ТРАНСПОРТИРОВКА
В СТРАНАХ СНГ |
|
|
Проект
строительства трубопровода Баку - Джейхан
|
Цель строительства
трубопровода от столицы Азербайджанской Республики - Баку через
территорию Грузии до порта на Средиземном море Джейхан - доставка
на мировой рынок нефти, добываемой международным консорциумом АМОК
(см. справку по Азери, Чираг, Гюнешли) на каспийских месторождениях
Азери, Чираг, Гюнешли. |
Протяженность
маршрута трубопровода - 2170 км. Диаметр - 48 дюймов (1020 мм).
Объем инвестиций в реализацию проекта по различным оценкам варьируется
от 2,4 до 4 млрд. долларов. По различным данным, пропускная способность
Баку-Джейхан может составить от 45 до 60 млн. тонн нефти в год. |
Планируется,
что трасса трубопровода пройдет из Азербайджана до Хашури (Грузия),
далее - по долине Куры к турецкой границе, затем - через Пософ,
Эрзерум, Эрзинджан с конечным пунктом в Джейхане. |
Основное преимущество
трубопровода Баку-Джейхан, называемого также Основным экспортным
трубопроводом (ОЭТ - каковым он, кстати, и будет являться для Азербайджана
в случае реализации проекта), - обход перегруженных турецких проливов
Босфор и Дарданеллы и обеспечение прямого доступа к портам, принимающим
многотоннажные танкеры. |
Джейхан
- танкерный порт - терминал двойного экспортного трубопровода, идущего
в Турцию из Ирака. Трубопровод был введен в эксплуатацию в 70-х
годах. Танкерный порт Джейхан - это 2-километровый пирс и 2 наливных
причала, которые позволяют одновременно загружать 4 танкера (грузоподъемностью
от 15 до 300 тыс. тонн). В 1991 году эксплуатация иракского трубопровода
была приостановлена в связи с известными военными действиями в Персидском
заливе. |
Согласно подписанному
в Баку 20 сентября 1994 года соглашению о разработке Азери, Чираг
и Гюнешли АЧГ - "контракт века", "гюлистанский контракт"), маршрут
и ТЭО Основного экспортного трубопровода должны были быть определены
и разработаны к концу 1996 года. Тогда же планировалось и приступить
к строительным работам. В этой связи отметим, что в октябре 1996
года ГНКАР и АМОК определили лишь два варианта маршрута для экспорта
так называемой "ранней" нефти с АЧГ - Баку-Новороссийск (так называемый
"северный", проходящий по территории России) и Баку-Супса (так называемый
"западный", заканчивающийся в грузинском порту Супса). |
Конкретные
переговоры о реализации проекта строительства Основного экспортного
трубопровода ведутся лишь с мая 1998 года и пока, отметим, с переменным
успехом. Проект ОЭТ усиленно лоббируется правительствами Азербайджана,
Грузии и Турции, а также Госдепартаментом США. Однако, "камнем преткновения",
тормозящим реализацию проекта ОЭТ, сегодня является вопрос финансирования.
|
В частности,
АМОК считает трубопровод Баку-Джейхан слишком дорогостоящим проектом.
Как заявил в сентябре 1999 года президент АМОК Дэвид Вудворт, "на
контрактных месторождениях АМОК получит четыре миллиарда баррелей
нефти, для окупаемости же ОЭТ необходимо шесть-восемь миллиардов
баррелей нефти, и пока будет поиск дополнительных объемов, потребуется
промежуточное экспортное решение для нефти АМОК". Вудворт также
подчеркнул, что он сможет констатировать целесообразность ОЭТ в
том случае, "когда проект его строительства станет коммерчески выгодным".
По мнению главы консорциума, в настоящее время существует "значительный
риск" проекта с учетом его масштабов, сложного рельефа местности
и ряда других факторов. |
Подобная позиция
инвесторов, естественно, не устраивает Азербайджан и Турцию. По
мнению независимых наблюдателей, разногласия между АМОК, официальными
Баку и Анкарой довольно серьезны. В том же сентябре 1999 года консорциум
выступил с довольно откровенным заявлением, что АМОК может приостановить
(отсрочить) инвестиции, выделяемые на разработку АЧГ из-за обнаружившихся
острых разногласий по вопросу нефтепровода Баку-Джейхан. |
Дело в том,
что АМОК выступила с предложением расширить пропускную способность
ветки Баку-Супса, так как последняя уже сегодня не справляется даже
с теми скромными объемами, которые экспортирует консорциум с АЧГ.
Однако ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджана) откладывает
выдачу разрешения на реализацию этого, если так можно выразиться,
"промежуточного варианта", пытаясь добиться от АМОК четких и конкретных
обязательств по участию консорциума в строительстве ОЭТ. |
В связи с затянувшимися
переговорами по реализации проекта, называются различные сроки ввода
в эксплуатацию трубопровода Баку-Джейхан - от 2001 до 1006 года.
|
В октябре 1999
года специальный представитель президента и госсекретаря США по
вопросам освоения энергоресурсов Каспия Джон Вульф совершил кратковременный
визит в Казахстан для встречи с президентом этой республики Нурсултаном
Назарбаевым. В ходе встречи официальный представитель США предложил
Казахстану выступить также в роли "потребителя" трубопровода Баку-Джейхан.
Иными словами, от официальной Астаны ждут гарантий на прокачку определенных
объемов казахской нефти по ОЭТ. Эти предложения были довольно благосклонно
приняты казахской стороной. |
Необходимо
также отметить, что затянувшийся процесс переговоров подвигнул российскую
сторону выдвинуть альтернативный проект транспортировки нефти с
АЧГ. В конце сентября-октябре 1999 года официальные представители
России и представители ряда российских компаний (министр топлива
и энергетики Виктор Калюжный, президент "Транснефти" Семен Вайншток,
президент "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов и др.) выступили с активной поддержкой
строительства обходного трубопровода вокруг Чечни по территории
Махачкалы. Напомним, что сегодня Баку и российский "экспортный"
порт Новороссийск связаны нефтепроводом, проходящим по территории
Республики Ичкерия. |
Кроме
того, по мнению некоторых экспертов, разрушительнейшие землетрясения,
происшедшее в 1998 году и в сентябре 1999 года в Турции, подтверждают
опасения сейсмологов о том, что трасса трубопровода прокладывается
по сейсмически активной зоне. |
Дополнительная
информация |
|