Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут
НЕФТЕГАЗОДОБЫЧА В СТРАНАХ СНГ

Проект освоения месторождения Тенгиз (Казахстан)
Месторождение Тенгиз - считается одним из крупнейших в мире. Месторождения Тенгиз и соседнее с ним Королевское были открыты в середине 80-х годов. По некоторым данным, в 1986 году из 16 млрд. долларов инвестиций, вложенных в советскую нефтяную отрасль, большая часть пошла на финансирование работ на Тенгизе. Месторождение будет введено в эксплуатацию в 1991 году.
Переговоры об освоении месторождений Тенгиз и Королевское начались между правительством Казахстана и американской корпорацией Chevron еще в конце 80-х годов. Они завершились в апреле 1993 года подписанием соглашения между Chevron Overseas Petroleum и государственной компанией Казахстана "Казахстанмунайгаз" о создании совместного предприятия "Тенгизшевройл". Срок действия контракта - 40 лет, в течение которых суммарный объем инвестиций должен составить не менее 20 млрд. долларов.
Суммарные запасы Тенгиза и Королевского (Западный Казахстан) оцениваются в 1-1,4 млрд. тонн нефти (по другим оценкам, до 2 млрд. тонн). По западным оценкам, запасы Тенгиза и Королевского составляют 25 млрд. баррелей, извлекаемые - 6-9 млрд. баррелей. Пиковая добыча на обоих месторождениях должна составить 35-36 млн. тонн нефти в год. Ожидаемый доход от реализации проекта - свыше 200 млрд. долларов.
Площадь Тенгизского месторождения достигает 565 кв.километров. Верхний нефтеносный коллектор залегает на глубине от 4000 до 4700 метров, нижний - на глубине 4700-5400 метров. На Тенгизском и Королевском месторождениях основным источником нефти являются подсолевые палеозойские карбонатовые пласты. Пласты содержат нефть плотностью в 46 градусов по шкале Американского нефтяного института, что позволяет извлекать в процессе переработки высокий процент ценных легких нефтепродуктов, в том числе бензина и керосина. Пластовые температуры достигают 225 градусов по Фаренгейту.
По заявлениям официальным заявлениям представителей Chevron, с 1993 года компания инвестировала в проект около 1 млрд. долларов.
В 1997 году к проекту разработки Тенгиза присоединились компании Mobil (США) и "ЛУКОЙЛ" (Россия). Американская компания перекупила 25% из 50%-ой доли правительства Казахстана в СП "Тенгизшевройл", а "ЛУКОЙЛ" купил 5% из доли Chevron.
Нынешний состав СП "Тенгизшевройл":
  • "ЛУКАРКО" (СП "ЛУКОЙЛ" и "АРКО") - 5%
  • "Казахойл" - 25%
  • Mobil - 25%
  • Chevron - 45%
К середине 2000 года СП "Тенгизшевройл" (ТШО) планирует выйти на уровень добычи в 12 млн. тонн в год. В 1997 году ТШО добыло 7 млн. тонн нефти, в 1998 году - 8,6 млн. тонн, в 1999 году планируется добыть 9,3 млн. тонн. Капвложения на 1999 год запланированы на уровне 436 млн. долларов (в 1998 году, по заявлению Chevron, в проект было инвестировано около 550 млн. долларов).
Одним из основных препятствий в реализации проекта являлась проблема с экспортом добываемой на Тенгизе нефти. Именно с этой целью в начале 90-х годов был создан Каспийский трубопроводный консорциум, основная задача которого - строительство трубопровода от казахского месторождения до российского порта Новороссийск. К строительству КТК Россия, Казахстан и компании-инвесторы приступили в мае 1999 года (подробнее см. справку по "Каспийскому трубопроводному консорциуму - "СКВАЖИНА").
До завершения строительства трубопровода КТК (к 2001 году) СП "Тенгизшевройл" использовало и использует всем имеющиеся возможности для отправки нефти на экспорт.

1. Экспорт через Россию (трубопровод Атырау-Самара). По этому пути в 1998 году было транспортировано около 40% всех добытой на Тенгизе нефти (в начале 1999 года российская "Транснефть" высказала заинтересованность в расширении пропускной способности нефтепровода Атырау-Самара для увеличения объемов транспортировки тенгизской нефти).

