики в целом очень
велико. Дело в том, что в результате распада СССР Россия потеряла
несколько стратегически важных портов в Балтийском и Черном морях.
Они отошли к Балтийским государствам (Литве, Латвии, Эстонии) и
к Украине. Фактически у нас остался лишь Новороссийский порт. Но
проблема заключается в том, что он не в состоянии "переварить" весь
российский нефтяной экспорт. Сейчас через Новороссийск прокачивается
около 32 млн. тонн нефти в год. А всего мы экспортируем около 120
млн. тонн из 305 млн. тонн добываемых. |
Кроме чисто
технических ограничений для экспорта через Черное море есть и ряд
других препятствий. Одно из них -- отсутствие гарантии в прохождении
танкеров через Босфор и Дарданеллы, которые контролируются Турцией. |
Перекачка нефти
через порты Украины и Прибалтики обходится намного дороже, чем через
собственный порт в Новороссийске. Если российский тариф составляет
около $2 за тонну, то украинский -- $5,5, прибалтийский -- $5 за
тонну. Сверх названных портовых сборов транзитные тарифы этих стран
по перекачке нефти через их территорию также превышают российские
в несколько раз (тарифы Прибалтийских компаний больше в 4,3 раза,
Украины -- в 5,4 раза), хотя все мы пользуемся нефтепроводами, которые
достались нам в наследство от СССР. Существуют даже межгосударственные
соглашения о согласовании тарифной политики, которые, к сожалению,
не соблюдаются. Примечательно, что до 25% ВВП Балтийских государств
-- это средства, полученные от перекачки по их территории российской
нефти. |
Таким образом,
необходимость строительства нового нефтепровода, который бы дал
возможность России увеличить перекачку нефти через собственные порты,
очевидна. Этот проект выгоден как частным нефтяным компаниям, так
и государству. Для нефтяных компаний польза заключается в том, что
существенно снижаются тарифы на транспортировку нефти. Соответственно,
это уменьшает себестоимость и позволяет либо извлекать дополнительную
прибыль, либо снижать цены. Наши нефтяные фирмы становятся более
конкурентоспособными. В свою очередь государство, осуществляя строительство
БТС, создает дополнительные рабочие места, совершенствует инфраструктуру
такой значимой для России отрасли, как нефтедобывающая. Наконец,
увеличивается налогооблагаемая база. Но и это еще не все. Известно,
что государства, трубопроводами которых Россия сегодня вынуждена
пользоваться, вступают или собираются вступить в союзы -- причем
не только торговые, но и военные -- потенциально противостоящие
России. Получив независимость от этих государств в транспортировке
стратегического сырья, Россия обретет политический козырь. |
Однако, продвигая
этот проект, мы ощутили серьезное сопротивление со стороны тех российских
деловых кругов, которые имеют экономические интересы в Прибалтике.
Они извлекают прибыль из Венспилского терминала и активно противятся
реализации проекта БТС. Но мы -- государственнаяч компания и я,
как ее президент, должены обеспечить защиту интересов России. И
мы ее обеспечим. |
Реализация
проекта Балтийской трубопроводной системы будет состоять из трех
этапов. |
Первый, рассчитанный
на перекачку 12 млн тонн в год, должен быть воплощен в жизнь за
2,5 года, то есть к концу 2001 года, он потребует около $500 млн
инвестиций. |
Принято решение
о том, что $100 млн на финансирование проекта БТС будет выделено
уже в этом году за счет дополнительного инвестиционного тарифа компании
"Транснефть" (то есть за счет увеличения существующего в настоящий
момент тарифа на перекачку нефти по трубопроводам "Транснефти" --
"Профиль"). Приблизительно такую же сумму "Транснефть"
инвестирует в 2000 году за счет того же инвестиционного тарифа.
Остальные $300 млн. мы рассчитываем покрыть привлекая средства других
инвесторов, прежде всего иностранных. |
После реализации
первого этапа БТС будет прокачивать до 12 млн. тонн нефти в год.
На втором его пропускная способность можеть быть увеличена до 18
млн. тонн, а на третьем -- до 30 млн. тонн. Но их реализация целиком
зависит от сырьевой составляющей: если объемы добычи будут увеличиваться,
то процесс пойдет, естественно, быстрее. Существуют два варианта
формирования акционерного капитала БТС. При первом компания изначально
является полностью государственной, а после реализации проекта часть
ее акционерного капитала продается или распределяется на основании
индивидуальных соглашений между частными российскими нефтяными фирмами.
|
При втором
варианте частные компании становятся акционерами сразу, но контрольный
пакет остается в собственности государства. Решение этого вопроса
зависит от Мингосимущества и Минтопэнерго, которые пока не пришли
к окончательному мнению. |
Первое время
нефтяные компании не проявляли особого интереса к проекту. Сейчас
ситуация изменилась. Ряд компаний, которые раньше критиковали проект,
сейчас проявляют к нему интерес и готовы участвовать в его реализации.
Это прежде всего "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз",
"ЮКОС", ТНК и другие. |
Маршрут через
балтийские порты более выгоден для них. Кроме того, проект стал
совершенно реальным. Ясно, что в таком виде он более интересен,
чем, например, полгода назад, когда это была некая туманная концепция
без конкретных цифр и выкладок. Понятно, что тратить усилия и деньги
для разработки и обоснования инвестиционной привлекательности проекта
никому особенно не хотелось. |
Как известно,
проект подразумевает строительство нового трубопровода, который
выведет российскую нефть к российским же портам в Санкт-Петербурге
(Балтийское море). То, что Балтийские порты замерзают, не очень
сильно влияет на рентабельность проекта. Во-первых, сущестувуют
ледоколы, которые способны вывезти танкеры на незамерзающие пути.
Кстати, использование ледоколов не очень сильно увеличивает себестоимость
перевозки. По нашим подсчетам менее чем на $1 за тонну. Кроме того,
наши западные партнеры готовы предоставить свой танкерный флот,
который возит нефть из Норвегии и обратно идет порожняком. Все эти
предложения рассматриваются. Конкретные решения будут приниматься
ближе к моменту реализации проекта. |
Нефть, которую
будут прокачивать через БТС, пойдет на европейские рынки. Финляндия,
в частности, готова покупать не менее 6 млн. тонн российской нефти
в год. Сейчас они получают нашу нефть либо из латвийского порта
Венспилс, либо по железной дороге. Тарифы БТС будут значительно
выгоднее прибалтийских. Разница, по нашим подсчетам, составит до
$4 за тонну. Что значительно удешевит стоимость и поднимет конкурентоспособность
российской нефти. При этом, по нашим оценкам, проект должен окупиться
для участников, то есть опять же для государства и для компаний,
за 9 лет. |
Тарифы БТС
на отгрузку нефти из трубопровода в танкеры безусловно несколько
выше, чем в Новороссийске. Но в Средиземноморских портах сейчас
предложение нефти очень высоко за счет арабских стран. Там ее переизбыток,
и поэтому цена на нее меньше (приблизительно на на $1 за баррель),
чем в портах на севере Европы и на прибалтийском направлении. Это
делает выгоднее продажу нефти именно через БТС. Кроме того, добыча
нефти в Северном море постепенно снижается. Ухудшается ее качество.
А потребление, наоборот, растет. Так, больше стала потреблять нефть
Германия, Польша, где сейчас собираются строить крупный нефтеперебатывающий
завод. |
На презентации
БТС в Лондоне, которая состоялась несколько недель назад, западные
инвесторы проявили к проекту очень серьезный интерес. При этом их
планы мало зависят от мировых цен на нефть. Им важно, чтобы нефтепровод
прокачивал запланированные объемы нефти на протяжении всего срока
своей эксплуатации. Ведь окупаемость проекта и возврат инвестиций
зависит именно от тарифной выручки |
Мы всерьез
рассчитываем на западные инвестиции и, думаю, у нас есть все основания
для этого. В частности, перед годовым собранием Транснефть получила
аудиторское заключение по годовому отчету по международным стандартам
Price Waterhouse Coopers. Это означает, что европейские инвесторы,
включая и ЕБРР, готовы рассматривать участие во многих наших проектах,
в том числе и БТС. |
|
|