Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

 
30 апреля 2004 г.
Источник: "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА"
Автор: Александр Бринкен
Нефтяная "текучка"
Геоэкономическая роль тарифов в транспортировке нефти
Геоэкономический анализ путей транспортировки углеводородов, конечно, не ограничивается сопоставлением тарифов, а точнее полных стоимостей перевозки в пересчёте на единицу или партию груза "от двери до двери". Другие факторы могут играть даже бoльшую роль, чем тарифы. Это безопасность энергообеспечения страны, стабильность поставок, политические и экономические отношения со странами транзита, стратегия развития внутренних областей страны, по которым могу пройти альтернативные маршруты, оптимизация маршрутов с точки зрения подключения к ним дополнительных источников, а также социо-экологические ограничения. В этом ряду тарифы могут подвергаться наиболее формальным методам анализа. Кроме того, в основном именно с их помощью транзитные страны используют выгоды своего геополитического положения. Но что мало применяется, а может оказаться геоэкономически не менее важным, - это "игра" тарифами страной-экспортёром, страной-поставщиком. Страна-поставщик (в данном случае Россия) может, изменяя тарифы, способствовать развитию различных видов транспорта и освоению отдельных районов, влиять на выбор путей транспортировки, а в некоторых случаях решать таким способом вопросы, касающиеся международной экономической политики. Такой способ уже начал применяться Нидерландами в ответ на директивы ЕС по либерализации рынка природного газа, но об этом чуть позже.
Тарифная стратегия России, как представляется, до последнего времени определялась инерционными тенденциями общегосударственности транспортных систем и перевозимых грузов, слегка скорректированных ведомственными устремлениями. Поэтому тарифы устанавливались лишь несколько выше предела рентабельности без какого-либо учёта инвестиционной составляющей и стали самыми низкими не только в Европе, не говоря уж об Америке, но и на постсоветском пространстве. Россия настаивает на едином тарифе по нефтепроводам "Дружба" и "Адрия" 0,64 долл. за тонну на 100 км, а Украина взимает 0,73, что заставляет обратить внимание на общую очень пёструю картину тарифной политики в России, если, конечно, такая политика есть. На внутристрановых нефтепроводах тарифы почти в шесть раз ниже, чем на экспортных: Приволжск (Верхневолжск) нефтепровод - 3,27-3,49 руб. за тонну на 100 км, российская часть нефтепровода "Дружба" - 2,44 руб. При существующих ценах на нефть это неоправданно низко.
Высказываемая мысль о том, что низкие тарифы на транспортировку нефти по России представляют собой фактор инвестиционной привлекательности, чрезмерно аргументирована, поскольку плата за перекачку, по оценкам Standart & Poor's, составляет из месторождений Сибири на экспорт 2-3 долл./барр., а на российские НПЗ - 0,5-1,5 долл./барр. (ОАО "АК Транснефть" - кредитный рейтинг. - Standart & Poor's. - 18.08.2003).Стоимость перевозки по России одной тонны на 100 км Standart & Poor's оценивает: на экспорт 0,36 и на НПЗ 0,31 долл. Это ниже, чем на Украине по направлению в порт Одесса, в 1,4 раза; до западной границы - в 2,3; по Белоруссии - в 1,3-2,0; по Латвии - в 2,2; по Литве - в 3,1; и по Казахстану - в 4,7 раза. По различным расчётам, транспортировка одного барреля нефти от месторождений до конечного потребителя не превышает 1,7 долл., то есть примерно 7% от цены, в то время как в США и Канаде транспортные расходы составляют по нефти до 25%.
Сближение внутренних и мировых цен, несомненно, должно сопровождаться и сближением тарифов транспортировки. Это, вопреки популистским доводам, пренебрежимо мало скажется на конечной цене нефти и нефтепродуктов, но позволит убрать диспропорции между эффективностью трубопроводной и железнодорожной транспортировки нефти, принесет существенные дополнительные доходы в бюджет, а не будет элементом государственного протекционизма частным нефтяным компаниям.
В межгосударственных отношениях изменения тарифов носили характер пассивного отклика, защитных действий в ответ на инициативы стран транзита, которые пытались использовать своё географическое положение, в общем, не только для извлечения "транзитной" ренты. Перечисление примеров несколько уводит изложение от основной темы, но нужно вспомнить и о постоянном стремлении Турции не столько ввести платежи за право прохода через Босфор и Дарданеллы, что как бы исключается буквой конвенции Монтрё, как получить возможность влияния (контроля, управления) на региональные потоки нефти. Через Босфор и Дарданеллы идёт нефть России и бывших республик, через турецкую территорию идёт нефть Ирака (Kиркук - Джейхан). У многоуважаемой нашей компании "Транснефть" есть планы строительства обходного, мимо проливов, нефтепровода через турецкую территорию. Это как бы соответствует заявленным стремлениям Турции не превращать проливы в нефтяную реку и обеспечить экологическую безопасность прилегающих к проливам территорий и акваторий. Но это еще больше соответствует геоэкономическим стремлениям Турции получить контроль над потоками нефти, что категорически противоречит интересам не только России, но и тех покупателей её нефти, которые не стремятся платить более высокую цену за нефть вследствие ограничений на её рынках. Геоэкономическая рента при этом поступит не только непосредственному получателю транзитного тарифа - Турции, но также тем экспортерам нефти, которые будут транспортировать её мимо установленных барьеров. Но если кто-то получает ренту, значит, что кто-то платит, в нашем случае - Россия и покупатели её нефти.
