8 сентября 2000 г.
Источник: газета "Коммерсант"
Автор: Ирина Резник
"ЛУКойл" обошел "Транснефть"
В Новороссийске
Как стало известно Ъ, в ближайшее время руководство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) подпишет с СП Smit-Octo-Luktrans контракт на обслуживание морского порта в Новороссийске. Из всех участников консорциума в СП представлены интересы только "ЛУКойла". Ему удалось обойти не только своих партнеров, но и "Транснефть", которая так и не смогла стать оператором проекта.
КТК был создан в 1992 году для строительства нефтепровода, который соединит Тенгизское нефтяное месторождение в Западном Казахстане с терминалом на российском побережье Черного моря. Длина трубопровода -- 1580 км, максимальная пропускная способность -- 60 млн т (на первом этапе -- 28 млн т). Половина акционерного капитала КТК поделена следующим образом: у России 24%, у Казахстана 19% и у Омана 7%. Вторую половину акций поделили между собой нефтяные компании Shevron (15%), LUKARCO (12,5%), Mobil (7,5%), по 2% акций у British Gas и Agip и по 1,75% -- у компаний "Орикс" и "Мунайгаз".
Каспийский трубопроводный проект -- единственный в России, где нарушена монополия "Транснефти". Пока у него два оператора. "Морским" оператором стало СП Smit-Octo-Luktrans, а "сухопутным" -- КТК. "Транснефть" также намеревалась стать оператором этого трубопровода, но ей были предложены невыгодные условия (см. интервью на этой же странице). Руководство монополии пыталось сделало хорошую мину при плохой игре. "КТК -- это лишь 'маленькая трубочка', и ее нельзя сравнивать с другими проектами 'Транснефти'"-- так еще весной прокомментировал это Ъ глава "Транснефти" Семен Вайншток.
"Морского" оператора выбирали с ноября прошлого года. Сначала руководство КТК отдавало предпочтение известной голландской компании Smit-Octo-Marin, которая не первый год занимается обслуживанием портов и причальных сооружений. Она устраивала всех участников проекта, поскольку не была аффилирована ни с кем из них. Однако "ЛУКойл" активно продвигал в "морские" операторы свою "дочку" Luktrans shipping, мотивируя это своими "хорошими связями в Новороссийске". В конце концов основные претенденты создали СП Smit-Octo-Luktrans. Условия соглашения держатся в тайне до подписания контракта между новоиспеченным оператором и КТК.
В конкуренции с другими российскими компаниями, заинтересованными в каспийской нефти, например с ЮКОСом и "Газпромом", свой оператор "ЛУКойлу" понадобится.

 

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены