|
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА
В СТРАНАХ СНГ |
|
|
14 июля
2000 г., |
Источник: еженедельник
"Панорама" (Казахстан) |
Автор: Канат
Шаймерденов |
Готовится
к подписанию проект реконструкции Атырауского НПЗ. Ожнако судьба
проекта будет известна лишь по окончании переговоров с "Марубени
корпорейшн"
|
На фоне обострившейся
ситуации на отечественном рынке нефтепродуктов, связанной с нехваткой
перерабатываемого сырья, повышением цен на бензин и дизтопливо,
остановкой и слабым функционированием НПЗ, несколько особняком от
общей проблемы стоит необходимость реконструкции единственного государственного
завода - Атырауского НПЗ. Это первое предприятие нефтепереработки
в Казахстане, построенное еще в военное время, основным профилем
которого была переработка нефти с Ромашкинского месторождения и
привозного бакинского дистиллята с максимальным годовым объемом
около 800 тыс. тонн. Сегодня его мощность составляет порядка 5 млн
тонн нефти, однако в последнее время реальная загруженность завода
не превышала и 2 млн тонн в год. Но поставки сырья на НПЗ - это
только часть проблемы, характерной, даже в большей степени, и для
Павлодарского завода. Что же касается непосредственно Атырауского
НПЗ, то его слабостью, мешающей достичь приемлемого уровня рентабельности
производства, является, с одной стороны, проблематичность сбыта
продукции, с другой - низкое качество получаемых нефтепродуктов,
хотя с момента основания завода на нем не раз проводились работы
по модернизации производственного оборудования. Занимающий около
40% в общем объеме производства мазут имеет очень низкий спрос на
рынке, значительно затруднена реализация низкооктановых и содержащих
токсичную этиловую присадку бензинов Атырауского НПЗ, а имеющие
повышенный спрос темные нефтепродукты и дизельное топливо приходится
продавать по сниженным ценам из-за высокого содержания в них серы. |
Характерным
примером слабой конкурентоспособности производных нефти, получаемых
на Атырауском НПЗ, стал тот факт, что практически запрещена продажа
атырауского бензина А-76 на алматинских заправочных станциях из-за
его плохого качества и несоответствия экологическим стандартам.
То же самое можно сказать и о заводе, на котором, по словам самих
же нефтяников, очистные сооружения, система утилизации паров нефтепродуктов
и ряд других объектов порядком обветшали. Налицо все признаки постепенного
регресса Атырауского НПЗ, по сути являющегося единственным в Казахстане
заводом, перерабатывающим нефть с месторождений Западного Казахстана.
Выход из сложившейся ситуации нефтяники видят в капитальной реконструкции
предприятия в рамках проекта развития Атырауского НПЗ, направленного
на достижение высокого качества и надежности продуктов, получаемых
от переработки местной сырой нефти. |
Реконструкция
завода даст возможность получать новые нефтепродукты без свинцовых
добавок и уменьшить содержание серы в бензине и дизтопливе до менее
чем 0,05% (европейский стандарт). Причем предполагается, что дизельное
топливо будет пригодным для применения в условиях зимы и лета без
использования дорогостоящих импортных добавок и вытеснит импорт
зимних сортов дизтоплива. |
Еще в 1994
году АО "Атырауский НПЗ" подписало контракт с французской компанией
"Гидрокарбон Инжиниринг" по реконструкции завода. Согласно технико-экономическому
обоснованию, проект был оценен в $1 200 млн. Естественно, учитывая
колоссальную для Казахстана стоимость проекта (равной четверти республиканского
бюджета), правительство не могло пойти на предоставление гарантий
по предполагаемым иностранным кредитам, а также по поставкам на
НПЗ не менее 5 млн тонн нефти ежегодно на период окупаемости проекта.
Тем не менее проблема реконструкции завода не перестала быть актуальной.
С момента прихода к управлению заводом "Казахойла", в лице которого
государство имеет контрольный пакет акций предприятия, работа по
привлечению инвестиций на приемлемых условиях была возобновлена.
Рассматривались варианты реанимации старого проекта той же французской
фирмой, только уже с учетом удешевления его стоимости, а также проект
американской компании "Банфинанз" по приобретению законсервированного
оборудования с заводов США. Но и они не получили дальнейшего развития
из-за нерешенных вопросов финансирования и отсутствия гарантий инвестора
на эксплуатацию американского оборудования. Однако в июле прошлого
года казахстанское правительство своим постановлением дало добро
на начало реализации нового проекта, заключенного между "Казахойлом"
и "Марубени Корпорейшн", представляющей интересы группы японских
компаний. В основе этого проекта заложено решение организовать в
значительном объеме переработку легкой тенгизской нефти с высоким
содержанием светлых нефтепродуктов. За счет снижения в объемах переработки
доли тяжелой нефти стоимость проекта, не в пример прежним предложениям,
значительно ниже. Теперь считается, что нет необходимости строить
комплекс установок глубокой переработки мазута, имеющий большую
степень затратности производства. Японские проектировщики оценили
новый проект в более $400 млн со сроком погашения кредита в течение
13 лет. В том числе три первых года, занятых на строительные работы,
рассматривается как льготный для Казахстана период. Согласно ТЭО,
одобренному правительством, гарантии загрузки НПЗ нефтью по минимуму
равняются 3,1 млн тонн, вместе с тем участники проекта считают все
же 4,3 млн тонн в год самым желательным объемом загрузки для достижения
высокой доходности предприятия и, следовательно, сокращения срока
отработки самого проекта. По имеющейся информации переговоры по
решению вопросов гарантированных поставок нефти и снижения общей
стоимости проекта с "Марубени Корпорейшн" еще ведутся. Между тем
реконструкция завода уже включена в список приоритетных проектов,
финансируемых японским банком международного сотрудничества, который
предоставил безвозмездный грант на выполнение стадии, предваряющей
разработку технического проекта. Работы по выполнению и согласованию
технического проекта планируется завершить к апрелю 2001 года. В
мае "Казахойл" провел переговоры с МВФ на предмет возможности предоставления
казахстанским правительством гарантий по возвращению кредита, чему
японские представители во время посещения Астаны придавали важное
значение. МВФ и Европейский банк реконструкции и развития пока изучают
ТЭО проекта, но судя по тому, что рамочный контракт с "Марубени
Корпорейшн" уже готовится к подписанию, международные финансовые
организации, возможно, дадут положительный ответ. Таким образом,
вскоре, по всей видимости, в Казахстане начнет осуществляться крупнейший
проект, идея которого вынашивалась давно и диктовалась стратегической
важностью проблемы развития нефтеперерабатывающей промышленности
в западном регионе страны, как, впрочем, вообще в республике. Однако
при кажущемся благоприятном стечении обстоятельств не исключается
возможность возникновения каких-либо препятствий проекту со стороны.
Поэтому с полной уверенностью говорить о нем можно будет, дождавшись
окончания переговоров и начала практической реализации проекта.
|
|
|