|
|
|
8 сентября
2000 г. |
Источник:
газета "Коммерсант" |
Автор: Ирина
Резник |
"ЛУКойл"
обошел "Транснефть"
|
В
Новороссийске
|
Как стало
известно Ъ, в ближайшее время руководство Каспийского трубопроводного
консорциума (КТК) подпишет с СП Smit-Octo-Luktrans контракт на обслуживание
морского порта в Новороссийске. Из всех участников консорциума в
СП представлены интересы только "ЛУКойла". Ему удалось обойти не
только своих партнеров, но и "Транснефть", которая так и не смогла
стать оператором проекта. |
КТК был создан
в 1992 году для строительства нефтепровода, который соединит Тенгизское
нефтяное месторождение в Западном Казахстане с терминалом на российском
побережье Черного моря. Длина трубопровода -- 1580 км, максимальная
пропускная способность -- 60 млн т (на первом этапе -- 28 млн т).
Половина акционерного капитала КТК поделена следующим образом: у
России 24%, у Казахстана 19% и у Омана 7%. Вторую половину акций
поделили между собой нефтяные компании Shevron (15%), LUKARCO (12,5%),
Mobil (7,5%), по 2% акций у British Gas и Agip и по 1,75% -- у компаний
"Орикс" и "Мунайгаз". |
Каспийский
трубопроводный проект -- единственный в России, где нарушена монополия
"Транснефти". Пока у него два оператора. "Морским" оператором стало
СП Smit-Octo-Luktrans, а "сухопутным" -- КТК. "Транснефть" также
намеревалась стать оператором этого трубопровода, но ей были предложены
невыгодные условия (см. интервью на этой же странице). Руководство
монополии пыталось сделало хорошую мину при плохой игре. "КТК --
это лишь 'маленькая трубочка', и ее нельзя сравнивать с другими
проектами 'Транснефти'"-- так еще весной прокомментировал это Ъ
глава "Транснефти" Семен Вайншток. |
"Морского"
оператора выбирали с ноября прошлого года. Сначала руководство КТК
отдавало предпочтение известной голландской компании Smit-Octo-Marin,
которая не первый год занимается обслуживанием портов и причальных
сооружений. Она устраивала всех участников проекта, поскольку не
была аффилирована ни с кем из них. Однако "ЛУКойл" активно продвигал
в "морские" операторы свою "дочку" Luktrans shipping, мотивируя
это своими "хорошими связями в Новороссийске". В конце концов основные
претенденты создали СП Smit-Octo-Luktrans. Условия соглашения держатся
в тайне до подписания контракта между новоиспеченным оператором
и КТК. |
В конкуренции
с другими российскими компаниями, заинтересованными в каспийской
нефти, например с ЮКОСом и "Газпромом", свой оператор "ЛУКойлу"
понадобится. |
|
|