2. Транспортировка по железной дороге на терминалы Новороссийска, Феодосии, Одессы - через Эстонию до Финляндии.
3. Поставка тенгизской нефти на украинские НПЗ.
4. Поставка по так называемому транскавказскому коридору - нефть из казахстанского порта Актау танкерами доставляется в Баку, оттуда по железной дороге в Батуми (в 1998 году по этому направлению было переправлено свыше 2,2 млн. тонн нефти). Транспортировка по этому пути была начата в марте 1997 года.
Однако с 1 февраля 1999 года транспортировка тенгизской нефти по транскавказскому коридору была приостановлена из-за высоких транспортных тарифов, которые в условиях обвального падения цен на нефть на мировом рынке, превращали тенгизскую нефть по себестоимости в "золотую". В том же месяце представители Chevron приступили к переговорам с правительствами Азербайджана и Казахстана. Первой "сдалась" грузинская сторона, которая согласилась снизить тариф на транзит нефти с 7,75 долларов до 5 долларов за тонну (в 1997 г он составлял 7,8 долл, в 1998 г - 6,1 долл). Немногим дольше продержался официальный Баку, который в итоге также снизил тарифы с 12,3 доллара до 11,15 доллара за тонну. С конца февраля-начала марта 1999 года СП "Тенгизшевройл" возобновила экспорт нефти по транскавказскому коридору. Причем, как заявили официальные представители СП, в 1999 году они намерены прокачать по этому маршруту в 2,5 раза больше нефти (около 5 млн. тонн), чем в 1998 году.
Несмотря на то, что приоритетным для СП маршрутом транспортировки остается будущая ветка КТК, Chevron намерена реконструировать грузинский трубопровод Хашури-Батуми также для экспорта тенгизской нефти. Протяженность трубопровода составляет 232 километра. Ранее эта ветка использовалась для транспортировки нефтепродуктов из Хашури (город, находящийся примерно в 110 км от Тбилиси) до Батуми. Сегодня этот трубопровод не работает, так как нуждается в капитальном ремонте. Реконструкция Хашури-Батуми, по оценкам Chevron, обойдется в 8-10 млн. долларов и может продлиться от 3 месяцев до полугода. После завершения всего комплеса ремонтных работ (включая терминал в Хашури) пропускная способность трубопровода составит 2 млн. тонн в год, однако в случае строительства дополнительных насосных станций мощность может быть увеличена до 10 млн. тонн в год.
Интересно отметить, что в марте 1999 года с резким осуждением контракта с Chevron выступил бывший премьер-министр Казахстана, опальный политик и последовательный оппозиционер действующего президента Нурсултана Назарбаева Акежан Кажегельдин. Он назвал контракт с американским гигантом одним "из самых бездарных и невыгодных" для Казахстана. По мнению Кажегельдина, Chevron получил "лакомый кусок", "крупнейшее месторождение" с развитой инфрастурктурой всего за 420 млн. долларов. Причем, как говорит Кажегельдин, американцы не платят этих денег, потому что согласно контракту, "этот бонус поступит не ранее, чем "Тенгизшевройл" выйдет на ежегодную добычу в 12 млн. тонн".
Особо

В мае 1999 года Генеральная прокуратура Казахстана запретила "Тенгизшевройлу" добывать нефть на семи тенгизских скважинах, мотивировав свое решение грубым нарушением компанией нормативов добычи нефти на них. По сведениям правоохранительных органов, на трех из семи скважин максимально допустимый уровень добычи был превышен в три раза, на остальных четырех - также было отмечено превышения уровня добычи. Подобные действия могут спровоцировать повышение сейсмической активности (см. подробнее рубрику "Экология" - "Сейсмоопасный бизнес" - "СКВАЖИНА").

Летом 1999 года в Казахстане развернулась ожесточенная дискуссия о дальнейшей судьбе пакета акций в СП "Тенгизшевройл", принадлежащего Казахстану. Поводом для ее начала стало заявление бывшего премьер-министра Казахстана Нурлана Балгимбаева о возможности реализации части акций из госпакета. Резко против этого выступил бывший глава государственной компании "Казахойл" Нурлан Каппаров. Впрочем, позже Каппаров подтвердил эту версию. Как писала тогда подавляющая часть российской и казахстанской прессы, это выступление стоило ему поста президента госкомпании. Однако уже в середине июля 1999 года министр энергетики, индустрии и торговли РК Мухтар Аблязов заявил, что Казахстан пока не будет продавать свою долю в СП "Тенгизшевройл". Однако вслед за тем бывший тогда премьер-министром Н.Балгимбаев вновь заявил о намерении правительства рассмотреть возможность продажи госпакета. И уже в начале сентября правительство Казахстана, согласно заявлению президента Chevron Ричард Мацке (Richard Matzke), предупредило основного акционера о намерении продать часть госпакета акций "Тенгизшевройл".
Дополнительная информация

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены