|
Развитие
трубопроводного транспорта нефти в России
|
Система магистральных
нефтепроводов на территории бывшего СССР сформировалась в особых
условиях размещения пунктов добычи и переработки нефти. Известно,
что с экономической точки зрения трубопроводный транспорт является
наиболее выгодным по сравнению с другими видами транспортировки
нефти. |
В 1863 году
русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев первым предложил идею
использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов,
объяснил принципы строительства трубопровода и представил убедительные
аргументы в пользу данного вида транспорта. Спустя 15 лет на Апшеронском
полуострове был введен в эксплуатацию первый трубопровод протяженностью
всего 12 км и диаметром 75 мм для перекачки нефти от Балаханского
месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Проект трубопровода
был разработан знаменитым русским инженером В.Г.Шуховым. К концу
прошлого столетия общая протяженность трубопроводов из районов Баку
составляла 230 км, а их ежегодный объем перекачки - 1 млн. тонн.
|
В начале ХХ
века в России были сооружены два основных трубопровода: |
Баку-Батуми
(1896-1906 гг.), протяженностью 833 км и диаметром 200 мм для перекачки
900 тысяч тонн керосина в год; |
Махачкала-Грозный
(1913-1914 гг.), протяженностью 162 км и диаметром 200 мм для перекачки
700 тыс. тонн нефти в год. |
До 1917 года
были построены нефтепродуктопроводы общей протяженностью 1300 км,
средний диаметр труб составлял 197 мм. Однако эти трубопроводы не
могли составить конкуренцию мощной системе железнодорожного транспорта.
Так, например, в 1913 году по трубопроводу Баку - Батуми перекачивалось
только 6% всей транспортируемой нефти. |
Ключевой датой
в истории развития трубопроводной системы России считается 17 марта
1920 года. В этот день был подписан правительственный указ о строительстве
трубопровода от нефтяного месторождения Эмба до Саратова. |
После окончания
Гражданской войны была проведена реконструкция трубопроводов, построены
новые магистрали на Кавказе, введены в эксплуатацию нефтепроводы
Сабунчи - Баку, Хадыженск - Туапсе, Махачкала - Грозный. В 1925
году был спроектирован и построен магистральный нефтепровод Баку-Батуми,
протяженностью 834 км и диаметром 250 мм с 13 насосными станциями,
оборудованными плунжерными насосами с дизельным приводом. Позднее
был построен трубопровод Грозный - Туапсе протяженностью 649 км,
диаметром 250 мм, на трассе которого разместили 7 насосных станций.
В 1936 году был введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод
Гурьев-Орск, протяженностью 709 км и диаметром 300 мм для транспортировки
бакинской, а позднее эмбинской нефти на Орский НПЗ. |
Дальнейшие
успехи в развитии трубопроводного транспорта в России были связаны
с освоением месторождений Башкирии, Татарстана и Самары. В 1936
году был построен первый подземный нефтепровод Ишимбай - Уфа, протяженностью
168 км и диаметром 300 мм для перекачки нефти из первых скважин
"второго Баку" на Уфимский НПЗ. |
До Второй мировой
войны общая протяженность системы магистральных трубопроводов СССР
составляла 4100 км, 70% которых применялись для перекачки сырой
нефти. |
В конце 40-х
годов по мере освоения нефтяных месторождений Башкирии, Татарстана,
Самары, Перьми и Оренбурга, а также месторождений Северного Кавказа
началось активное строительство магистральных нефтепроводов. |
Начало 50-х
годов считается периодом интенсивной добычи нефти в Волго-Уральском
районе. Для перекачки сырой нефти были построены нефтепроводы: Туймазы
- Уфа-2 и 3, Бавлы - Куйбышев-1 и 2, Туймазы - Омск, Ромашкино -
Куйбышев, Шкапово - Ишимбай, Куйбышев - Саратов, Субханкулово -
Азнакаево - Альметьевск, Муханово - Куйбышев, Омск - Татарск, Ишимбай
- Орск и др. |
Развитие новых
нефтяных месторождений и рост производства явились предпосылками
для создания принципиально новых методов для перекачки нефти и нефтепродуктов,
а также современного оборудования. |
Отличительными
чертами того периода можно считать дальнейшую механизацию процесса
сооружения трубопроводов, применения новых систем связи. |
Таким образом,
до 60-х годов основное развитие получали объекты магистрального
транспорта в главных районах добычи нефти - Закавказье и Урало-Поволжье.
|
С конца 60-х
годов создается система транзитных магистральных трубопроводов,
первым из которых был нефтепровод Туймазы-Омск-Новосибирск. Эти
годы можно считать новой и наиболее сложной стадией развития трубопроводного
транспорта. |
Разработка
месторождений Западной Сибири стала началом расширения сети магистральных
трубопроводов. С перемещением добычи нефти в Западную Сибирь происходит
все большее географическое разграничение в размещении добычи и переработки
нефти. Последняя в соответствии с курсом на строительство крупных
НПЗ в районах потребления сосредотачивается в европейской части
страны, на юге Сибири, в Средней Азии. Результатом такого размещения
стала необходимость переброски крупных потоков нефти в эти районы.
Появились трубопроводы большой протяженности и больших диаметров,
а строительство трубопроводов и насосных станций стало проводиться
в более сжатые сроки. |
В тот период
было построено 40 нефтепроводов диаметрами до 1000 мм: Туймазы -
Омск-2 и 3, Горький - Рязань-1, Калтасы - Языково - Ишимбай, Альметьевск
- Куйбышев-1 и 2, Аьметьевск - Горький-2 и 3, Тихорецк - Туапсе,
Малгобек - Тихорецкая, Ярославль - Кириши, Узень - Гурьев и др.
|
Первыми крупными
нефтепроводами, обеспечивающими транспорт нефти из Западной Сибири,
становятся нефтепроводы: Усть-Балык - Омск, Александровское - Анжеро-Судженск,
протяженностью свыше 1000 км каждый. В 1964 году был сдан в эксплуатацию
магистральный трубопровод "Дружба", общей протяженностью 4665 км
(из них 3004 км по России) и диаметром 1200 мм, по которому нефть
Татарии и Поволжья стала поступать в Чехословакию, Польшу, Венгрию
и Восточную Германию. |
В этот же период
возникает проблема капитального ремонта трубопроводов, введенных
в эксплуатацию в послевоенное время. В начале 60-х годов суммарный
объем ремонтных работ на трубопроводах составил всего 30 км в год,
т.е. возникла необходимость отказа от примитивных методов ремонта
и перехода к более прогрессивным технологиям и оборудованию. Тогда
же была разработана и выпущена первая специальная техника для ремонта
трубопроводов. Разработки проводились НИИТранснефть. |
Особую значимость
трубопроводный транспорт приобрел в период активного освоения тюменских
месторождений. С увеличением добычи нефти в Западной Сибири основным
направлением транспорта становится Европейская часть России. Отличительным
признаком начала 70-х годов стали высокие темпы строительства нефтепроводов.
Строятся сверхдальние транзитные магистральные нефтепроводы диаметрами
1000 и 1200 мм. В этот период было проложено более 3500 км современных
подземных трубопроводов диаметрами 720, 1220 мм. Их доля составила
70% от общей протяженности системы магистральных трубопроводов,
а грузооборот - 85% суммарного грузооборота. |
Контроль над
всеми магистральными трубопроводами как находящимися в эксплуатации,
так и на стадии строительства осуществляло Министерство нефтяной
промышленности СССР. В 70-м году в соответствии с Постановлением
Совета Министров СССР от 30 октября 1970 года # 889 в рамках Министерства
было сформировано Главное управление по транспортировке и поставке
нефти (Главтранснефть), занимающееся вопросами проектирования, сооружения,
эксплуатации и перспективным развитием нефтепроводной системы. Это
управление со временем было преобразовано в АО "Транснефть". |
В 1980-1988
гг. сооружаются северные магистральные трансконтинентальные трубопроводы:
Сургут - Полоцк и Холмогоры - Клин, замкнувшие сеть магистральных
нефтепроводов в единую систему нефтеснабжения страны. |
За
20 лет (60-8--е годы) объем перекачки по нефтепроводам увеличился
вдвое, грузооборот - в 5 раз, протяженность нефтепроводов составила
65000 км, число нефтеперекачивающих станций - 585. |
В 1991 году
одновременно с прекращением деятельности Министерства нефтяной промышленности
СССР было ликвидировано его главное хозрасчетное управление по транспорту
и поставкам нефти - Главтранснефть. В целях выполнения общесистемных
функций и сохранения единства управления 16 предприятий нефтепроводного
транспорта основали компанию "Транснефть", а на базе Главтранснефти
- исполнительную дирекцию компании. Производственное объединение
магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее
входившие в структуру Главтранснефти, один год функционировало как
самостоятельное предприятие - "Сибнефтепровод". |
В условиях
рыночной экономики нефтяные и газовые производственные ассоциации
получили право самостоятельно подписывать договоры с потребителями.
Были организованы совместные производственные предприятия с участием
иностранного капитала, самостоятельно выбирающие покупателя. В силу
этих обстоятельств, с 1992 года оплата услуг по транспорту нефти
стала производиться на основе тарифов. |
На современном
этапе функционирование системы нефтепроводов происходит в принципиально
новых экономических и политических условиях. В связи с разделением
трубопроводов по территориальной принадлежности между государствами
- бывшими республиками СССР - в настоящее время только Россия обладает
единой нефтепроводной системой. |
Магистральные
нефтепроводы акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть"
обеспечивают транспорт 99,5% добываемой в России нефти. Система
магистральных нефтепроводов является естественной монополией и находится
в государственной собственности и полностью контролируется государством.
Контроль осуществляется посредством установления цен (тарифов) на
транспортные услуги, распределением прав доступа к экспортным нефтепроводам,
согласования инвестиций в нефтепроводный транспорт, также влияющих
на тарифы. |
Протяженность
системы магистральных нефтепроводов АК "Транснефть", соединяющей
практически все районы добычи нефти в России с центрами переработки
и экспортными терминалами и обеспечивающей нормальное функционирование
нефтяного рынка, составляет 48500 км. |
|