Установление тарифов не должно быть связано с финансовой или какой-либо другой политикой отраслевой транспортной монополии, говорим ли мы о "Транснефти" или "РЖД". Для экономики страны, для её народного хозяйства, для её политики отнюдь небезразлично, какие виды транспорта задействованы в перевозках, особенно в экспортных. Это остро проявилось в вопросе о поставках нефти на рынки АТР, в том числе в Китай. Споры о выборе маршрутов трубопровода: на Находку или на Дацин, - перешли границы внутренней экономической политики, и проблема стала обсуждаться на межгосударственном и дипломатическом уровнях. Между тем, используя пока конъюнктуру цен на нефть, но ещё не государственную тарифную политику, нефть в Китай начала поступать по железной дороге, несмотря на повышенную стоимость транспортировки и текущие неудобства перевалки груза на пограничных станциях Наушки и Забайкальск.
Базовые тарифы на транспортировку по железной дороге и трубопроводу различаются не критериально: по трубопроводу, по всей видимости, перекачка тонны нефти в Дацин будет стоить 10 долл. по расчёту "ЮКОСа", 18 долл. по расчётам CERA (Cambridge Energy Research Associates) и 17 долл. по расчётам отечественных аналитиков (Захарова Т. Находка пишем, Дацин в уме - www.neftegaz.ru/analit/reviews - 24.12.2003 г.), то есть примерно 500 руб. за тонну. Базовый ж/д тариф перевозки тонны нефти и нефтепродуктов на 3000 км составляет около 500 руб. В 2000 г. транспортировка из Ангарска в Забайкальск стоила 14 долл. США, а с августа 2003 г. - 51-59 долл. за тонну (РЖД переводит стрелки на ЮКОС / Коммерсантъ, 22.01.2004 г.). Поэтому не удивляют расчёты института Гипротрубопровод, согласно которым трубопровод строить дешевле в три раза, чем перевозить нефть по БАМу (http://gov.buryatia.ru.8080/econ/ - 23.01.2003). Можно отдельно обсуждать металлоёмкость транспортировки по трубопроводу и по железной дороге, скорость доставки партий и т.д., но в целом железная дорога, если она будет работать не только в ведомственных интересах, но и в интересах страны, оказывается вполне конкурентоспособной и, несомненно, для страны более предпочтительной.
О тарифах на транспортировку нефти в смысле геоэкономики следует говорить не только в контексте выбора трубопроводного или железнодорожного варианта экспорта в Китай, но также и при обсуждении различных вариантов прокладки трубопровода. Аргумент за маршрут до Дацина, а не до Находки, основанный на разнице тарифов в 0,35 долл./т вряд ли следует считать сколько-нибудь значительным, поскольку Китай сторговывает цены на нефть существенно более низкие, чем можно получить при её реализации на других рынках. Следует принимать во внимание более важные аргументы: экономическую безопасность; возможность направлять партии груза наиболее выгодным образом, улавливая арбитражную разницу; избежать дополнительных нагрузок на природную среду новым строительством и др.
Если нужно говорить о необходимости поддержания железнодорожных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность с трубопроводным транспортом, то трубопроводные тарифы следует повышать, хотя и существует дополнительная аргументация, что повышение тарифов "Транснефтью" может привести к их сближению с тарифами Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), и тогда "Транснефть" может потерять часть потоков нефти из Казахстана, Азербайджана и Туркмении. Но эти потоки сейчас составляют не более 5% от общей загрузки трубопровода и могут быть вытеснены сами по себе при росте экспорта нефти российского происхождения. Кроме того, не исключено, что отказ России от борьбы за перекачку нефти Казахстана и Азербайджана при регулировании прокачки российской нефти по КТК приведёт КТК к самостоятельному решению о подъёме тарифов, что увеличит поступления в бюджет России. Появилось сообщение, что тариф по КТК может быть пересмотрен уже с июля 2004 г. и составит 27,19 долл./барр. Подъём тарифов "Транснефти" сколько-нибудь существенно не отразится на финансовом положении частных нефтяных компаний, уровень безубыточности которых составляет по самым пессимистическим оценкам 8-12 долл./барр.
Пока мы не затрагиваем вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов из северных портов, минуя транзитные страны и проливы. На морских путях фрахтовые ставки определяются рынком тоннажа и рядом других факторов, слабо контролируемых отдельным государством. Например, даже решение Норвегии о расширении территориального моря и установлении прилежащей зоны в целом ненамного удорожает перевозку грузов из Мурманска или Варандеи в Европу. Заметим только, что цены на вновь строящиеся танкеры понижаются, а фрахтовые ставки растут. Иными словами, отсутствие институционально оформленной монополии и либерализация рынка не однозначно приводит к понижению цен. Проявляется действие "невидимой руки" рынка, и совершенно правильно действует "Лукойл", создавая свой собственный танкерный флот.
И, наконец, о Нидерландах. Это, правда, относится к транспортировке природного газа, а не нефти, но всё же весьма любопытно. Нидерланды в целом были против либерализации европейского рынка газа, но не могли воспрепятствовать решению ЕС по существу. Компания "Газуни" избрала путь формы - изменение тарифной политики, используя практику интернет-провайдеров. С января 2004 г. тарифы устанавливаются в зависимости не от дальности транспортировки, а за доступ к сетям: базовый тариф за перекачку максимальных контрактных объёмов в час в год, для чего год делится на 8760 часов. Кроме того, существует тариф для дополнительных объёмов на 2500 часов в год по троекратным ценам. В результате покупатели газа по-прежнему стремятся заключить с "Газуни" долгосрочные контракты, но уже по своей воле, а не потому, что им кто-то это навязывает.
Методика "Газуни" не может быть прямо использована Россией из-за существенной разницы в расстояниях транспортировки до различных покупателей, но её можно модифицировать, во всяком случае, она показывает возможности работы и в режиме полной либерализации рынка.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены