|
30 августа
2000 г. |
Источник: газета
"Известия" |
Автор: Юрий
Александров |
Неизбежная
экспансия
|
Россия
обречена развивать стратегические направления нефтяного экспорта
|
Неблагоприятное
изменение ситуации, в которой работает трубопроводная система России,
- прежде всего это следствие давнего нежелания советских руководителей
учитывать особые интересы России в рамках СССР. Уже тогда это создало
парадоксальную ситуацию своего рода "внутреннего колониализма" -
экономической слаборазвитости ее самых богатых природными ресурсами
регионов. А после распада Союза Россия осталась почти без собственных
"окон" в мир для вывоза нефти. |
Основные маршруты
российских трубопроводов западного направления проходят или заканчиваются
на территории стран, уже вступивших или стремящихся вступить в НАТО,
и в любом случае упираются в Западную Европу, в то время как проект
строительства нефтепровода в Китай - пока не более чем декларация
о намерениях. На южном направлении появилась новая угроза - дестабилизация
социально-экономической и политической обстановки. И поставила под
вопрос целостность экономического пространства, национальную безопасность
России, а значит, и надежность путей транспортировки минерального
сырья. К тому же основные магистральные трубопроводы России ориентированы
на старые районы добычи, а связь новых перспективных месторождений
с "большой землей" обеспечена недостаточно. Так обстоит, например,
с Тимано-Печорской нефтегазовой провинцией и территориями Крайнего
Севера. |
Окна не
только в Европу |
Разрешению
всех этих проблем подчинены сегодняшние приоритеты государства в
транспортировке нефти, которые реализуются государственной компанией
"Транснефть" после избрания Семена Вайнштока ее президентом. Весной
этого года началась эксплуатация отрезка нефтепровода Баку-Новороссийск,
минуя Чечню, по территории Дагестана протяженностью более 300 км.
Определены еще два приоритетных маршрута: Балтийская трубопроводная
система (БТС) и магистраль в обход Украины по маршруту Суходольная-Родионовка.
Во всех этих проектах есть нечто общее - сочетание сегодняшней экономической
целесообразности и стратегических выгод. Дагестанский маршрут обеспечивает
поступление на терминалы Новороссийска нефти Азербайджана и позволяет
подключить к этой системе Казахстан и Туркмению. Его значение может
еще возрасти, если окажутся верными прогнозы о превращении Прикаспия
в один из важнейших нефтеносных регионов мира. Россия вряд ли в
состоянии помешать Азербайджану и Турции направить каспийскую нефть
к Средиземному морю по маршруту Баку-Супса-Джейхан политическими
средствами, но может добиться того же при помощи экономически более
выгодного трубопровода. |
Уже строящаяся
Балтийская трубопроводная система самым коротким и дешевым путем
выведет нефть Урала и Сибири на терминалы российского Приморска
вместо портов Латвии и Литвы, одновременно повышая уровень национальной
безопасности страны. При этом она даст выход на экспорт нефти перспективного
и самого близкого к Европе Тимано-Печорского региона. Наконец, пропуск
нефти на Новороссийск в обход Украины может лишить экономического
смысла намерение этой страны построить собственный трубопровод Одесса-Броды
для присоединения к проекту Баку-Джейхан. И, наоборот, повысить
интерес к участию в разработанном "Транснефтью" проекте строительства
нефтепровода через территорию нескольких европейских стран в хорватский
порт Омишаль на Адриатике. |
О достоинствах
последнего проекта ("Дружба-Адрия") необходимо сказать особо. Дело
не только в возможности избавиться от угрозы блокады нефтяных маршрутов
Турцией в проливах Босфор и Дарданеллы. Нашей стране пора выходить
с нефтяными терминалами за пределы Балтики и Черного моря. Проект
логично укладывается в стратегию последовательного строительства
новой структуры многополюсного мира, в котором будут взаимодействовать
не только разные политические центры, но и системы региональных
и межрегиональных рынков, объединяющих близкие друг к другу по конкурентоспособности
экономики. |
За чей счет?
|
Для финансирования
строительства БТС Федеральная энергетическая комиссия установила
специальный инвестиционный тариф на транспортировку нефти на экспорт
по магистральным системам "Транснефти". И сразу выявились серьезные
противоречия между "Транснефтью" и крупнейшими нефтяными компаниями.
|
Доля тарифа
на прокачку в цене нефти постоянно снижается: за несколько последних
лет она упала с 9% до менее чем 3% За счет высоких цен на нефть
крупные корпорации получают сверхприбыли и при этом неизменно обвиняют
"Транснефть" в монополизме. Между тем темпы роста тарифов давно
отстают от темпов инфляции. Нефтяные компании выступают и против
постоянной инвестиционной составляющей тарифа, за введение которой
выступает "Транснефть". Кроме того, крупные компании не желают давать
деньги на строительство трубопроводов "вообще", а хотят получить
за это долю во вновь созданной собственности. Желание логичное,
к тому же подкрепленное экономическим и политическим весом нефтяников.
Руководство "Транснефти" и стоящее за ним государство явно готовы
учитывать их интересы. Однако учет этих интересов совсем не означает
того, что государственный контроль может быть потерян. Так, в проекте
БТС "Транснефть" не пошла на создание консорциума компаний с уменьшением
госдоли до 35%, на чем настаивал Европейский банк реконструкции
и развития. |
Транзит нефти
из государств Центральной Азии через территорию России в Европу
может дать дополнительные доходы бюджету и очевидные геополитические
преимущества. Однако он может составить конкуренцию уже работающим
российским экспортерам. И наоборот, возможный массированный экспорт
сибирской нефти в Китай угрожает нарушить российский нефтяной баланс.
Для того чтобы избежать конфликта интересов, "Транснефть" разрабатывает
специальную концепцию строительства новых трубопроводов, ориентированных
на новые, наиболее перспективные месторождения. Но сегодня, пожалуй,
больше всего споров возникает вокруг БТС. |
Естественная
монополия и неестественная приватизация |
Высказывались
опасения, что останется без нефти Киришский НПЗ, а ЕБРР, на деньги
которого первоначально рассчитывали авторы проекта БТС, настаивал
на отказе от строительства терминала в Приморске в пользу финского
порта Порвоо. Но самое значительное в данном случае - фактическая
конкуренция между "Транснефтью" и крупнейшей российской нефтяной
компанией ЛУКОЙЛ. ЛУКОЙЛ своими силами построил терминал в Варандейской
бухте Печорского моря для экспорта нефти из северной части Тимано-Печорского
региона. |
Можно долго
спорить о сравнительных преимуществах проекта. Важнее сама суть
проблемы: под вопрос поставлена целесообразность сохранения монополии
государства на экспортную прокачку нефти и квотирование ее объема.
И, соответственно, его право облагать нефтяные компании специальной
инвестиционной частью тарифа на прокачку нефти. Остается без ответа
немало вопросов. И самый первый из них: целесообразно ли форсировать
высвобождение нефтяного экспорта из-под контроля государственного
квотирования в условиях, когда сохраняется огромный разрыв между
экспортными и внутренними ценами? |
Кроме того,
очевидно, что российские нефтяные компании еще далеко не обладают
финансовыми и техническими возможностями, которые необходимы для
реализации стратегических проектов, призванных обеспечивать перспективную
выгоду и национальную безопасность страны. При чуть ли не феодальной
раздробленности государства российского появление частной экспортной
трубы - так же, как и железнодорожных магистралей - было бы просто
опасным. Поэтому наиболее актуальная задача - создать механизм разрешения
конфликтов между государственными и частными структурами, не отказываясь
ни от государственной собственности на важнейшие элементы естественных
монополий, ни от регулирования экономических процессов в нефтяной
отрасли. |
|