ТРАНСПОРТИРОВКА В СТРАНАХ СНГ
 
Проект строительства трубопровода Баку - Джейхан
Цель строительства трубопровода от столицы Азербайджанской Республики - Баку через территорию Грузии до порта на Средиземном море Джейхан - доставка на мировой рынок нефти, добываемой международным консорциумом АМОК (см. справку по Азери, Чираг, Гюнешли) на каспийских месторождениях Азери, Чираг, Гюнешли.
Протяженность маршрута трубопровода - 2170 км. Диаметр - 48 дюймов (1020 мм). Объем инвестиций в реализацию проекта по различным оценкам варьируется от 2,4 до 4 млрд. долларов. По различным данным, пропускная способность Баку-Джейхан может составить от 45 до 60 млн. тонн нефти в год.
Планируется, что трасса трубопровода пройдет из Азербайджана до Хашури (Грузия), далее - по долине Куры к турецкой границе, затем - через Пософ, Эрзерум, Эрзинджан с конечным пунктом в Джейхане.
Основное преимущество трубопровода Баку-Джейхан, называемого также Основным экспортным трубопроводом (ОЭТ - каковым он, кстати, и будет являться для Азербайджана в случае реализации проекта), - обход перегруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы и обеспечение прямого доступа к портам, принимающим многотоннажные танкеры.
Джейхан - танкерный порт - терминал двойного экспортного трубопровода, идущего в Турцию из Ирака. Трубопровод был введен в эксплуатацию в 70-х годах. Танкерный порт Джейхан - это 2-километровый пирс и 2 наливных причала, которые позволяют одновременно загружать 4 танкера (грузоподъемностью от 15 до 300 тыс. тонн). В 1991 году эксплуатация иракского трубопровода была приостановлена в связи с известными военными действиями в Персидском заливе.
Согласно подписанному в Баку 20 сентября 1994 года соглашению о разработке Азери, Чираг и Гюнешли АЧГ - "контракт века", "гюлистанский контракт"), маршрут и ТЭО Основного экспортного трубопровода должны были быть определены и разработаны к концу 1996 года. Тогда же планировалось и приступить к строительным работам. В этой связи отметим, что в октябре 1996 года ГНКАР и АМОК определили лишь два варианта маршрута для экспорта так называемой "ранней" нефти с АЧГ - Баку-Новороссийск (так называемый "северный", проходящий по территории России) и Баку-Супса (так называемый "западный", заканчивающийся в грузинском порту Супса).
Конкретные переговоры о реализации проекта строительства Основного экспортного трубопровода ведутся лишь с мая 1998 года и пока, отметим, с переменным успехом. Проект ОЭТ усиленно лоббируется правительствами Азербайджана, Грузии и Турции, а также Госдепартаментом США. Однако, "камнем преткновения", тормозящим реализацию проекта ОЭТ, сегодня является вопрос финансирования.
В частности, АМОК считает трубопровод Баку-Джейхан слишком дорогостоящим проектом. Как заявил в сентябре 1999 года президент АМОК Дэвид Вудворт, "на контрактных месторождениях АМОК получит четыре миллиарда баррелей нефти, для окупаемости же ОЭТ необходимо шесть-восемь миллиардов баррелей нефти, и пока будет поиск дополнительных объемов, потребуется промежуточное экспортное решение для нефти АМОК". Вудворт также подчеркнул, что он сможет констатировать целесообразность ОЭТ в том случае, "когда проект его строительства станет коммерчески выгодным". По мнению главы консорциума, в настоящее время существует "значительный риск" проекта с учетом его масштабов, сложного рельефа местности и ряда других факторов.
Подобная позиция инвесторов, естественно, не устраивает Азербайджан и Турцию. По мнению независимых наблюдателей, разногласия между АМОК, официальными Баку и Анкарой довольно серьезны. В том же сентябре 1999 года консорциум выступил с довольно откровенным заявлением, что АМОК может приостановить (отсрочить) инвестиции, выделяемые на разработку АЧГ из-за обнаружившихся острых разногласий по вопросу нефтепровода Баку-Джейхан.
Дело в том, что АМОК выступила с предложением расширить пропускную способность ветки Баку-Супса, так как последняя уже сегодня не справляется даже с теми скромными объемами, которые экспортирует консорциум с АЧГ. Однако ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджана) откладывает выдачу разрешения на реализацию этого, если так можно выразиться, "промежуточного варианта", пытаясь добиться от АМОК четких и конкретных обязательств по участию консорциума в строительстве ОЭТ.
В связи с затянувшимися переговорами по реализации проекта, называются различные сроки ввода в эксплуатацию трубопровода Баку-Джейхан - от 2001 до 1006 года.
В октябре 1999 года специальный представитель президента и госсекретаря США по вопросам освоения энергоресурсов Каспия Джон Вульф совершил кратковременный визит в Казахстан для встречи с президентом этой республики Нурсултаном Назарбаевым. В ходе встречи официальный представитель США предложил Казахстану выступить также в роли "потребителя" трубопровода Баку-Джейхан. Иными словами, от официальной Астаны ждут гарантий на прокачку определенных объемов казахской нефти по ОЭТ. Эти предложения были довольно благосклонно приняты казахской стороной.
Необходимо также отметить, что затянувшийся процесс переговоров подвигнул российскую сторону выдвинуть альтернативный проект транспортировки нефти с АЧГ. В конце сентября-октябре 1999 года официальные представители России и представители ряда российских компаний (министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, президент "Транснефти" Семен Вайншток, президент "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов и др.) выступили с активной поддержкой строительства обходного трубопровода вокруг Чечни по территории Махачкалы. Напомним, что сегодня Баку и российский "экспортный" порт Новороссийск связаны нефтепроводом, проходящим по территории Республики Ичкерия.
Кроме того, по мнению некоторых экспертов, разрушительнейшие землетрясения, происшедшее в 1998 году и в сентябре 1999 года в Турции, подтверждают опасения сейсмологов о том, что трасса трубопровода прокладывается по сейсмически активной зоне.
Дополнительная информация

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены