15 июня 2001 г.
Источник: газета "Известия"
Автор: Мария Игнатова
Дружить трубопроводами
Украина и Россия не договорились о транспортировке нефти
Строительство нефтепровода Суходольная-Родионовская в обход Украины столкнулось с новыми сложностями. Российской стороне либо придется выплатить Украине компенсацию за отказ от использования ее мощностей, либо заморозить строительство после возведения первой очереди. В противном случае идею экспортировать российскую нефть в Адриатику осуществить будет очень сложно. После переговоров Михаила Касьянова с премьер-министром Украины Анатолием Кинахом украинский премьер выдвинул ультиматум: Россия должна прекратить строительство ветки Суходольная-Родионовская в обход Украины, тогда Киев согласится на интеграцию трубопроводов "Дружба" и "Адрия". Напомним, что таким образом Россия хочет доставлять свою нефть до побережья Адриатического моря.
Со стороны Украины ход был довольно неожиданным. Переговоры с этой страной упирались в ее нежелание установить более низкий тариф на этом участке. На недавней пресс-конференции глава "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что компания уже получила положительную реакцию от Украины по вопросам тарифов.
Впрочем, это заявление выглядело не очень убедительно. Как известно, Россия хочет, чтобы на всем протяжении объединенного трубопровода "Дружба-Адрия" действовал единый тариф 0, 64 доллара за одну тонну нефти на 100 километров. В то же время на Украине утверждают, что средний тариф на прокачку нефти в этой стране составляет 0, 73 доллара. "По таким же тарифам Россия транспортирует казахскую нефть", - сказал "Известиям" первый заместитель председателя правления "Магистральные нефтепроводы "Дружба" Владимир Василюк. Кроме того, по его словам, есть "некоторые силы, которые хотят поднять все тарифы на Украине из-за Суходольной-Родионовской". Украинская сторона жалуется, что со строительством этой обходной ветки смысл существования приднепровских трубопроводов, перевозящих российскую нефть на юг, потеряется.
Справедливости ради надо отметить, что на Украине к обходной ветке относятся неоднозначно. По словам Владимира Василюка, с экономической точки зрения строительство Суходольной-Родионовской абсолютно оправданно. Но некоторое время назад Россия и Украина подписали протокол, в соответствии с которым украинская сторона должна была провести реконструкцию участка действующего нефтепровода. "Однако через некоторое время Россия заявляет, что этот участок ей не нужен. Значит, она должна компенсировать потраченные силы и средства", - говорит Владимир Василюк.
Теперь экспертные группы вновь должны будут обсудить реализацию двух этих проектов. Вполне возможно, что в качестве компенсации России на этот раз придется уступить настойчивости Украины и согласиться на более высокие тарифы на "Дружбе-Адрии".

 

 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены