|
|
|
"Акционеры
КТК не дают друг другу соскучиться. До октября денег хватит точно"
|
Источник:
журнал "Нефть и Капитал", # 3, 1998 |
Автор:
Илья Альков |
Как известно,
итоги работы в 1997 году руководство Каспийского трубопроводного
консорциума (КТК) оценило с оптимизмом: процесс согласований проекта
в федеральных и местных российских органах закончен, и теперь строительству
ничего не препятствует. Но вскоре в нефтяном мире появились слухи
о серьезных противоречиях между акционерами и руководством консорциума.
Поводом послужил тот факт, что новый, 1998 год КТК встретил без
годового бюджета. 17-18 февраля на внеочередном заседании акционеров
КТК был принят бюджет на три квартала этого года. Но всех проблем
это, похоже, не решило. |
С начала года
в отечественной прессе стала регулярно появляться информация: западные
компании-акционеры КТК и Казахстан недовольны эффективностью работы
российской стороны и пытаются сместить генерального директора КТК
Владимира Станева. Кроме того, казахстанская сторона отказалась
передать консорциуму свой участок трубопровода. Накал слухов достиг
такого уровня, что появилась версия о возможном развале консорциума
- якобы западные инвесторы начали свертывать финансирование строительства.
|
КТК хранит
спокойствие |
На пресс-конференции
в январе 1998 года Владимир Станев подтвердил, что из-за отсутствия
кворума на декабрьском собрании акционеров бюджет на 1998 год действительно
не был принят. Г-н Станев не исключил, что это может, "не по вине
российской стороны", сдвинуть жесткий график работы консорциума,
согласно которому "сварка первой трубы" должна была состояться в
октябре 1998 года. Кроме того, Казахстан (в лице национальной трубопроводной
компании "КазТрансОйл") не передал консорциуму собственные активы,
прежде всего - участок трубопровода. |
Между тем,
гендиректор КТК не драматизировал ситуацию. Он сообщил, что бюджет
на 1998 год будет рассмотрен на очередном собрании акционеров в
апреле. Его заместитель Анатолий Шаталов в беседе с "НиК" также
заявил, что задержка с принятием бюджета не была катастрофичной.
Все это время продолжались и текущее финансирование консорциума,
и работы, связанные с подготовкой трассы. Однако у западных компаний
возник ряд претензий к руководству КТК, в частности, по финансовым
вопросам. Но этом, по словам Шаталова, вполне нормальное явление.
В проект привлекаются значительные средства и, естественно, акционеры
не всегда бывают довольны тем, как тратятся их деньги. |
"Шеврон"
вынужден тормозить освоение Тенгиза |
Зарубежные
участники консорциума единодушно признают наличие проблем, но не
оценивают их как неразрешимые. |
Так, президент
национальной нефтегазовой компании "Казахойл" Балтабек Куандыков,
комментируя по просьбе "НиК" ситуацию с КТК, отметил, что она "оставляет
желать лучшего", но подчеркнул при этом свою приверженность проекту
и заявил, что серьезных проблем с его финансированием нет. Впрочем,
по словам г-на Куандыкова, передача казахстанской трубы КТК не будет
произведена до урегулирования всех разногласий внутри консорциума.
|
Вопрос о КТК
стал одним из основных во время встречи российского и казахстанского
президентов 24-25 января. В совместном заявлении они "выразили заинтересованность
в скорейшем развертывании Каспийским трубопроводным консорциумом
строительства и ввода в эксплуатацию соответствующих нефтепроводов
для транспортировки нефти с месторождений в Западном Казахстане
на мировые рынки". |
В аналогичном
духе высказывались и представители компании "Шеврон", имеющей в
КТК крупнейшую среди западных акционеров долю участия (15%). Они
опровергли информацию о своем возможном выходе из консорциума (появившуюся,
кстати, не только в российской, но и в западной прессе). По их мнению,
основные проблемы возникли на уровне российских территорий и вполне
разрешимы. |
Президент "Шеврон
Пайплайн" Джит Биндра, в феврале посетивший Москву, в беседе с министром
иностранных дел России Евгением Примаковым заявил, что для скорейшего
выхода нефти Тенгиза на мировой рынок маршрут КТК является оптимальным.
Источники "НиК", близкие к КТК, подтвердили, что американцы, несмотря
на их симпатии к транскаспийской трассе, действительно заинтересованы
в скорейшей достройке КТК. Но сегодня, из-за отсутствия надежного
экспортного маршрута, "Шеврон" вынужден тормозить освоение Тенгизского
месторождения и нести прямые потери. |
Дыма без
огня не бывает |
Поток информации
о разногласиях в консорциуме потребовал вмешательства в процесс
первых лиц России - президента, премьера (встретившегося с руководством
Казахстана и акционерами КТК), министра иностранных дел. Насколько
можно судить, причиной тому послужили две тенденции, отчетливо проявившиеся
к концу 1997 года. |
Во-первых,
с октября 1997 года руководство Казахстана все чаще высказывается
в пользу "многовариантности" путей экспорта своей нефти. После встречи
с Борисом Ельциным Нурсултан Назарбаев заявил, что республика будет
искать альтернативные маршруты (прежде всего - китайский), если
Россия опять промедлит со строительством трубопровода КТК. |
Одновременно
с этим в начале года СП "Тенгизшевройл" приступило к строительству
дополнительного трубопровода в Азербайджане для увеличения транзита
собственной нефти. Представители СП, правда, заявляют, что новая
нитка будет иметь небольшую мощность и не связана (во всяком случае
пока) с известным проектом "транскаспийского" трубопровода, подключаемого
к систему Баку-Супса или Баку-Джейхан. |
Во-вторых,
среди зарубежных участников КТК начало расти раздражение из-за многочисленных
отсрочек строительства в России. Они были связаны с необходимостью
согласований на местном уровне, которые, как известно, натолкнулись
на немалые сложности, преодоленные лишь под мощным нажимом Москвы.
По сведениям источника "НиК" в КТК, некоторые партнеры воспользовались
этими задержками, а также рядом формально-юридических моментов и
действительно поставили под сомнение эффективность нынешнего руководства
КТК во главе с Владимиром Станевым. |
Чем недовольны
акционеры КТК? |
По сведениям
"НиК", зарубежные акционеры имеют претензии к ряду формальных аспектов
договора о КТК, которые в свое время, видимо, ускользнули от внимания
российской стороны. В частности, в договоре упоминается обязательство
директората получить необходимые разрешения на строительство, но
не указано, какие именно документы под этим понимаются (лицензии,
протоколы согласований, протоколы общественных слушаний и т.п.).
Это позволило некоторым акционерам забраковать собранные директоратом
документы и заявить, что он не вполне справляется с возложенными
обязанностями. |
Помимо того,
после реструктуризации КТК в мае 1997 года представители Комитета
Госдумы РФ по геополитике заявили, что новый договор требует обязательной
ратификации. Впоследствии депутаты сняли это требование, узнав,
что речь идет лишь о новом варианте договора, уже ратифицированного
Верховным Советом в 1992 году. Однако первая их реакция позволила
некоторым участникам КТК заявить, что Россия не может гарантировать
выполнение договора и тем самым подвергает опасности произведенные
ими инвестиции. |
В такой обстановке
сообщение, что заседание акционеров пройдет досрочно - 16 февраля
- не могло восприниматься иначе, как предвестник крупных потрясений
в КТК. |
Буря миновала,
ждите другую |
Формально говоря,
для российской стороны февральское заседание окончилось вполне успешно
- Владимир Станев сохранил за собой кресло генерального директора,
бюджет консорциума принят (правда, только на три квартала). |
По итогам собрания
акционеры официально сообщили, что "проект КТК продвигается вперед"
- включая решение вопроса о передаче казахстанских активов. Был
определен график дальнейшей работы: к апрелю консорциум представит
расписание тендеров для подрядчиков, к 1 августа должно быть подготовлено
ТЭО строительства, а до 1 октября текущего года - получены все необходимые
согласования (в том числе по землеотводу), определены подрядчики
по строительству и подготовлены контракты на закупку оборудования
и материалов. |
Не состоялось
решение и по "персональному делу директора Станева", положение которого
в достаточной мере защищено договором о КТК. В нем оговорено, что
руководителем консорциума избирается представитель "ЛУКОЙЛа", который
должен занимать этот пост 5 лет. Снять Станева можно только на собрании
акционеров, причем для такого решения требуется не менее 75% голосов.
|
Сразу после
заседания СМИ также сообщили, что западные участники консорциума
смогли усилить в нем свое влияние, поскольку некоторые финансово-контрольные
полномочия были переданы комитету добывающих компаний, созданному
еще в декабре 1996 года при реорганизации КТК. В беседе с "НиК"
Анатолий Шаталов опроверг это сообщение - так или иначе, основные
решения все равно принимаются акционерами. Комитет нефтедобывающих
компаний, в котором работают только два постоянных члена - представители
"ЛУКОЙЛа" и "Шеврона" - выполняет лишь координирующие функции. |
В то же время
"расслабляться" россиянам, очевидно, не стоит. Фактически директорат
получил лишь некую "отсрочку приговора" до момента утверждения бюджета
КТК на критический четвертый квартал - период планового начала строительства.
Если к этому времени, к примеру, не будет составлено ТЭО или не
наметиться серьезного продвижения в получении землеотводов, то зарубежные
акционеры КТК могут ужесточить свои позиции - вплоть до требования
пересмотра договора и новой реструктуризации. |
Кроме того,
акционеры КТК запланировали провести встречу в конце марта-начале
апреля. И нельзя исключать, что принятые решения могут быть подвергнуты
корректировке - как по графику работы, так и по организационным
моментам. |
|
|