|
ТРАНСПОРТИРОВКА
В СТРАНАХ СНГ |
|
|
Казахстанско-китайский
нефтепровод
|
24 сентября
1997 года между Министерством энергетики и природных ресурсов Республики
Казахстан и CNPC (Китайской национальной нефтегазовой корпорацией)
было подписано генеральное соглашение, в соответствии с которым
китайская компания взяла на себя обязательство обеспечить практическую
реализацию проекта строительства нефтепровода из Казахстана в Китай
в течение пяти лет с момента подписания соглашения о строительстве
самого нефтепровода. (Примечание: - В августе того же года
CNPC была признана победителем тендера по реабилитации Узеньского
нефтяного месторождения. В число обязательных условий подписания
контракта было включено строительство нефтепровода из Западного
Казахстана в Китай - "СКВАЖИНА"). |
Предполагалось,
что трубопровод будет проложен по маршруту Атырау-Кенкияк-Кумколь-Атасу
(все - Казахстан) -Алашанькоу (Китай). Протяженность маршрута -
2600 километров. Доставка казахской нефти до основных потребителей
в Китай потребует увеличения протяженности трубопровода до 8 тыс.
километров. Планировалось также, что после строительства нефтепровода
Китай будет закупать в Казахстане до 20 млн. тонн нефти в год. Приблизительная
стоимость проекта - 9 млрд. долларов. |
Однако в сентябре
1999 года информационные агентства сообщили о том, что работа над
технико-экономическим обоснованием проекта нефтепровода приостановлена.
С одной стороны, по мнению экспертов, в ближайшие несколько лет
Казахстан не сможет нарастить объемы нефтедобычи настолько, чтобы
их хватало для продажи 20 млн. тонн в Китай ежегодно. С другой,
как отмечали ряд экспертов, у CNPC сейчас и без того хватает проблем,
связанных с реструктуризацией компании. |
CNPC довольно
активна в Казахстане, ведет несколько крупных проектов (реабилитация
Узеньского месторождения, освоение площадей в Актюбинской области,
управление нефтедобывающей компанией "Актобемунайгаз"). Казахстан,
для которого Китай является одним из важнейших геополитических партнеров,
стремился и стремится к максимальному расширению контактов с "Поднебесной".
Видимо, поэтому с самого начала проект казахстанско-китайского трубопровода
называли больше "политическим" и пророчили ему "долгую дорогу в
дюнах". |
Кроме того,
независимые эксперты неоднократно подчеркивали, что серьезным риском
данного проекта является тот факт, что потенциальный экспорт будет
ориентирован на единственного покупателя. С другой стороны, для
Казахстана проект представляет огромный интерес, так как строительство
нефтепровода может решить проблему внутреннего распределения нефти
в республике (связав западные нефтедобывающие регионы республики
с крупнейшими НПЗ Павлодара и Шымкента). |
|
|