|
|
27 марта
2001 г. |
Источник: "Новые
известия" |
Автор: Вячеслав
Ширяев |
Сезон
больших трубопроводов
|
В
этом году Россия получит новые направления экспорта нефти
|
Вчера началось
заполнение нефтью трубопровода Тенгиз - Новороссийск, принадлежащего
Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). Тем самым масштабный
проект транспортировки нефти с месторождений Западного Казахстана
до Черного моря вышел на финишную прямую. В июне - июле этого года
от Новороссийска отойдет первый танкер с нефтью, а сам нефтепровод
вступит в эксплуатацию в конце нынешнего года. На первом этапе мощность
трубопровода составит 28, 2 млн. тонн нефти, затем она будет доведена
до 67 млн. тонн нефти в год. |
Это событие
трудно переоценить. Стоит сказать, что за 35 лет эксплуатации нефтепровода
Россия получит в виде прибыли и налогов более 23 млрд. долларов,
будет создано свыше 160 тыс. новых рабочих мест. Не меньшее значение
он имеет и в геостратегическом отношении. Дело в том, что реализация
проекта строительства нефтепровода Баку - Джейхан, против которого
выступает Россия, зависит от Казахстана, точнее, от его нефти. Сейчас
США, Турция и Азербайджан на всех уровнях уговаривают казахстанское
руководство присоединиться к этому проекту. Введение в эксплуатацию
трубопровода Тенгиз - Новороссийск означает, что Казахстан получит
вместо мифического турецкого "журавля" реальную черноморскую "синицу".
К тому же, по оценке экспертов, КТК в состоянии покрыть не только
текущие, по и перспективные потребности Казахстана в экспортных
мощностях. От добра добра не ищут. |
Кроме того,
Казахстан получит в ближайшей перспективе доступ к еще одному экспортному
направлению. Это Балтийская трубопроводная система (БТС). Первая
ее очередь мощностью 12 млн. тонн будет построена тоже в конце этого
года. Кстати, этот маршрут может быть уже включен в готовящееся
Астаной и Москвой долгосрочное соглашение о транзите казахстанской
нефти. |
Впрочем, БТС
имеет огромное стратегическое значение для самой России. Если сейчас
вся российская нефть, экспортируемая в северо-западном направлении,
проходит через балтийские страны, то с завершением строительства
БТС у России появится собственный нефтяной порт на Балтике. |
|
|